Крис Коламбус на съемочной площадке с Рупертом Гринтом (Рон Уизли) и Дэниелом Рэдклиффом (Гарри Поттер) Фото: Warner Bros
Когда Крис Коламбус впервые услышал, что он будет режиссировать экранизацию «Гарри Поттера и философского камня», он был в восторге — около 20 секунд. «Затем меня охватила волна невероятного ужаса», — говорит мне уроженец Пенсильвании. «Я подумал, боже мой, у меня вес миллионов и миллионов людей, которые любят эту книгу — если я все испорчу, мне придется прибегнуть к защите свидетелей».
Выпущенная 20 лет назад экранизация одной из самых популярных книг современности почти так же популярна, как и ее первоисточник. Это был кассовый прорыв, побив тогдашний рекорд «самых прибыльных вводных выходных», и впоследствии он стал вторым самым кассовым фильмом Великобритании за все время (после «Титаника»). Даже сейчас он по-прежнему стоит под номером 16.
Большинство критиков хвалили «Гарри Поттера и Философский камень» как точную очаровательную адаптацию книги Дж. К. Роулинг, восхваляя визуальные эффекты полетов и заклинаний, а также музыку Джона Уильямса. (Один из мотивов, тема Хедвиг, будет повторяться в каждом последующем фильме о Гарри Поттере.) Он будет номинирован на три премии Оскар, включая лучший оригинальный саундтрек, семь премий «Бафта» и многие другие награды. И Колумб, режиссер, по-прежнему скромен до мозга костей. «Поверьте мне, — говорит он, — я понятия не имел, будет фильм успешным или нет. Я знал только, что смотрю фильм определенным образом и должен доверять своим инстинктам ».
Мог ли он представить себе, насколько великими будут фильмы сами по себе? Достаточно большой для продолжающихся живых оркестровых выступлений в Королевском Альберт-холле, достаточно большой, чтобы показать настоящего «Кто есть кто» из британских актеров, и чтобы дети-актеры стали лауреатами «Оскара» или голливудскими звездами? «Я никогда не думал об этом. Я не мог. Мне приходилось опускать голову и делать работу. Потому что, если бы я подумал об этом — о чистой заботе — я бы замерз ».
Настоящее давление исходило от фанатов, а не от критиков, которые были настолько преданы серии книг, что несколько дней разбивали лагерь под дождем, чтобы заполучить новые публикации, каждая со своим собственным видением мира Гарри Поттера. . Юные читатели росли вместе со звездами фильма — я отчетливо помню, как смеялся до головокружения, когда в следующем году голоса Дэниела Рэдклиффа и Руперта Гринта раздавались между Философским камнем и Тайной комнатой, отражая некоторых из моих собственных, до боли пухлых друзей.
Колумб с Рэдклиффом в 2001 г. Фото: Reuters
Но видение Колумба станет по умолчанию: мир, в котором будут работать будущие режиссеры франшизы. пришлось бы работать. Он построил визуальный план Хогвартса — Запретный лес, замок Хогвартс с его Большим залом и движущимися лестницами, форму и матчи по квиддичу.
Как выбор режиссера, Колумб стал для многих неожиданностью, несмотря на его предыдущий успех с франшизой «Один дома». После того, как продюсер Дэвид Хейман представил экранизацию романа компании Warner Brothers, а автор Джоан Роулинг продала права на первые четыре книги о Гарри Поттере, предложение сначала было направлено Стивену Спилбергу. Он отказался.
Тем временем дочь Колумба изо всех сил пыталась читать, пока не наткнулась на Гарри Поттера и Философский камень, которые захватили ее воображение. «Она все пыталась убедить меня читать книги. А мне постоянно было просто не интересно. Но к тому времени, как мы добрались до Узника Азкабана, я наконец уступил и сказал: «Хорошо, хорошо».
«Я начал и в течение двух дней закончил первые три книги. Как и все остальные, я стал одержим … Поэтому я позвонил своему агенту и сказал: «Я бы хотел снять фильм о Гарри Поттере». Она сказала: «Ты и 25–30 других режиссеров». интервью с Warner Brothers и выдвинул единственную просьбу Колумба — назначить его на самую последнюю встречу. Другими словами, как только они проведут собеседование с каждым другим кандидатом, я хотел быть последним в комнате ».
