Эллен Берстин, начало фильма «Экзорцист», с писателем Уильямом Питером Блатти. Фото: Гетти.
Пятьдесят лет назад был опубликован роман, который назвали «самой ужасающей книгой из когда-либо написанных». В нем говорилось о демонической одержимости 11-летней девочкой в Вашингтоне, округ Колумбия, и в основном оно было основано на реальной истории аналогичного инцидента, произошедшего в Джорджтаунском университете в 1949 году.
После неуверенного старта он стал одним из определяющих бестселлеров своего времени, наряду с «Крестным отцом» Марио Пьюзо и «Челюстями Роберта Бенчли»: все три книги в конечном итоге были превращены в определяющие эпоху фильмы, получившие «Оскар». Автор романа Уильям Питер Блатти в конце концов получил «Оскар» за свою экранизацию сценария. Тем не менее, его необычайный успех всегда беспокоил Блатти, который считал себя писателем комиксов. Как он позже с сожалением сказал: «Печальная правда в том, что никто не хочет, чтобы я писал комедии».
Блатти начал свою карьеру в качестве юмористического романиста, написавшего такие книги, как «Я, Билли Шекспир» и «Какой путь в Мекку, Джек?». Ему посчастливилось стать финансово независимым в молодом возрасте после того, как в 1961 году он выиграл астрономическую сумму в 10 тысяч долларов на игровом шоу, организованном Граучо Марксом.
Деньги позволили ему бросить работу в сфере связей с общественностью и стать писателем, не обремененным необходимостью зарабатывать на жизнь. И, по счастливой случайности, он встретил режиссера Блейка Эдвардса, только что после успеха «Розовой пантеры» 1963 года. Как сказал биограф Эдвардса Уильям Лур: «Блатти добавил в эту смесь острое, как бритва, словесное остроумие, которое Эдвардс всегда приписывал иезуитскому обучению Блатти».
Эдвардс сотрудничал с Блатти над сценарием продолжения Розовой пантеры, «Выстрел в темноте». Он был адаптирован из французского фарса L'idiote, и теперь в нем фигурирует бесподобный комикс Питера Селлерса «Инспектор Клузо». Единственный из фильмов о пантере, в названии которого нет названия одноименного драгоценного камня, он часто считается лучшим в сериале, не в последнюю очередь из-за того, что в нем представлен комиссар заклятого врага Дрейфуса, которого сыграл Герберт Лом.
Первое издание романа Уильяма Питера Блатти «Экзорцист» Предоставлено: ABE Books.
Критикам это понравилось. Житель Нью-Йорка написал, что «Кадр в темноте, снятый на Бродвее, был посредственной комедией, но Блейк Эдвардс, который снял фильм и работал над сценарием с Уильямом Питером Блатти, имел здравый смысл выбросить фондовый фонд в окно. и позволить мистеру Селлерсу выйти из-под контроля «.
Эдвардс и Блатти продолжали сотрудничать в течение шестидесятых, создавая «Что ты делал на войне, папа?». и Дорогая Лили. Но Блатти продолжал думать об описании одержимости демонами, о котором он слышал, когда был студентом Джорджтаунского университета в 1950 году. Два десятилетия спустя он начал писать это как произведение художественной литературы. По крайней мере, поначалу он не собирался писать ужасы, жанр, который давно считался немодным. Как он позже сказал: «Когда я писал роман, я думал, что пишу сверхъестественный детектив, который был наполнен тревогой с богословским подтекстом. пытаясь кого-нибудь напугать «.
Был ли Блатти лукавством или нет — и, учитывая содержание «Экзорциста», кажется, что только самый невнимательный из романистов мог создать что-то столь же элементарно ужасающее, полагая, что он просто пишет убедительную страницу, переворачивающую страницы, — он продал книгу издательство Harper & Row. Они считали, что в их руках огромный бестселлер, и потратили то, что Блатти скромно назвал «целым состоянием», на его популяризацию. Но, несмотря на сильные отзывы и книжный тур по 26 городам, поначалу коммерческий успех не имел.
Уильям Питер Блатти с Линдой Блэр и Уильямом О'Мэлли, звездой и техническим консультантом «Экзорциста» Фото: Беттманн
В какой-то момент Блатти был удивлен и разочарован тем, что одна подписка в крупном универмаге была отменена, потому что, как сказал ему торговый представитель, его книга продавалась так плохо, что они отправили все свои копии обратно в качестве возврата издателю. .
