Connect with us

Привет, что-то ищете?

The Times On Ru
  1. The Times On RU
  2. /
  3. Культура
  4. /
  5. Пушки Навароны: как эпопея Дэвида Нивена взорвала военный фильм

Культура

Пушки Навароны: как эпопея Дэвида Нивена взорвала военный фильм

«Человеческое благородство в восхождении к невозможному»: пушки Навароне Фото: Гетти

За несколько дней до завершения съемок «Оружия Навароне» Дэвид Нивен рано утром был доставлен в больницу. Нивен лежал в больнице Гая в критическом состоянии, пораженный сепсисом. Это были, как писал Нивен в своих мемуарах, «мрачные времена до антибиотиков».

Актерский ансамбль фильма — Нивен, Грегори Пек, Энтони Куинн, Стэнли Бейкер, Джеймс Даррен и Энтони Куэйл — уже прошли через своего рода войну, часть их миссии по съемке влажного, дикого боевика: борьба с адским штормом. и потерпеть кораблекрушение на скалах Навароне.

Шестьдесят лет спустя зрелище до сих пор уносит из воды любую компьютерную графику, созданную Marvel. Пек не шутил, когда сказал: «Я обещаю вам, что« Пушки Навароны », вероятно, самый захватывающий фильм, который вы когда-либо видели». Сценарист-продюсер Карл Форман заметил, что актеры «заработали деньги» на съемках этого кадра.

В Shepperton Studios — на реплике каика, поднятого с помощью гидравлики, в резервуаре размером 200 x 200 футов, наполненном 6000 галлонами воды, — они были разбиты и взорваны со всех сторон. Шланги выстреливали водой в двигатели самолетов, которые выстреливали обратно в актеров, в то время как танки сбрасывали воду сверху, а ветряные машины били их. «В отношении штормов нет притворства, — сказал Форман. Джеймс Даррен смылся и вспомнил, как Нивен цеплялся за бочку. Проходя мимо, Нивен по-джентльменски помахал ему рукой.

Пека, всего несколько лет назад игравшего капитана Ахава в «Моби Дике», выбросило за борт и затянуло под лодкой. Он избежал раздавливания только потому, что не работала гидравлика. Нивена тоже затащили, и его пальто застряло в механизмах. В сообщении Cosmopolitan того времени эта бойня описывалась: «Пек получил трехдюймовую рану на лбу; Куинн и Нивен скрутили свои позвоночники; Бейкер свернул себе шею; и Даррена полностью сбила волна, и он чуть не утонул ».

В другой сцене Нивен подхватил почти смертельную инфекцию: установил взрывчатку для уничтожения одноименного оружия, находясь по пояс в грязной воде. Он заразился через порез на губе. Режиссер Дж. Ли Томпсон позже утверждал, что фильм был близок к тому, чтобы полностью закрыть, когда Нивен был доставлен в больницу. «Нам нужно было решить, отказаться ли от фильма — потому что у нас все еще были важные сцены, связанные с ним, — и взять страховку», — сказал Томпсон в 2000 году.

Руководитель студии, которого Нивен называл «Big Brass», вбежал для срочных переговоров. «Что делать, если сукин сын умрет?» сказал Big Brass. Нивен ответил: «Сукин сын, накачанный наркотиками, вернулся к работе вопреки предписаниям врача гораздо раньше, чем это было разумно, завершил решающую трехдневную работу и перенес рецидив, который длился семь недель. Big Brass даже не прислал мне винограда ».

Действительно, Нивен поднялся со своего почти смертельного одра, чтобы завершить миссию «Пушки Навароны». Фильм (теперь переизданный на совершенно новом юбилейном 4K-диске Blu-ray) имел успех в номинациях: фильм, который сделал ансамбли Второй мировой войны блокбастерами своего времени, и остается одним из величайших голливудских упражнений в экстремальной мужской связке. .

По словам Стивена Дж. Рубина, историка кино и автора Combat Films, фильмы о Второй мировой войне стали «горячим голливудским товаром» с 1949 года. Рубин считает, что несколько фильмов начали их популярность: «Двенадцать часов», также с Пеком в главной роли; Поле битвы об осаде Бастони; и «Пески Иводзимы» с Джоном Уэйном в главной роли — все вышли в 1949 году.

Это была не просто война, наполненная боевыми действиями. Фильмы сороковых и пятидесятых годов передавали тревогу Второй мировой войны через драму и комедию. Цикл больших эпических фильмов о Второй мировой войне начался с «Моста через реку Квай» в 1957 году — столько о человеческой драме, сколько о зрелище, — за которым последовали «Пушки Навароны», «Самый длинный день» и «Большой побег».

