Археологи обнаружили преднамеренные изменения человеческих костей, указывающие на ритуалы насилия и унижения
Археологи, исследующие Машицкую пещеру на юге Польши, сделали шокирующее открытие: кости местных жителей, датируемые 18 000 г. до н. э., указывают на каннибализм среди доисторических людей, которые использовали своих жертв как средство унижения побежденного врага даже после его смерти. Останки, найденные среди костей животных, предполагают, что эти практики могли быть частью более широкого культурного контекста насилия в Европе того времени.
Исследование проанализировало 63 образца человеческих костей с использованием усовершенствованной 3D-визуализации. Результаты показали, что 68 процентов образцов имели признаки манипуляций, такие как порезы и царапины, соответствующие каннибальским практикам. Исследователи обнаружили, что распространенные действия включали извлечение мышц, костного мозга и мозгового вещества из тел для потребления.
Пещера Машицка, некогда населенная доисторическими группами, находилась на пути миграции людей из Западной Европы. Эти люди, следуя за отступающими ледниками, покинули свои дома, такие как пещеры, украшенные наскальными рисунками в Испании и Франции, чтобы занять новые края континента, включая территорию современной Польши, по словам археолога Марты Полтович-Бобак из Жешувского университета. Работа в пещере началась в 19 веке, когда первые археологи нашли множество человеческих костей, представляющих собой останки мужчин, женщин и детей, среди которых уже были предположения о возможном каннибализме.
Однако до недавнего времени у исследователей не было достаточно веских доказательств в поддержку этих теорий. Последнее открытие было сделано, когда Франсеск Марджинедас, археолог из Каталонского института палеоэкологии человека, обнаружил человеческие кости, которые ранее были ошибочно идентифицированы как кости животных, во время изучения архивов Краковского археологического музея. Используя новые технологии, исследователи смогли более подробно проанализировать недавно обнаруженные образцы, что привело к важным выводам о физическом состоянии останков. стр> <стр>Как сообщил исследователь Дариуш Бобак, были обнаружены явные следы порезов и усилий по извлечению питательных веществ из костей. Следы «микроцарапин» и «раздавливания» костей указывают на то, что тела использовались не только для захоронения, но и для внутренних нужд группы. Палеоантрополог Сильвия Белло, комментируя результаты, отметила, что сомнений в каннибализме быть не может.
Ученые также подчеркивают, что практики каннибализма не являются редкостью в этот период времени. Примеры из других частей Европы, таких как пещера Гоф в Англии и Брилленхааль в Германии, подтверждают, что такие группы практиковали такие культурные практики, как экзоканнибализм, когда побежденные враги становились пищей для своих соперников. Однако причины такого поведения остаются неясными.
Некоторые исследователи предполагают, что каннибализм мог возникнуть в результате нехватки продовольствия. Однако в то время в регионе было много диких животных, что ставит под сомнение гипотезу о голоде. Полтович-Бобак подчеркивает, что такие практики также могли иметь символическую природу: каннибализм мог быть частью ритуала, направленного на почитание умершего родственника, призванного предотвратить его разложение и передать мудрость.
Однако захоронение останков, разбросанных вместе с костями животных, ставит под сомнение эти интерпретации. Исследователи утверждают, что такой тип захоронения является прямым доказательством унижения. Это открывает возможность того, что каннибализм мог использоваться как средство демонстрации власти над врагом, создавая культурный кодекс насилия среди воюющих групп. Как отмечает Маргинедас, поедание побежденных врагов могло служить символическим актом унижения.
Сложность и невозможность помещения этих актов в культурный и исторический фон затрудняют определение точных мотивов таких жестоких практик. Однако разбросанные останки человеческих костей, найденные в ходе более масштабных археологических раскопок в Европе, позволяют предположить, что каннибализм как форма насилия мог быть неотъемлемой частью образа жизни некоторых доисторических сообществ.

Свежие комментарии