За 10 дней до этой встречи Колумб говорит: «Я взял сценарий, который у нас был — блестящий сценарий Стива Кловза — и … переписал сценарий с движениями камеры, с идеями тона, просто наполнив его своим видением. И когда я вошел в комнату и дал им новый сценарий, сказав, что просто переписал его, они были ошеломлены, потому что в Голливуде никто ничего не переписывает. И в Голливуде бесплатно никто ничего не пишет. Я сказал: «Не беспокойтесь об этом. Я просто хочу, чтобы вы увидели, каким я представлял себе этот фильм. «Я думаю, что это был именно тот момент, тот конкретный акт, который привел меня к выступлению».
Но во-первых, ему нужно было победить Великую Высшую Ведьму. Роулинг, как известно, строго контролировала своего ребенка-гиганта, поэтому Warner Brothers отправили Колумба в Эдинбург, чтобы встретить ее. «Я знала, что на самом деле у меня нет этой работы — она могла в любой момент сказать:« Ты уезжай отсюда »». На самом деле она сказала: «Как ты видишь этот фильм?» Колумб говорил два с половиной часа о своем видении этого, и Роулинг ответила: «Я именно так и вижу». И это, по словам Колумба, «вселило в меня всю уверенность в мире, в которой я нуждался, чтобы двигаться вперед, чтобы снять фильм».
Конечно, Роулинг также предусмотрела полностью британский и ирландский актерский состав. «Что ж, это тоже было моим намерением», — говорит американский режиссер. «Я был одержим британскими фильмами». Когда он был моложе, он был поклонником фильмов ужасов «Молот»: серии готических ужастиков и психологических триллеров середины 1950-х годов, в том числе «Дракула», «Проклятие Франкенштейна» и «Мумия». (В качестве приятного отзыва, Рэдклифф продолжит играть главную роль в более поздней постановке Hammer Films «Женщина в черном».) «Я просто всегда любил британские фильмы, — говорит Колумб, — а Гарри Поттер по своей сути был таким неотъемлемым. Британец [что] Я чувствовал, что актерский состав должен быть британским. И есть так много блестящих британских актеров, с которыми я очень хотел поработать ».
Именно это он сказал Роулинг при их первой встрече: «Я считаю этот фильм полностью британским». Он, возможно, украдкой наложил на свою дочь заклинание на роль Сьюзен Боунс, но она проработала «60 или 70 дней» над первым и вторым фильмами — и не произнесла ни единого слова, которое могло бы выдать ее. «Потому что она не британка. Я был очень непреклонен, чтобы мы придерживались этого ».
Гринт, автор книги о Гарри Поттере Дж. К. Роулинг, Рэдклифф и Эмма Уотсон в Премьера 2001 г. Фото: Гетти
Самое главное, Колумб должен был найти Гарри в мире маглов. Он прослушивал тысячи на эту роль, но в этом было мало смысла: он всегда хотел Дэниела Рэдклиффа — или, как Коламбус все еще называет его, «Дэна». Режиссер был очарован поворотом Рэдклиффа в роли одноименного малыша в адаптации BBC 1999 года Дэвида Копперфильда; его актерский дебют с широко открытыми глазами, когда ему было всего 10 лет. Колумб был уверен, что именно Рэдклифф сыграет Гарри — он описывает это как «мою одержимость». Он показал директора по кастингу Сьюзи Фиггс, но ему сказали, что родители Рэдклиффа никогда этого не позволят.
«По сути, она сказала, что ты никогда его не поймаешь. Его родители не в восторге. Я думаю, это произошло потому, что они, как родители, беспокоились о том, насколько широко эта роль обернется для Дэна ». Разочарование перед глазами Колумба возросло до такой степени, что директор по кастингу действительно ушел в отставку.
Но в этой истории есть немного волшебства. Однажды летней ночью в Лондоне продюсер Дэвид Хейман пошел в театр — «Камни Мари Джонс в его карманах» — и увидел, сидевшего всего в нескольких рядах перед ним, Рэдклиффа с его родителями. «И Дэвид, — вспоминает Колумб, — сумел подойти к ним в антракте и за эти 20 минут убедил Дэна прийти на прослушивание. Когда я услышал эту новость, я был в восторге ».