«Это совпало с появлением телевидения, — говорит Рубин. «Студии боролись за более широкую аудиторию, потому что они уступали аудиторию телевидению. Единственный способ, которым они могли это понять, — это показать фильмы о событиях — то, что мы теперь называем фильмами о палатках. Я думаю, что слово, которое стало обычным при описании этих фильмов, было «мамонт». Каждая эпопея о Второй мировой войне в ту эпоху была «гигантским приключением». Не думаю, что раньше слышал это слово в таких выражениях. В моей юности мамонт был старым слоном! »

Грегори Пек (слева) и Дэвид Нивен в фильме «Оружие Навароны» Авторы: Алами

Карл Форман сыграл заметную роль в эпопее о войне. Он написал «Мост через реку Квай», но остался без упоминания — он был внесен в черный список после антикоммунистических слушаний в Голливуде. Переехав в Англию, Форман получил от босса Колумбии Майка Франковича «Оружие Навароны». Студия хотела повторить оскароносный успех «Моста через реку Квай».

Поначалу Форману это не было интересно. История выглядела как приключенческий боевик поверхностного уровня. Форман хотел большего от своих военных эпосов. «Я не могу снимать фильм, в котором нет заявлений», — сказал Форман позже. Перечитав его, он увидел потенциал для чего-то более глубокого. «Несмотря на то, что фильм был военным, он в основном рассказывал о человеческом благородстве в стремлении к невозможному», — сказал Форман. Его слова перекликаются со вступительной речью Джеймса Робертсона Джастиса, коммодора, который отправляет Пека и Ко с миссией в Навароне.

Нечто подобное Форман сказал в интервью Рубину. «Он был большим антивоенным защитником», — говорит Рубин. «Его стиль письма был« в войне нет славы ». Я помню, как он сказал мне: «Это история не о богах и полубогах, а об обычных людях». Я думаю, он пытался сказать, что война заставляет обычных людей совершать экстраординарные поступки. Я думаю, он был очарован тем, как люди справляются с ситуацией в условиях войны, как гражданские лица становятся успешными бойцами ».

Оригинальный роман шотландского писателя Алистера Маклина «Оружие Навароне» был опубликован в 1957 году. Это вымысел, но основан на реальной кампании Додеканеса — попытке союзников в 1943 году вернуть себе острова. По сюжету более 1000 британских солдат застряли на одном из островов. Спасательные корабли не могут достичь Эгейского моря из-за контролируемых радаром немецких пушек на соседнем (вымышленном) острове Навароне.

Команда специалистов, включая альпиниста, специалиста по взрывчатым веществам и инженера по борьбе с ножами, собрана для выполнения, казалось бы, невыполнимой миссии: взобраться на скалы Навароне, проникнуть в немецкие войска и взорвать орудия. По имеющимся сведениям, эти пушки основаны на настоящих орудиях, созданных на острове Лерос, но орудия в фильме намного больше — 80 футов в длину и 15 тонн каждое.

Как подробно описал Брайан Ханнан в своей книге по фильму, роман Маклина был одним из нескольких из британских книг, которые были раскуплены Колумбией — частью стремления снимать больше фильмов в Великобритании и воспользоваться налоговой льготой Юди Леви.

Но фильму нужны были звезды США. Как писал Брайан Ханнан: «Американцы не любили британские фильмы о войне. Их никогда не было. Какими бы хорошими ни были британские фильмы о войне на родине, они просто не пережили путешествие через Атлантику ». Среди потенциальных звезд были Кэри Грант, Уильям Холден и Дин Мартин. Карл Форман получил огромную огласку для фильма благодаря кастингу оперной певицы Марии Каллас — и получил еще большую известность, когда Каллас ушла из производства.

Первоначальный роман был полностью мужским, но Форман превратил двух персонажей в женщин — двух греческих борцов сопротивления (в исполнении Ирен Папас и Джиа Скала), которые объединяются с мужчинами, — чтобы привлечь в кинотеатры женщин-зрителей.

Пек был незамедлительно раскуплен на фильм. Брайан Ханнан подробно описывает, как кастинг Пека — быстро развивающегося столпа с квадратной челюстью классического Голливуда — был риском: в пятидесятых было меньше кассовых сборов, чем в предыдущее десятилетие, через 10 лет после его последней номинации на Оскар, а также критика индустрии за создание фильмов. за границу на налоговые льготы. По словам Ханнана, его карьера в то время была «неоднородной». Биограф Гэри Фишгалл сделал аналогичную оценку, но утверждал, что для публики Пек по-прежнему остается главной звездой.

