Бунтовать или подчиняться? Кендал, Брайарс, Кейт и Эддингтон в оригинальном сериале BBC
Действие анархической комедии 1980-х годов «Молодые люди» происходило в доме, где студенты из Scumbag College так нечасто спорили, плевали и чистили холодильник, что пища внутри развивала сознание. Они ненавидели множество вещей, но первое место в списке занимал ситком, действие которого происходило в гораздо более благоприятной обстановке — «Хорошая жизнь», сериал настолько канонический, что спустя 46 лет после его первой трансляции его можно вызвать несколькими словами: Сурбитон Самодостаточность, Том, Барбара, Марго, спасибо большое, Джерри.
Сериал, который на пике популярности собирал 15 миллионов зрителей каждую неделю, возродился во время изоляции, поскольку люди искали комфортное телевидение. Еще одно свидетельство его непрекращающейся привлекательности появится в следующем месяце, когда сценическая адаптация с Руфусом Хаундом в роли Тома в главной роли начнет общенациональный тур.
Но для Молодых это было слишком хорошо. «Фелисити Патока Кендал и сопли Ричарда Шугар-Брайерс!» — закричал Вивиан Адэ Эдмондсон. «Это не что иное, как пара реакционных стереотипов, подтверждающих миф о том, что все в Британии — милые чудаки из среднего класса!» Публика студии согласилась. Так же поступил и продюсер Пол Джексон (позже глава комедии ITV). По его словам, «Хорошая жизнь» стала результатом «чрезмерной передозировки сахара в мозгу».
Этот довод против The Good Life легко предъявить. Это веселая тема клавесина. Эти мультяшные названия с веселой уткой и розовыми лепестками, на которых изображены имена звезд — Ричарда Бриерса, Фелисити Кендал, Пенелопы Кейт и Пола Эддингтона. Это буржуазная комедия нравов, разворачиваемая в RP над деревянным забором или бокалами с гороховым вином актерским составом, отобранным браконьерами из постановок Алана Эйкборна середины 1970-х годов. (Эйкборн позвонил продюсеру, чтобы подать шутливо-серьезную жалобу.) Тот факт, что босса Тома играл Реджинальд Марш, также босс в «Терри и Джун», предполагает, что пригородная линия может доставить вас от Сурбитона Товаров до Перли Медфордов.
Однако «Хорошая жизнь» развлекала крах чего-то большего. Терри и Джун никогда не обсуждали коммунизм и консерватизм. У них никогда не было курицы по имени Ленин, и у них никогда не было свастики в гостиной. «Хорошая жизнь» не могла исключить политику из разговора. Его авторы, Джон Эсмонд и Боб Ларби, создали главного героя, который уходит из корпоративной жизни, чтобы стать натуральным фермером. Поступая таким образом, они взяли проблему того, как жить при капитализме, со страниц писем New Statesman и New Society и переместили ее в комедию в прайм-тайм.
The Good Life спросила: вы бунтуете против системы, как Том, или подлизываетесь к руководству, как его сосед и коллега Джерри Ледбеттер? Вы принимаете радикализм, как Барбара, или остаетесь скептиком, как Марго? Эсмонд и Ларби разыграли эти вопросы между персонажами, в отношениях которых были взаимная подозрительность, глубокая привязанность и легкая зависть.
И сделали это ловко. В одном из эпизодов Тому льстят ученики-помощники, которые хотят рассказать о «социологическом откровении», которое они испытали на его выделении. Марго отвергает их как нежелательных людей, которые «вознаграждают меня за субсидирование их грантов путем создания маоистских ячеек в наших крупных городах». Затем Эсмонд и Ларби резко меняют ситуацию: студенческий лидер — миллионер, который хочет купить дом в Сурбитоне и основал коммуну. Том, ненадолго рассерженный, решает предотвратить покупку, мобилизовав ассоциацию жителей Сурбитона.
