Остерегайтесь зубов: один из эскизов Хаяо Миядзаки для его фильма 1998 года «Мой сосед Тоторо» Предоставлено: Studio Ghibli
Хаяо Миядзаки — один из великих режиссеров нашего времени. И я не имею в виду только анимацию — он отличный режиссер, точка. Его фильмы — маленькие чудеса, полные прозрения и воображения. Его рассказы изобилуют странными персонажами и необъяснимыми событиями, но каким-то образом имеют смысл. Они переносят нас в самые далекие фантастические миры, которые только можно вообразить, но также представляют собой красиво наблюдаемые фрагменты реальной жизни. И если учесть, что он буквально создает своим карандашом все, что вы видите на экране, становится ясно, почему многие из нас в анимации имеют с этим человеком своего рода отношения любви-ненависти.
Мы, аниматоры, любим говорить, что, когда мы впервые садимся за стол, на нас смотрит только кусок белой бумаги. В большинстве студий, включая Pixar, это не совсем так. Скорее всего, другими художниками была проделана значительная работа над историей и дизайном, из которой аниматор берет концепции, позы или выражения и использует их для создания своей сцены анимации. Но на самом деле Миядзаки действительно начинает сам, проектируя и создавая раскадровку для своих фильмов. По сути, он кастинг-директор, актер, сценограф и оператор-постановщик в одном лице.
Начать с нуля может показаться сложной задачей, но для человека с активным воображением проблема на самом деле в обратном: все возможно. Итак, что выбрать, когда вселенная у вас под рукой?
Фильмы Миядзаки полны привлекательных и милых персонажей. Но задолго до того, как все станет слишком сахаристым, этот «милый» персонаж может кого-нибудь съесть, вырвет или начнет вытекать жидкость. Правда, главный герой «Мой сосед Тоторо» (1988) нечеткий и мягкий, но у него также очень большой рот, полный огромных зубов. Фильм «Без лица» в «Унесенных призраками» — обладатель «Оскара» Миядзаки 2001 года — загадочный, но в то же время жестокий, ужасный и одинокий.
Красиво замеченный: баня в Унесенных призраками (2001) Источник: Studio Ghibli
У всех персонажей Миядзаки есть свои недостатки и — независимо от того, насколько они фантастичны — их человечность. Как он напоминает аниматору из документального фильма Каку Аракавы «Бесконечный человек»: «Вы рисуете людей, а не только персонажей». Для человека, обладающего свободой и способностью рисовать все, что он хочет, Миядзаки обладает самодисциплиной, чтобы представить только то, что говорит с нами.
Можно с натяжкой сказать, что темп его фильмов отражает реальную жизнь, но они определенно кажутся более тесно связанными с тихой прогулкой по лесу, чем с другими анимационными фильмами. В мире, где большинство из нас не может просидеть дольше нескольких секунд, не вытаскивая телефоны, Миядзаки предлагает нам почувствовать ветер, который дует через поле, помечтать вместе с молодой девушкой, наблюдающей, как плывут облака. или подождать на автобусной остановке с двумя сестрами дождливым вечером. Многие моменты в его фильмах ни о чем другом, кроме как смотреть, как ребенок ест суп или утомленная старуха идет пешком.
Если кажется, что детали из его фильмов взяты из его собственного детства, то это потому, что это так. Когда я однажды спросил его об этом, он сказал, что так часто возвращался к своему детству, что теперь больше ностальгирует по дороге, по которой прошел на прошлой неделе. Он со смехом добавил, что продал свое детство за фильмы.
Сцена с океаном из фильма Миядзаки 2008 года «Поньо» Авторы и права: Studio Ghibli
Мне посчастливилось несколько раз встречаться с Миядзаки в его студии Ghibli в пригороде Токио. Прогуливаясь среди рядов безмолвных аниматоров, работающих локтем к локтю, я был поражен звуком переворачивания бумаги и царапанием карандашей. Studio Ghibli здесь не уникальна; большинство анимационных фильмов, снятых в Японии, нарисованы от руки. Почему? Я подозреваю, что это связано не столько с художественным выбором, сколько с социологическими и экономическими факторами.
Ghibli не застрял во времени — многие художники используют компьютеры для своей работы. Но что касается самого Миядзаки, я полагаю, что в рисовании есть что-то, что напрямую затрагивает его подсознание. Его карандаш — продолжение его руки: он рисует столько часов, столько лет, что для него это так же естественно, как ходить.
Я разговаривал с аниматорами покадровой анимации, для которых то же самое: они работали со средой так долго, что они могут полностью выразить то, что они чувствуют, только перемещая эту марионетку по одному кадру за раз. Многие компьютерные аниматоры ощущают этот симбиоз со своими компьютерами. Музыканты, художники, танцоры тоже: их навыки в среде дают им свободу от логики, позволяя им проникнуть в глубину своего «я» и высвободить чувства, которые, возможно, они даже не подозревали.
Сестра: Сацуки и Мэй в имиджевой доске для фильма «Мой сосед Тоторо» (1988) Фото: Studio Ghibli
«Что вы знаете из своих историй до того, как начнете рисовать?» — спросил я Миядзаки. «Знать историю» и «знать, что происходит в ней» — две разные вещи, — ответил он. «Когда я начал раскадровку« Унесенных призраками », все, что я знал, это то, что девочка разлучается со своими родителями и с ней происходят странные вещи. Во время рисования я обнаружил все остальное ».
Это отредактированный отрывок из книги «Хаяо Миядзаки» (DelMonico Books / Academy of Motion Pictures), распространяемой DAP Artbook по цене 43,99 фунтов стерлингов.
Свежие комментарии