В прошлом году, когда пандемия увеличила спрос на онлайн-покупки, Amazon наняла 500 000 человек. Тем временем Окадо принес роботов. Интернет-бакалейщик сделал серию инвестиций в автоматизированные склады и компании, занимающиеся робототехникой, чтобы справиться с неожиданным всплеском заказов на дом, а также выгодно сотрудничать с Marks & Spencer.
На его последних складах роботов больше, чем людей, и баланс идет только в одном направлении.
«Розничные торговцы теперь понимают, что только за счет инвестиций в автоматизацию они могут предоставить своим клиентам отличные услуги, но при этом они остаются прибыльными», — заявила компания в своем годовом отчете.
По мере того, как мир надеется избавиться от COVID-19, все больше компаний будут выглядеть как Ocado. Пандемия привела не только к трудовому кризису, когда обеспокоенные рабочие не хотели подвергаться воздействию вируса. Это также вызвало всплеск спроса в определенных отраслях, особенно в онлайн-торговле, и нанесло ущерб глобальным цепочкам поставок.
В последние месяцы наблюдается нехватка желающих рабочих. обвиняемый в продолжающемся беспокойстве по поводу Covid и продолжающихся пограничных ограничений, привел к повышению заработной платы.
Другими словами, это идеальный сценарий для вмешательства роботов. Согласно данным Interact Analysis, в этом году поставки промышленной робототехники вырастут на 9%. ABI Research прогнозирует, что глобальные расходы на автоматизацию вырастут с 23 млрд долларов (16,6 млрд фунтов) до 31 млрд долларов.
«У вас есть такая ситуация, когда у них такой дешевый капитал и из-за того, что стоимость заимствований так низка, компании могут действительно думать об инвестировании в долгосрочной перспективе и, используя кризис, чтобы сделать [свою] цепочку поставок более устойчивой», — говорит Риан Уиттон из ABI Research. «Неудивительно, что автоматизации уделяется много внимания».
Поскольку в первой половине 2020 года коронавирус ограничивал людей в их домах, роботы были задействованы в серии рекламных инициатив. Дроны были модернизированы для распыления дезинфицирующих средств вокруг общественных мест; Сингапур завербовал собак-роботов, чтобы заставить людей дистанцироваться в парках; Компания по производству беспилотных такси Waymo приостановила поездки с безопасным водителем на сиденье, но продолжила поездки без водителя.
Многие из этих инициатив оказались недолговечными. Но несколько необратимых изменений в поведении за последние 18 месяцев предполагают, что давно объявленный рост роботов может произойти быстрее.
Главным из них стал быстрый рост онлайн-покупок, где низкая маржа и стремление к эффективности означают, что роботизированные склады пользуются большим спросом. Потребители, которым требуются более быстрые поставки, также подтолкнули розничных торговцев к созданию более компактных складов в центрах городов, где пространство в дефиците.
AutoStore, норвежская робототехническая компания, построила в магазинах центры «микро-фулфилмент», что позволяет доставить товары за считанные минуты из домов покупателей. В апреле компания привлекла 2,8 млрд долларов от инвесторов, включая SoftBank, по оценке в 7,7 млрд долларов по сравнению с 1,9 млрд долларов в 2019 году.
Сделка является частью большого притока инвестиций. По данным PitchBook, после того, как венчурный капитал для компаний, занимающихся робототехникой и дронами, упал в прошлом году до 5,1 миллиарда долларов, он почти удвоился по сравнению с 2021 годом до 9,3 миллиарда долларов.
Tharsus, крупнейший британский производитель коммерческих роботов, сообщил, что в прошлом году выручка выросла на 40% и составила 81 млн фунтов стерлингов.
Главный исполнительный директор Брайан Палмер объясняет этот рост отчасти тем фактом, что технический прогресс просто сделал роботов более способными: «Существует множество различных отраслей, в которых огромное количество людей полагается на выполнение довольно простых задач. Компании, возможно, смотрят не на то, как напрямую заменить человека, а на то, чтобы привлечь роботов [чтобы сделать своих сотрудников более продуктивными] ».
Уиттон из ABI Research говорит, что попытки «перенести» больше производства после перебоев в поставках во время пандемии также стимулировали расходы на заводскую робототехнику, которая необходима для повышения рентабельности отечественного производства.
«Если вы собираетесь вернуть производство из Китая или Вьетнама — этих мест с гораздо более низкой заработной платой и гораздо меньшей защитой труда… тогда вам необходимо значительно повысить производительность на Западе», — говорит он. «Это требует больших вложений в автоматизацию».
Риск автоматизации
Пока что было мало признаков того, что более высокие инвестиции в роботов приведут к снижению занятости, хотя схемы увольнения держали их искусственно заниженными. Но продолжающиеся вопросы по рынку труда могут только стимулировать рост роботов. В прошлом году исследователи Федерального банка Сан-Франциско обнаружили, что неопределенность, вызванная пандемиями, часто ускоряет автоматизацию.
В прошлом году Ocado нанял больше сотрудников, а также роботов, их численность увеличилась с 15 152 до 18 618 человек, многие из которых занимают технические должности.
Палмер из Tharsus говорит, что робототехнические компании отчаянно пытаются нанять специалистов по обработке данных, необходимых для анализа огромных объемов информации, производимой машинами.
Если пандемия действительно ускорила рост числа роботов, по крайней мере, одна работа все еще будет сохраняться.
Свежие комментарии