Ясмин Мванза в роли Джорджины Лоуренс, Шарлин Уайт в роли Дорин Лоуренс и Джордан Мири в роли Стюарта Лоуренса Фото: ITV
Когда Роберт Пил основал столичную полицию в 1829 году, он поставил перед ней радикальную идеалистическую миссию. Его офицеры должны были быть не агентами государства, а «гражданами в форме», осуществляющими полицейское управление с согласия. Тогда это была уникальная идея, и до сих пор она остается редкостью. Когда он работает, это луч света. Но это не удается, когда мы решаем, что члены некоторых сообществ не являются настоящими гражданами.
К моменту выхода нашей новой телевизионной драмы « Стивен» (в 2006 году) семья Лоуренса из Пламстеда на юго-востоке Лондона уже 13 лет ждала правосудия, причитающегося любому гражданину. Потеря ребенка — худшее, что может представить большинство из нас. Невозможно представить, чтобы потерять ребенка из-за безжалостных и жестоких головорезов, которым позволено гулять на свободе. Мир, казалось, говорил, что жизнь Стивена не имеет значения. Он был «просто еще одним чернокожим мальчиком», убитым на улице.
Родители Стивена, Дорин, бывшая учительница с особыми потребностями, теперь баронесса в Палате лордов, и Невилл, плотник и штукатур, сделали все возможное, чтобы мир увидел, что жизнь Стивена имеет значение. Их кампании оказали огромное влияние на британскую жизнь — от благотворительных фондов, таких как стипендия Стивена Лоуренса для молодых архитекторов и потрясающий общественный центр Стивена Лоуренса в Льюишеме, до важных изменений в Метрополитене, особенно в области семейных связей.
Отчет Макферсона, результат общественного расследования ошибочного расследования убийства Стивена, привел к отмене 800-летнего правила двойной опасности. Единственное, чего Лоуренсам не удалось добиться для Стивена, так это справедливости. К тому времени, когда DCI Клайв Дрисколл занялся этим в 2006 году, это стало противоречивым аргументом. Один офицер, у которого взяли интервью во время исследования драмы, описал атмосферу того времени как «команда встретилась» по сравнению с «командой Лоуренса», и вам пришлось выбирать чью-то сторону. Но Клайв и его команда были именно такими, какими мечтал Пил. Они отказались от политической статики, рассматривали это дело как «очередное убийство» и расследовали его со скрупулезным вниманием к деталям.
Это полная противоположность медвежатам-индивидуалистам, которых мы знаем из телесериалов. Они не срезали углы и не нарушали правил. Невилл Лоуренс сказал Клайву: «Делай свою работу». Вот что они сделали. Хронология всего расследования продолжается страница за страницей. Одна из проблем, с которыми они столкнулись, заключалась в том, что новым доказательством, необходимым для удовлетворения дела Королевской прокуратуры, было микроскопическое пятнышко крови Стивена на куртке одного из убийц, Гэри Добсона. Обеспокоенные тем, что длительный разрыв между убийством и обвинением будет означать, что доказательства были скомпрометированы, они отслеживали каждое движение каждого экспоната (например, куртки Добсона) за эти 13 лет.
Стив Куган играет DCI Клайва Дрисколла Фото: ЛОРЕНС СЕНДРОВИЧ
Эти вещи обнадеживают и унизительны, но не являются очевидными составляющими большой драмы. Никаких автомобильных погонь. И никакой детективы, потому что все, включая полицию, точно знали, кто это сделал, в течение нескольких часов после убийства. Но правда часто более драматична. В какой-то момент команда Дрисколла реконструировала каждый момент убийства Стивена, чтобы убедить команду криминалистов, что это было продолжительное нападение и, следовательно, заслуживает дальнейшего судебно-медицинского расследования. Эта реконструкция была одной из самых эффектных и мучительных сцен, которые мы когда-либо видели.
По сути, это история доверия. То, на что Клайв — отец пятерых детей — пошел, чтобы завоевать доверие Лоуренсов, трогательно и забавно. Он начал с того, что принес Дорин пончики, позже перерос это к стрижке ее лужайки и, в конечном итоге, к необходимости мириться с тем, что его команду называют «частными полицейскими силами Дорин Лоуренс». Клайв говорит, что он наконец понял, что она начала ему доверять, только когда однажды она попросила у него совета по обрезке роз. Именно в таких крошечных жестах мы действительно раскрываем себя. Ослабление бдительности было для Дорин настоящим подвигом. К сожалению, повороты в рассказе обычно исходили из других мест в Метрополитене. Более озабоченные репутацией сил, чем расследованием, анонимные офицеры подорвали бы это растущее доверие корыстными утечками в прессу. Поразительно, что, несмотря на все это, Дорин хранила веру в расследование Клайва. Их обоих объединяет понимание непреодолимой силы неиссякаемого терпения.