И все же Блатти оказался счастливчиком, и ему повезло, когда его пригласили на влиятельное шоу Дика Каветта. Хотя исследователи программы предупредили его, чтобы он не надеялся на появление, поскольку Каветта не интересовали сверхъестественные истории, его вызвали в программу в качестве последней замены для двух гостей: одним из них был актер Роберт Шоу, чья внешность был прерван из-за состояния алкогольного опьянения. Таким образом, Блатти был предоставлен 45-минутный блок на телевидении в прайм-тайм, чтобы обсудить «Экзорциста», и книга, как следует, появилась в списке бестселлеров New York Times. Из-за неблагоприятного начала это превратилось в феномен.
Хотя Голливуд изначально не интересовался книгой после публикации, ее коммерческий успех привел к тому, что студии боролись друг с другом за права. Джон Калли был главой Warner Bros в то время и имел репутацию человека, работавшего над необычными и противоречивыми проектами, ориентированными на взрослых, такими как «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика и «Дьяволы» Кена Рассела.
Блатти любил рассказывать историю о Колли, который читал книгу дома в одиночестве в постели, в подходящей жуткой атмосфере, и о том, как он пытался затащить собаку на кровать для компании. Но животное, почувствовав неладное, не подходило ближе. Как сказал Блатти: «Это закончилось титанической борьбой между Колли и собакой. Калли тащил собаку вверх, собака тосковала и впивалась когтями в деревянный пол. Наконец он поднял его на кровать. в тот момент, я думаю, книга была горячей. Он был в ужасе ».
Уильям Питер Блатти в 2013 году на «Шагах экзорциста» в Джорджтауне, где в фильме священник падает и умирает. Фото: EPA / JIM LO SCALZO.
Вскоре «Уорнерс» ускорила производство, и по просьбе Блатти наняли оскароносного режиссера Уильяма Фридкина, только что добившегося успеха с «Французской связью». Был собран звездный состав, в том числе Эллен Берстин, великий характерный актер Ли Дж. Кобб и любимый актер Ингмара Бергмана Макс фон Зюдов в роли отца Меррина, титульного экзорциста.
Когда в 1973 году вышел «Экзорцист», он быстро стал феноменом — возможно, из-за рассказов о том, как зрители падали в обморок или рвались от испуга. Он стал самым успешным фильмом из когда-либо выпущенных Warners, несмотря на его рейтинг R только для взрослых; После того, как Блатти получил премию Оскар за свой сценарий, он, должно быть, вообразил, что мир публикаций и литературы лежит у его ног, ожидая своего покорения.
Поэтому удивительно обнаружить, что, хотя Блатти дожил до 2017 года, ничто из того, над чем он впоследствии работал, не имело такого же культурного влияния или финансового успеха. И он, и Фридкин мудро избежали какого-либо участия в продолжении своего фильма «Экзорцист 2: Еретик», режиссером которого был Джон Бурман, и который теперь радуется своей репутации одного из худших фильмов, когда-либо созданных.
Блатти и Фридкин однажды инкогнито видели его в кинотеатре. «По смеху аудитории можно было подумать, что мы смотрели« Продюсеров », — сказал автор. Хотя ему предложили огромную сумму денег за написание сценария, он отказался, но позже сказал: «Хотел бы я сделать это сейчас». Тогда, по крайней мере, у нас никогда не было бы «Еретика».
Вместо этого он написал Девятую конфигурацию, вторую часть своей так называемой «Трилогии веры». Вместо романа ужасов, которого могли ожидать читатели, Блатти вернулся к своим комическим истокам, чтобы создать абсурдистскую черную комедию, которая переработала его роман 1966 года «Мерцание, мерцание,« Убийца »Кейна» в экзистенциальный фарс, действие которого происходит в военном психиатрическом госпитале. В нем, среди прочих персонажей, фигурировал офицер, который зациклился на постановке произведений Шекспира, но использовал только гипсовых собак.
Книгу было трудно продать, но Блатти удалось написать, направить и продюсировать ее экранизацию, вложив половину бюджета в 4 миллиона долларов и убедив конгломерат безалкогольных напитков PepsiCo предоставить остальное. (Позже он отметил, что единственным творческим вкладом, который они внесли, был запрос о том, чтобы фильм был снят в Венгрии, чтобы позволить им направить средства на завод по розливу, который они построили в стране.)