Карл Форман собирался снять фильм на Кипре, но страна находилась в политически нестабильном моменте — на грани гражданской войны. Вместо этого Форман обратился к греческому острову Родос и встретился с премьер-министром Греции Константиносом Караманлисом за поддержкой. Греция поставила 1000 военнослужащих в качестве дополнительных услуг. Но Родос был демилитаризованной зоной, поэтому пришлось внести поправки в договор между Грецией и Турцией, позволяющие греческим войскам высадиться там для производства.

Форман даже убедил власти убрать строительные леса с акрополя в Линдосе, чтобы сделать некоторые из самых ярких кадров фильма. Греческие военные поставили больше личного состава и техники: специальные альпинистские корпуса, эсминцы, самолеты, вертолеты, катера, бронетехнику, танки, гаубицы, минометы и пулеметы. Была перепрофилирована и заброшенная немецкая крепость. «Практически весь личный состав и старшие командиры греческой армии и флота были в распоряжении фильма», — написал Ханнан. Были и британские советники, в том числе бригадный генерал DST Тернбулл, который руководил рейдовыми операциями в Эгейском море.

Джиа Скала в роли Анны обнимает капитана Пека Кейта Мэллори Кредит: Гетти

Первоначально Александр Маккендрик был нанят в качестве режиссера, но покинул производство до того, как фильм был запущен в действие — либо из-за плохой спины, либо из-за столкновений с Форманом, в зависимости от того, какой версии вы верите. «У Формана был очень специфический образ действий, — говорит Рубин. «Очевидно, он четко понимал, чего хочет, а Маккендрик ему этого не давал».

Куинн и Пек рано поняли, что Маккендрик не подходит для этой работы. Куинн вспомнил, что Маккендрик, создавая кадр, попросил лодку — которая находилась в 15 милях от берега — переместиться на три дюйма вправо. Пек получил одобрение режиссера, и ему понравился Дж. Ли Томпсон, основанный на его предыдущих фильмах «Северо-западная граница» и «Залив тигра». Томпсон был на съемочной площадке «Оружия Навароны» всего за несколько дней до начала съемок.

Однако Карл Форман хотел сам снять фильм. «Я чувствую себя художником, которому постоянно приходится просить кого-нибудь взять его кисти и нарисовать за него», — сказал он в 1961 году. «Это должно было привести к определенной напряженности на съемочной площадке, я не могу не думать. «с таким интервенционистским продюсером», — сказал историк кино сэр Кристофер Фрейлинг, снимая художественный фильм.

Также были разговоры о напряжении и профессиональном соперничестве между звездами. Томпсон вспомнил, что Пек, Нивен и Куинн «все осторожно смотрели друг на друга и гадали, кто из них выйдет вперед». Помощник режиссера Питер Йейтс описал, как Томпсон умиротворял эго, честно снимая крупным планом.

Есть волнующее, олдскульное удовольствие — видеть на экране собравшихся специалистов (теперь уже давно зашитый образ, который можно увидеть во всем, от «Одиннадцати Оушена» до «Фантастического мистера Фокса»). Пек — Мэллори, опытный альпинист; Куинн в роли Ставроса, упрямого грека, который обвиняет Мэллори в смерти своей семьи; Нивен — это Миллер, благородный взрывотехник; Бейкер — Мясник, боец ножа, потерявший инстинкт убийцы; Джеймс Даррен — Паппадимос, уроженец Навароне с чертовски певучим голосом; а Энтони Куэйл — Франклин, чья настоящая особенность в том, что ему везет.

Тем не менее, удача Франклину иссякает, когда они поднимаются на скалы Навароне, и он сильно повреждает ногу. Оставить его на допрос нацистам? Нести его с собой на миссию? Или сбросить его обратно со скалы?

Начинается схватка мачо-эго, морализаторство войны и — в конечном итоге — глубокая связь между героями. Сексуальное напряжение действительно ощутимо. Форман признал, что гомоэротичность фильма опередила свое время, и Пек заметил динамику: «Дэвид Нивен действительно любит Тони Куэйла, а Грегори Пек любит Энтони Куинна. Тони Куэйл ломает ногу и отправляется в больницу. Тони Куинн влюбляется в Ирен Папас, а Дэвид Нивен и Пек ловят друг друга на отскоке и живут долго и счастливо ».

Любое напряжение, которое могло существовать за кулисами, было вскоре снято, когда Куинн достал свою шахматную доску. Актеры и съемочная группа стали страстными шахматистами, играющими сразу в несколько партий.

Дж. Ли Томпсон вспоминал, что Куинн выигрывал большинство игр, хотя Пек был «очень конкурентоспособен и действительно начал улучшать свою игру во время съемок фильма». Куинн встретил своего соперника в лице 14-летнего сына Нивена, Джейми, который пришел на съемочную площадку и вытер всем пол. «Парень победил Тони», — сказал Пек об их большом разборке. «Мы все были так счастливы по этому поводу».