Когда он вышел в апреле 1975 года, рецензенты поняли значение «Хорошей жизни»: разрушение Англии, в котором происходили другие ситкомы. «Где-то здесь похоронено, — сказал Слушатель, — знание о том, что неогрузинская Англия — это выдумка, и спокойные времена прошли, а, возможно, они должны были быть уже давно. Колокол звонит, и даже эти двое не знают, над чем смеяться ».
Состав нового спектакля
В 1975 году этот звонок громко раздался по телевизору. В том году дети Британии, в том числе и я, были травмированы научно-фантастическим сериалом «Перемены», в котором странный вой, разносимый электрическими опорами, превратил обычные семьи в маниакальных технофобов. Папа героини, курит трубку, поднимает пепельницу и пещеры в телевизоре; его семья присоединяется к нему, складывает приборы на пол в кухне и с безмолвной решимостью ломает их; на улице люди выбрасывают из окон чайники и тостеры.
Зрителям, которым разрешили не ложиться спать, были предложены и другие видения катастрофы. Автор книги Терри Нэйшн, создателя далеков, «Выжившие» представил мир, обезлюдевший из-за вируса, сбежавшего из китайской лаборатории. Он открывается в пригородной деревне, где героиня, Эбби Грант (Кэролайн Сеймур), играет в теннис с механическим дозатором мячей — идеальным приспособлением для ремня биржевого маклера.
Обе эти серии выражали удивительно двойственное отношение к краху британского общества. В начале Survivors старый доктор спрашивает Эбби, может ли она сделать свечу с нуля. «Необходимо изучить все старые ремесла и навыки», — говорит он. «Мы должны учиться». Как и «Хорошая жизнь», сериал — это история того, как они это делают — странное слияние постапокалиптической драмы и доапокалиптического ситкома.
Самодостаточность: Фелисити Кендал и Ричард Бриерс
Это отражало культуру за пределами экрана. Летние каникулы 1975 года я провел в небольшом приусадебном участке в Саффолке, которым управляли друзья семьи, пара, которая бросила свою работу в сфере промышленного дизайна, чтобы стать самодостаточным. (Один из них построил пригородный мир, из которого сбежал Реджи Перрин.) Я покормил свиней и научился доить коров.
Мы ели в основном кабачки — овощ, которого я никогда раньше не видел. Однажды в субботу мы посмотрели серию «Доктора Кто» об инопланетянах, разрушающих нефтяные вышки в Северном море. «Пора людям, которые управляют этой вашей планетой, понять, что зависеть от минеральной слизи просто не имеет смысла», — несимпатично фыркнул Доктор.
Спустя полвека это все еще не так; и вопросы, заданные The Good Life, остаются в силе. Новая сценическая пьеса, адаптированная по сценариям Эсмонда и Ларби опытным писателем и режиссером Джереми Сэмсом, сохраняет действие 1970-х годов, но делает новый акцент на интеллектуальном фоне: Сэмс отправляет Барбару в библиотеку, чтобы найти копию «Проживая хорошую жизнь»: Как жить разумно и просто в беспокойном мире, опубликованная в 1950-х годах американскими пионерами самодостаточности Скоттом и Хелен Ниаринг.
Пенелопа Кейт в роли Марго Ледбеттер в фильме «Хорошая жизнь» Кредит: BBC
«Я думаю, что« Хорошая жизнь »показывает вам начало раздвоения Англии, — говорит Сэмс. «Брексит действительно показал, что соседи могут полностью противостоять друг другу. Но мы соседи, хорошо это или плохо «.
Сладкое настроение? Я так не думаю. И, возможно, этот спор о сладости «Хорошей жизни» окончен. Одного британского комедийного авторитета недавно попросили сравнить его с «Молодыми». По его словам, крикливый фарс анти-ситкома 80-х годов теперь выглядит «усталым и медленным». Но Том и Барбара, роющие газон в Сурбитоне в поисках более зеленой, счастливой и этичной жизни? «Если вы посмотрите это сейчас, — сказал он, — это все еще выглядит актуальным». Имя этого авторитета? Адэ Эдмондсон.
«Хорошая жизнь» состоится 7-16 октября в Theatre Royal Bath, затем состоится гастрольный тур. Билеты: thegoodlifeonstage.com
Свежие комментарии