В конце концов, в 1980 году была выпущена «Девятая конфигурация». Хотя она получила признание критиков, те, кто ожидал еще одного ужасающего фильма ужасов, были разочарованы, несмотря на присутствие в одной из главных ролей Джейсона Миллера из «Экзорциста». Блатти получил «Золотой глобус» за свой сценарий, но фильм оказался коммерческим провалом, едва окупив свой небольшой бюджет. Соответственно, Блатти вернулся к теме, которая принесла ему славу и состояние.
Он написал «Легион», продолжение «Экзорциста», действие которого разворачивается спустя годы после событий книги, и, вооружившись коммерческим успехом романа, он адаптировал его в сценарии. Хотя некоторое время считалось, что режиссер Джон Карпентер, Блатти защищал его историю и служил сценаристом-режиссером, нанимая актерский состав, в который входили Джордж К. Скотт, Брэд Дуриф и, опять же, Миллер в качестве дезориентированного, узаконенного отца Карраса, или Пациент X '.
Джордж К. Скотт в фильме «Экзорцист III» Авторы и права: allstar
Фильм стал прекрасным дополнением к «Девятой конфигурации» и «Экзорцисту», сочетая церебральный диалог с элементами потрясающего ужаса. Мне достаточно упомянуть «сцену в больнице с ножницами», чтобы любой, кто видел фильм, задрожал от воспоминаний. Однако производственная компания Morgan Creek была недовольна версией фильма Блатти на том основании, что на самом деле в нем не было сцен изгнания нечистой силы.
Поэтому они вынудили его переснять кульминацию финала, насыщенного спецэффектами, с участием Николая Уильямсона в качестве приглашенного экзорциста. «Все в порядке, но в этом нет никакой необходимости, и это меняет характер пьесы», — пожаловался Блатти. «У меня было право на один предварительный просмотр, после чего они могли пойти и сделать с картиной все, что захотят. Они дали мне предварительный просмотр, но это была самая низкая аудитория предварительного просмотра, которую я когда-либо видел в своей жизни. Они притащили зомби из Гаити, чтобы посмотреть этот фильм. Это было невероятно. Но я решил, что лучше мне это сделать, чем кто-либо другой. Я глупо подумал: я могу сделать хороший экзорцизм, я превращу ухо этой свиньи в шелковый кошелек. И я сделал это ».
Фильм имел неплохие кассовые сборы, в четыре раза превысив первоначальный бюджет, но трудности с его производством, не говоря уже о разочарованиях в «Девятой конфигурации», испортили мнение Блатти о киноиндустрии. Хотя было несколько последующих попыток адаптировать «Экзорциста» для сиквелов и для телесериала, он не участвовал ни в одном из них, предпочитая вместо этого вернуться к написанию художественной и научно-популярной литературы.
После того, как в 2006 году умер его сын Питер, четыре года спустя Блатти опубликовал сверхъестественный роман «Димитер», посвященный ему. Позже он говорил об этом, представляя «истинное» заключение своей трилогии «Вера», которая, как он теперь считал, состоит из Экзорциста, Легиона и Димитера. Было краткое предположение, что он может воссоединиться с Фридкиным, чья звезда за прошедшие десятилетия так же угасла, чтобы написать экранизацию. В разговоре между двумя мужчинами Блатти сказал о Димитере: «Без сомнения, это лучшее произведение, которое я написал. Я не могу превзойти его. Я это знаю».
Блатти всю жизнь верил как в сверхъестественное, так и в жизнь после смерти. Подобно Стэнли Кубрику, который нашел «Сияние» странно утешительной книгой из-за утверждения о существовании (по общему признанию злонамеренной) загробной жизни, Блатти был убежденным католиком. В 2015 году он написал книгу «В поисках Питера: правдивая история руки провидения и доказательства жизни после смерти», в которой автобиографические элементы сочетаются с искренним рассказом о смерти его сына и его верой в то, что эти двое воссоединятся после смерти самого Блатти. прочь. Блатти умрет в 2017 году от множественной миеломы.
После смерти Блатти в большинстве некрологов «Экзорцист» был отмечен как его главное достижение, как для книги, так и для фильма, и это остается работой, с которой он был наиболее тесно связан. Тем не менее, как он сказал в интервью: «Я всегда верю, что божественная рука есть повсюду». У Уильяма Питера Блатти, от его огромных успехов до разочаровывающих провалов, была одна из самых выдающихся голливудских карьер среди писателей. Даже когда анонсируется новый телесериал «Экзорцист», он остается гораздо более интересной фигурой, чем просто «автор этой книги».
Свежие комментарии