Грегори Пек и Энтони Куинн играют в шахматы на съемках фильма «Пушки Навароны». Авторы и права: Беттманн.

Постановка была настолько популярной, что король и королева Греции посетили съемочную площадку вместе с другими членами королевской семьи. Некоторые члены королевской семьи хотели сняться в фильме и забрали роли массовки в одной из лучших сцен фильма — съемочная группа была запечатлена на свадебной вечеринке (сцена была предлогом для поп-звезды Джеймса Даррена, чтобы он немного спел). Однако фильм потерял популярность, когда Дж. Ли Томпсон увлекся взрывчаткой и потопил один из сданных в аренду кораблей. Военно-морской флот отказался от сотрудничества, и капитан был предан военному трибуналу.

Вернувшись в Blighty, Shepperton Studios посвятили фильму две звуковые сцены: одну для резервуара с водой и корабля, а другую — для настоящих пушек Навароне. Набор орудий был самым большим из когда-либо построенных для британского фильма — трехэтажный гигант стоимостью более 100 000 фунтов стерлингов. Из-за проливных дождей крыша комплекса провалилась, на восстановление потребовалось еще 20 000 фунтов стерлингов. По словам Формана, ружья были самым дорогим реквизитом для фильмов всех времен.

Финал фильма, для которого были построены пушки, поистине великолепен. Персонажи Пека и Нивена проникают в оружейную крепость немцев и устанавливают взрывчатку, подгоняя заряд к лифту, который взорвется — и унесет пушки и груз нацистов в результате взрыва — когда лифт упадет.

Театральный плакат к фильму «Оружие Навароне», 1961 год. Авторы и права: LMPC Getty.

Поскольку немцы близки к тому, чтобы поймать их на месте преступления, а британские эсминцы спешат на помощь застрявшим войскам, это гонка на время. «Последние 30 минут фильма — как только они дойдут до оружейной пещеры — это, вероятно, самый тяжелый и нервный конец военного фильма», — смеется Стивен Рубин.

Вопрос в том, опустится ли лифт достаточно низко, прежде чем орудия взорвут британские эсминцы? Естественно, герои убегают и издали наблюдают, как срабатывает план и взрываются орудия. Фильм никогда не воспринимает себя всерьез, но открывает — как и задумал Форман — человечность в героизме.

Премьера фильма «Оружие Навароне», премьера которого состоялась в апреле 1961 года, — говоря современным языком — имела колоссальный успех. Стивен Рубин вспоминает, как видел фильм на «роуд-шоу» в Калифорнии — ограниченном, крупномасштабном показе, который сделал фильм обязательным для посещения. На это ушло 29 миллионов долларов во всем мире — более четверти миллиарда в 2021 году — и было отмечено семь номинаций на премию Оскар. Неудивительно, что он получил награду за спецэффекты. «Раньше мы называли этот фильм самым масштабным из когда-либо созданных фильмов категории B», — сказал помощник режиссера Питер Йейтс.

Влияние фильма ощущалось в последующих военных эпосах. «Начнем с Навароне, идеи собрать главных голливудских звезд в одном эпическом приключенческом фильме, потому что самое главное — Самый длинный день, Великий побег, Грязная дюжина», — говорит Стивен Рубин. «Студии думали:« Мы должны вернуть зрителей в кинотеатр — мы должны собрать в эти фильмы как можно больше звезд! »»

Guns of Navarone был настоящим «кинотеатром событий». «Это продолжается и сегодня с фильмами Marvel», — говорит Рубин. «У каждой студии есть свои опоры».

Guns of Navarone теперь доступен на 4K Blu-ray

Оставить комментарий

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Стоит Посмотреть

Новости По Дате

Ноябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Вам может быть интересно:

Общество

Глава семьи имел психиатрический диагноз Стали известны подробности биографии банкира, который утром 25 августа выбросил из окна на юго-востоке Москвы 36-летнюю жену и годовалого...

Спорт

МОСКВА, 21 августа Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) ) изменил звучание гимна Лиги чемпионов перед началом сезона 2024/25.В ТВ-заставке прозвучала новая версия гимна, где...

Политика

Огромный столб дыма со стороны ХТЗ Прямо среди бела дня в Харькове — мощные «наезды». Сообщают о взрыве КАБов. Фото: Кадр из видео В...

Политика

Полковник Матвийчук: «А Зеленского мы «убьем» после того, как наступит мир» Президент Владимир Путин уже принял решение: виновные во вторжении в Курскую область будут...