Когда Marks & Spencer впервые решила закрыть свой французский бизнес, покупателей отправили в траур. Профсоюзы рабочих вылились в уличные протесты, и даже тогдашний премьер-министр страны Лионель Жоспен вмешался, заявив, что решение о разрыве связей было слишком внезапным.
Теперь — два десятилетия спустя — ритейлер снова подумывает о том, чтобы покинуть Францию, через десять лет после того, как он возобновил операции в стране под руководством предыдущего босса Марка Болланда.
Выход может вызвать уныние среди британских экспатриантов и французских клиентов, поскольку они вынуждены прощаться со знаменитыми товарами первой необходимости, такими как конфеты Percy Pig и чайные пакетики Luxury Gold. Еще пару лет назад M&S был одним из крупнейших продавцов сэндвичей в Париже.
Но в то время как предыдущий уход компании в 2001 году был частью крупной реструктуризации, которая привела к потере 3 350 рабочих мест в Европе, закрытию британского домашнего каталога и продаже двух своих предприятий в США, на этот раз компания утверждает, что решение сводится к Брекситу. .
Компания, зарегистрированная в Лондоне, вела переговоры со своими французскими партнерами по франчайзингу после того, как из-за сложного пограничного контроля грузовики задержались и были потеряны сотни тонн продуктов питания.
Председатель Арчи Норман сказал в понедельник, что отступление будет «большой печалью». Он признал, что возможность сохранить открытыми 20 магазинов, в основном в Париже, «вероятно, очень сильно уменьшилась».
Флагманский магазин Marks and Spencer в Париже, на Елисейских полях.
M&S был одним из самых ярых корпоративных критиков нарушения границы в Северной Ирландии, вызванного Brexit, из-за того, что ему было трудно переправлять английские товары через Ирландское море. Он предупредил о возможном повышении цен и дефиците в преддверии Рождества в регионе.
В июльском письме министру Брексита лорду Дэвиду Фросту г-н Норман — бывший член парламента от Консервативной партии — заявил, что таможенные процедуры ЕС «совершенно не подходят и никогда не предназначены для современной цепочки поставок свежих продуктов между тесно переплетенными торговыми партнерами».
Стремясь полностью заполнить полки, компания в этом году пересмотрела свою цепочку поставок и закупила больше продуктов питания в странах ЕС. В Чешской Республике он удалил из магазинов все свежие и охлажденные продукты, заменив их расширенным ассортиментом продуктов с длительным сроком хранения, чтобы заполнить пробелы.
Однако, несмотря на эти усилия, французское подразделение все еще находится в опасности.
«Мы еще не приняли окончательного решения и, вероятно, примем решение в ближайшее время», — сказал Норман LBC. «Из-за трудностей, с которыми мы сталкиваемся в торговле во Франции, мы должны изменить этот бизнес. Мы обсуждаем с нашими французскими партнерами, как мы это делаем ».
«Мы получаем около 80% нашей продукции через [в ЕС], меньше, чем во Франции, потому что французы, как и следовало ожидать, драконовские, и эти правила не служат никакой цели. Наши стандарты питания выше, чем в Европейском Союзе, и они не изменились с тех пор, как мы были частью ЕС — это бессмысленное бюрократическое мероприятие », — добавил он.
В прошлом году международный бизнес M&S понес расходы, связанные с Brexit, в размере 6,2 млн фунтов стерлингов. Удар по ее кошельку пришелся на то, что зарубежные продажи упали на 17,5% до 789 млн фунтов стерлингов, в то время как общие продажи упали на 11,9% до 9,1 млрд фунтов стерлингов за год до 3 апреля.
Ричард Лим, исполнительный директор Retail Economics, сказал, что выход Великобритании из ЕС добавил еще один уровень сложности к модели франчайзинга — методам работы M&S во Франции, что сделало ее «немного более неэффективной».
«Брексит и пандемия почти воодушевили высшее руководство принять эти действительно трудные решения, хотя, возможно, некоторые из них следовало принять до пандемии», — сказал он.
В прошлом году 137-летний ритейлер сообщил о сокращении 7000 рабочих мест в рамках более масштабных усилий по преобразованию бизнеса. Некоторые из недавних изменений, казалось, окупились, о чем свидетельствует редкое увеличение прибыли компании в прошлом месяце после многих лет сокращения продаж.
Г-н Лим, однако, предупредил, что потребительский спрос может начать убывать. «M&S оказалась в положении, когда потребители мигрировали в те части сектора, которые приносили им пользу — продукты питания, продаваемые через Интернет, товары для дома. Меня немного беспокоит, начнет ли эта динамика замедляться », — сказал он.
Один отраслевой обозреватель предположил, что уход M&S из Франции также может быть связан с более широким изменением стратегии. Его основная текущая цель — стимулировать рост в Интернете на международном уровне, поскольку розничный ландшафт продолжает двигаться в цифровом формате, делая обычные магазины ненужными.
В марте он запустил 46 международных веб-сайтов на новых рынках, расширив охват электронной коммерции до более чем 100 стран. Тем временем в прошлом месяце он запустил ассортимент продуктов питания в British Corner Shop, платформе для эмигрантов, желающих получить свой любимый домашний комфорт. Магазин впервые начал продавать продукцию через Интернет в 2019 году в сотрудничестве с Ocado.
В последние годы розничный торговец уже закрыл убыточные торговые точки за границей на рынках Китая, Франции и Бельгии. В 2018 году она продала свои магазины в Гонконге и Макао давнему партнеру по франчайзингу в азиатском регионе, Al-Futtaim, продолжая капитальный ремонт компании.
Вернувшись во Францию, M&S возобновила там свой бизнес почти десять лет назад — под огромную помпу. Он ознаменовал свое долгожданное возвращение с большим успехом, открыв большой флагманский магазин на Елисейских полях, 100 и объявив о скором открытии еще трех торговых точек в столице Парижа. Г-н Болланд и супермодель Рози Хантингтон-Уайтли перерезали ленточку трехэтажного магазина, а его исполнительный директор хвастался «многочисленными запросами потребителей во Франции на нашу еду и одежду».
В то время ее боссы приветствовали возвращение во Францию, а бывший председатель лорд Стюарт Роуз назвал предыдущее отступление в 2001 году «трагичным».
И его магазины считались успешными за годы до того, как они закрылись, успешно продвигая британский образ жизни за границей со знаменитостями, включая принцессу Монако Грейс, которая, как известно, делала покупки во флагманском магазине Boulevard Haussmann, когда она была в столице Франции.
Время, проведенное M&S во Франции, определялось периодическими отношениями на протяжении многих лет, которые уходили только для того, чтобы вернуться. Но на этот раз решение кажется окончательным, отчасти из-за резкого перехода к онлайн, но также — и, возможно, самое главное — из-за продолжающейся напряженности между Великобританией и континентом.
Свежие комментарии