Когда в 2017 году мы с моим сыном Джо начали работать над сценарием, мы знали, что этого не произойдет, если Лоуренсы не доверят нам свою историю. В тот день, когда мы пошли на встречу с Дорин, мы звонили друг другу, заверяя друг друга, что все будет хорошо. В конце концов, Марк Рэдхед — наш исполнительный продюсер — стал предшественником нашего сериала «Убийство Стивена Лоуренса» в 1999 году. Джо познакомился с Дорин несколько лет назад на форуме по подотчетности сообщества CPS, и я написал письмо, в котором она участвовать в церемонии открытия в Лондоне 2012 года в качестве автора этого мероприятия. Мы чувствовали себя уверенно, пока наконец не встретились и не поняли, что носим одинаковые рубашки, как члены секты.
Баронесса Дорин Лоуренс помогла со сценарием Авторы: Пол Гровер
Нам не о чем волноваться. Она была фантастически щедрой на свое время и внимание. Мы познакомились с ней в Палате лордов. Увидев ее в этом контексте, мы поняли, что Дорин действительно понимает, как работают институты. Как они пытаются себя защитить. Во многих отношениях она понимала Метрополитен лучше, чем Клайв. Она также понимала, что его расследование будет лишь одной главой в ее истории. Невилл сейчас живет в основном на Ямайке, поэтому мы встречались только на Zoom, но его открытость прогнала мили. Его уязвимость — резкое напоминание о том, что независимо от того, сколько юридических или политических побед они одержат, ничто не сможет избавить от боли проигрыша Лоуренсов.
Другим человеком в нашей истории, который каким-то образом нашел в себе смелость довериться нам, был друг Стивена — другая жертва этого расистского нападения — Дуэйн Брукс. В ночь убийства офицер отвез Дуэйна в A&E и бросил его у двери. Это был подросток, который только что стал свидетелем убийства своего лучшего друга и сам чудом избежал убийства. Это, как заметил Клайв, не было непрофессиональным; это было бесчеловечно. В последующие годы Дуэйн привлек к себе больше внимания полиции, чем убийцы. Во время судебного процесса над Добсоном и Дэвидом Норрисом в 2011 году (после рассмотрения судебно-медицинских доказательств) умер его отец. У Дуэйна были все основания не выступать. Но он встал и пережил события той ночи. Захватывающая дух игра Ричи Кэмпбелла в роли Дуэйна возвращает к жизни мужество того момента в суде, который закончился тем, что Добсон и Норрис были признаны виновными в убийстве.
Мы чувствовали огромную ответственность придерживаться фактов, насколько это возможно, до такой степени, что мы сознательно заменяли наш собственный диалог предложениями, вырезанными из протоколов судебных заседаний и интервью с Невиллом и Дорин, а также книгами, которые они написали. Первые главы книги Дорин «И все же я встаю» — это потрясающе красивые воспоминания о ее детстве, напоминание о том, что нам нужно было найти место, чтобы драматизировать человека в целом, а не только участника кампании. Между тем, Клайв (здесь играет Стив Куган) — подарок любому писателю. Его разговор приправлен кливизмом. Чрезвычайно умный — особенно эмоционально умный — человек, как он узнал на работе. Он — мир вдали от иерархических полицейских с университетским образованием. Его образцом для подражания был Диксон из Док-Грин. То, что ему нравилось писать, — отсутствие претенциозности, его способность признать свою неправоту — делало его хорошим полицейским. Трудно не быть очарованным рыцарским тоном, который он принимает по отношению к Дорин, которую он всегда называет «баронессой».
Хью Куарши играет Невилла Лоуренса Фото: ЛОРЕНС СЕНДРОВИЧ
Расизм и предполагаемая коррупция в Метрополитене превратили то, что должно было быть необычно прямым расследованием убийства, в скандал, который длился целое поколение и, как я уже сказал, остается нерешенным. Этому расизму было позволено процветать, потому что, хотя Метрополитен чувствовал себя ответственным перед прессой и политиками, он не чувствовал ответственности перед чернокожими сообществами. Клайв отметил, что в девяностые люди, убившие Стивена, чувствовали бы себя в полиции более комфортно, чем Стивен. Если полиция должна быть «гражданами в униформе», то сила должна быть похожа на граждан.
Институты — будь то Метрополитен, парламент, полиция, BBC — должны идти в ногу с изменениями в нашем обществе. Люди отметили актуальность этой серии, поскольку она появилась после протестов Black Lives Matter в прошлом году. Но правда в том, что сериал казался своевременным в любой момент за те годы, когда мы над ним работали. Дело Лоуренса связано со всеми проблемами британской жизни — взломом телефонов, тайной охраной полиции, Windrush. Эти связи установили сами Лоуренсы. Если кто-то и собирается вернуть нас к видению Роберта Пиля, так это Дорин и Невилл Лоуренс с их неиссякаемым терпением.
Стивен начинается на ITV 30 августа в 21:00.
Свежие комментарии