Все новые модели автомобилей оснащены системами снижения очистки отработавших газов. В них входят довольно дорогостоящие узлы – каталитический нейтрализатор или сажевый фильтр.
Для продления срока их службы Mobil™ разработала специальную серию моторных масел, имеющих в названии аббревиатуру ESP, которая расшифровывается как Emission System Protection и в переводе означает «защита системы очистки выхлопа».
Чтобы понять, зачем они нужны, посмотрим, как работают системы очистки.
Драгоценные защитники
Каталитический нейтрализатор расщепляет оксиды азота, которые не очень полезны для здоровья, на азот и кислород. Кислород затем используется для доокисления углеводородов и угарного газа. Эти реакции происходят в присутствии катализаторов – платины, родия и палладия. Их слой очень тонкий, но этого достаточно. Именно появление нейтрализаторов в семидесятые годы прошлого века способствовало запрету этилированного бензина: тетраэтилсвинец выводит из строя катализаторы.
Но и сейчас, когда тетраэтилсвинец не используется, нейтрализаторы могут потерять эффективность: осаждающиеся на них частицы несгоревшего топлива закрывают слой катализатора, и он уже не стимулирует необходимые химические процессы.
Нейтрализаторы для дизеля из-за менее высокой температуры отработавших газов работает немного иначе, но общие принципы те же. Кроме того, отработавшие газы дизелей содержат большое количество оксидов азота, и для их нейтрализации в выхлопной тракт в выпускной коллектор впрыскивают раствора мочевины из специального бака через форсунку. Взаимодействие мочевины с оксидами азота приводит к преобразованию их в газообразный азот и водяной пар.
Саже в воздухе не место
Еще одна особенность дизеля – на некоторых режимах топливо сгорает не полностью и образует довольно много сажи. Чтобы удалить её из отработавших газов необходим сажевый фильтр. В 2006 году в Европе начал действовать норматив «Евро 4», для соответствия которому надо было снизить выбросы сажи вдвое по сравнению с предыдущим. Выполнить эти требования без сажевого фильтра практически невозможно, они стали обязательными.
Затем пришла очередь и бензиновых: в «Евро 5» (в Европе действует с 2011 года) ограничения по саже появились и для них, поэтому теперь сажевые фильтры есть и на автомобилях с бензиновыми двигателями, в первую очередь, с непосредственным впрыском топлива.
Сажевый фильтр представляет собой карбид кремния с большим количеством тонких каналов, которые задерживают до 85 процентов сажи в отработавших газах. Со временем фильтр забивается, электронная система управления двигателем определяет это благодаря датчикам, и меняет режим работы для регенерации – самоочистки путем дожигания сажи. Но если у бензиновых двигателей это происходит при обычных режимах работы, то дизельным автомобилям для включения регенерации необходимо длительное равномерное движение.
Чтобы снизить потребность в регенерации надо уменьшить отложения сажи – и в этом может помочь правильный состав моторного масла.
Масла серии ESP – полностью синтетические со сниженной зольностью и низким содержанием серы и фосфора. Благодаря этому продукты неизбежного сгорания масла не оказывают влияния на нейтрализатор и фильтр. Они рассчитаны на применение как в бензиновых двигателях, так и в дизелях.
Свежие комментарии