Рэдклифф, как он вспоминает, «обладал этим заслуживающим доверия качеством привидений — он был очень сложным 11-летним мальчиком, и внутри него бурлило множество эмоций». Но, чтобы «успокоить студию», Хейман и Колумб также прослушали Тома Фелтона, который впоследствии сыграл Драко Малфоя. «Мы покрасили его волосы, дали ему шрам, надели на него круглые очки. И он был великолепен. Но когда красишь детские волосы, всегда возникает ощущение нереальности происходящего. И, честно говоря, мы не могли найти лучшего Драко. Том идеально подходил для этой роли ».
Зои Ванамейкер в роли мадам Хуч дает урок полета Фото: Warner Bros
Колумбу удалось успокоить родителей Рэдклиффа и мальчика, который снялся в главной роли, и при этом поддержать Warner Brothers. «Не знаю, миллион к одному, но такое случается очень редко. Я не из тех, кто говорит: «О, это был кисмет, так и должно было быть» — но в этой конкретной ситуации вы должны начать расспрашивать богов — они принесли нам немного удачи? »
Изначально Рэдклифф подписал контракт только на два фильма, и он вместе с коллегами по фильму Эммой Уотсон и Рупертом Гринтом (Гермиона и Рон) не решался продолжить фильм после «Гарри Поттера и Кубка огня» в 2005 году. из нисходящей спирали Маколея Калкина после фильмов «Один дома» — непредсказуемы, непостоянны и уязвимы. (Родители Рэдклиффа могли быть оправданы в своих колебаниях: Рэдклифф продолжал бороться со злоупотреблением алкоголем и в конечном итоге стал первым игроком в 2010 году.)
Но, по большому счету, звезды франшизы о Гарри Поттере сохранили свои головы и репутацию в чистоте — немалый подвиг, учитывая стратосферную известность, богатство и внимание, которое принесли фильмы. Решение, которое придумали Колумб и Хейман, заключалось в следующем: бросить и родителей. «Убедитесь, что дети происходят из прочного, надежного дома и родителей, которые будут заботиться о них».
Было ли заботой о детях в следующее десятилетие? «Да, но, судя по количеству видеозаписей, которые мы получали — тысячи, от детей по всей Великобритании, — это не было в их голове. Их беспокоило только то, что они снимаются в фильмах о Гарри Поттере ».
Робби Колтрейн в роли смотрителя Хогвартса Рубеуса Хагрида Предоставлено: Warner Bros
Некоторые взрослые были менее нетерпеливы. Дама Мэгги Смит выступала в «Даме в фургоне» в то время, и Колумб и Хейман посетили ее спектакль и пили с ней шампанское в ее гримерке, прежде чем она согласилась сыграть профессора МакГонагалл. «Нам с Дэвидом пришлось пригласить всех, весь основной состав, на ужин по отдельности, чтобы убедить их и заверить их, что мы не просто снимаем детский фильм — мы делаем что-то, что, надеюсь, выдержит испытание временем».
Когда дети окажутся на съемочной площадке, их волнение окажется непростым. «Одним из препятствий, которые мне пришлось преодолеть в первые пару недель, было волнение детей. Они не могли сдержать себя — они не могли скрыть улыбки со своих лиц. Они говорили строчку и смотрели в камеру. Этот первый фильм был для меня упражнением не только в том, чтобы стать режиссером, но и стать учителем актерского мастерства ». Оглядываясь назад, он говорит, что совы вели себя намного лучше, чем дети.
Но к тому времени, когда они добрались до второго фильма «Гарри Поттер и Тайная комната», Колумб вспоминает, что дети были такими. уже профессионально: хорошие актеры доверяют своему чутью. «Так что к тому времени, когда я продюсировал« Узника Азкабана »и передал их Альфонсо [Куарону] для постановки, они уже были закаленными профессионалами и только продолжали поправляться».
Азкабан станет переломным моментом и положит конец участию Колумба во франшизе. Первоначально он согласился снимать все фильмы франшизы. Но съемки первого и второго фильмов заняли 160 дней соответственно, по 12-15 часов, прежде чем они встретились с командами по визуальным эффектам в Лос-Анджелесе.
