Когда Saab начал разрабатывать 99-й в 1964 году, вскоре стало ясно, что тогдашнего трехцилиндрового двухтактного двигателя от Saab 96 было недостаточно, в том числе ни для самого 96-го, поэтому эта модель получила в 1967 году двигатель Ford V4, который использовался до конца производства этой модели в 1980 году. Хотя инженеры Saab питают слабость к двухтактному принципу, они, тем не менее, решают, что у нового 99-го должна быть четырехтактная установка.
Saab вступает в контакт с английской инженерной и консалтинговой фирмой Ricardo, известной, когда дело доходит до (поддержки) разработки двигателей. В 1963 году на Triumph появляется внутренний отчет отдела разработок, в котором излагается будущее нового семейства двигателей. Оно должно состоять всего из двух вариантов: 1,5-литровый рядный четырехцилиндровый двигатель с потенциалом перерастания в 2,0-литровый и компактный V8, состоящий из двух четырехцилиндровых моторов с общим коленчатым валом.
На этом планирование не заканчивается. Хотя инженеры Ricardo не принимают непосредственного участия в этом проекте, они знают, что ждет Triumph. Зная, что Saab ищет новый четырехцилиндровый двигатель, Ricardo связывает шведов с англичанами. Это приводит к контракту на поставку 1,5-литрового двигателя для 99-го.
Когда Saab 99 был представлен публике в 1968 году, под его капотом находится двигатель, наклоненный под углом 45 градусов, с рабочим объемом, который уже вырос до 1,75 литра. Карбюратор Zenith-Stromberg был разработан специально для Saab. Позже объем двигателя увеличили до 1,85 литра. Наклон двигателя напрямую связан с тем, что это правая половина запланированного V8 из нового семейства двигателей Triumph.
С точки зрения качества, двигатели Triumph, к сожалению, не особо впечатляют. Многие решения в Англии того времени принимались бухгалтерами, а не инженерами, и это не всегда было гарантией успеха. Вот почему Saab берет на себя производство двигателя с 1972 года с некоторыми изменениями. С этого момента надежность внутреннего двигателя B стала проблемой.
Сам Triumph выйдет на рынок только через три года после Saab с Slant Four («наклонная четверка»). В 1971 году двигатель дебютировал в версии 1850 куб. см в Dolomite, сначала как восьмиклапанный, а с 1973 года также как 16V с верхним распределительным валом в Dolomite Sprint. В те дни это было уникально. Triumph также будет использовать этот двигатель в своем новом спортивном автомобиле TR7. Британцы продолжают производство четырехцилиндрового двигателя до тех пор, пока в 1981 году TR7 не будет снят с производства.
Тем временем планируемый V8 также приближается. Triumph строит этот двигатель с 1970 по 1977 год с рабочим объемом 3,0 литра для Stag. Хотя Triumph мог бы заполучить надежный V8 от Rover 1968 года благодаря формированию British Leyland, этот двигатель не стал вариантом для бренда. Блок Rover был бы слишком большим для Stag, и, кроме того, Rover не имел бы достаточных производственных мощностей. Однако, как сообщается, основная причина кроется во взаимной зависти между двумя автомобильными марками.
Поразительно, что Triumph выбрал Rover V8, когда он искал двигатель для TR8, восьмицилиндровой версии TR7. Используя тот же блок в качестве отправной точки, Saab, который ищет возможности повысить производительность 99-го, вынужден внести несколько конструктивных корректировок, чтобы снабдить 99-й V8 Triumph. Поэтому начал проводить с этой концепцией эксперименты, в результате 48 автомобилей Saab получают двигатель Stag. Как оказалось, это не выход, отчасти потому, что «свою голову» поднимает феномен нефтяного кризиса. Поэтому Saab предлагает другой подход и дает четырехцилиндровому двигателю турбонаддув, а также предлагает битопливную версию 99-го, построенную финской компанией Valmet, которая могла использовать керосин с октановым числом 67 и скипидар, растительную смолу.
В 1981 году Saab представляет сильно модифицированную версию двигателя модели 900. Четырехцилиндровый двигатель, известный внутри компании как двигатель H, стал намного легче, а рабочий объем увеличился до 2,0 литров. Однако блок по-прежнему располагается под углом и по длине спереди. Последнее изменилось только в 1984 году, когда в представленном Saab 9000 двигатель установили поперечно. То же самое происходит в 1993 году с 900-м новой генерации на базе платформы Opel Vectra (которая после рестайлинга стала называться 9-3). С годами двигатель H эволюционировал и, в зависимости от версии, получил турбонаддув, систему впрыска, четыре клапана на цилиндр, балансирные валы, прямой впрыск и прямое зажигание. Позже он стал доступен даже в битопливной версии.
Свежие комментарии