«Я не виделся со своей семьей, и я был физически истощен. Это 320 дней непрерывных съемок. У меня просто не было сил сниматься в третьем фильме. Я подумал, пусть кто-нибудь другой руководит третьим, а может, я вернусь за четвертым. Но после того, как я снял третий фильм, я работал только восемь часов в день, и я мог пообедать со своими детьми — и подумал: « Это такая жизнь, которую я хочу — я не могу сниматься во всех семи фильмах и никогда не увижу ''. мои дети растут ».
Проделки Рэдклиффа, разыгрывающие Робби Колтрейна, или рэпа Гринта в его видео для прослушивания, теперь каноничны. Но Колумб говорит, что самым смешным человеком на съемочной площадке был покойный Ричард Харрис (который в своей последней роли сыграл Альбуса Дамблдора в «Философском камне и тайной комнате»). (Как и Колумба, Харриса пришлось уговорить взять на себя роль — его внучка.)
«У Ричарда был этот дьявольский блеск в глазах, и у него было злое чувство юмора. Ему было просто приятно находиться рядом. Но своего рода интересный персонаж для постановки ». Колумб вспоминает, как снимал первую сцену с Харрисом, когда Дамблдор объясняет все — после битвы с Волдемортом и Квирреллом — выздоравливающему Гарри. «Ричард вошел и сказал:« Почему мы в больничной палате? »« Потому что, — сказал я, — это то, что мы снимаем сегодня ». И он сказал:« Но мой дорогой мальчик, я не готовил это. . Я подготовил еще одну сцену ». Но мы еще даже не построили этот набор». Харрис быстро удалился в свою комнату и изучил сцену с копытом, затем они расстреляли ее по частям, по три или четыре строчки за раз. «Мы прошли через это, и его игра была феноменальной».
Самой большой проблемой на съемочной площадке оказались не совы, ни дети-актеры, ни даже неподготовленные ветераны — а свечи. В сцене первого драматического входа Гарри в Большой зал Хогвартса отдел спецэффектов использовал прозрачную мононить, чтобы повесить 450 настоящих свечей. «Первый снимок большого крана, на котором 400 детей входят в Большой зал — выглядит потрясающе. А потом, прежде чем мы начали снимать третий дубль, мы услышали громкий хлопок, потом еще и еще. Свечи начали падать. Никто не ожидал, что пламя прожигает мононить. «Нам пришлось удалить все свечи и заменить их компьютерной графикой. Но если вы посмотрите на первый кадр фильма, это, вероятно, единственный кадр, наполненный честными, настоящими свечами. И это волшебно ».
Алан Рикман в роли Снейпа, Мэгги Смит в роли МакГонагалл и Ян Харт в роли Квиррелла Фото: Warner Bros
Не менее горячим было ожидание болельщиков матчей по квиддичу. Вы можете подумать, что съемка дюжины детей-актеров, притворно летающих друг с другом, будет наиболее проблематичным с точки зрения логистики аспектом вывода на экран воображаемого спорта Роулинг. Но самым большим препятствием, по словам Колумба, было то, что в книгах не было свода правил. «Как спортивный фанатик, я хотел знать все правила квиддича. Я хотел точно знать, как это работает. Итак, Джо [Роулинг] нарисовала для нас поле чернилами, а затем Стюарт Крейг и я использовали это, чтобы создать матч, который понравится публике ». Потому что, добавляет он, «каждый ребенок, которого я встречал в процессе производства, — это первое, о чем они хотели поговорить, квиддич».
За 20 лет прошла целая жизнь: семь книг, восемь фильмов, неузнаваемый мир дискурса в социальных сетях и кинематографического развития, а также потеря пяти главных актеров Гарри Поттера (Харрис, Алан Рикман в роли Снейпа, Джон Хёрт в роли Олливандера, Ричард Гриффитс в роли Вернона Дурслей и Хелен МакКрори в роли Нарциссы Малфой). Тем временем репутация Роулинг превратилась из «любимого британского писателя» в «эпицентр споров» на фоне постоянных обвинений в трансфобии.
Так почему, по мнению Колумба, первый фильм о Гарри Поттере по-прежнему очарователен, как взмах палочки? «Мы были невероятно верны исходному материалу — мы его уважали. И я думаю, что это одна из причин, по которой люди продолжают его смотреть ».
Свежие комментарии