Франция становится председателем Совета Европейского союза по очереди. Автор: CHRISTIAN HARTMANN/POOL/EPA-EFE/Shutterstock
Эммануэль Макрон борется за свою политическую жизнь, и председательство Франции в Совете Европейского Союза может оказаться лучшим оружием для закрепления лидерства в опросах.
Его очередь изменить повестку дня ЕС на шесть месяцев предлагает Макрон — шанс заполнить пустоту Ангелы Меркель и возглавить Европу перед выборами в апреле.
Однако в первую очередь в списке его желаний стоит реформа финансовых правил еврозоны.
Это создает основу для серьезного спора с Германией, традиционным защитником финансовой стабильности, которая всегда настаивала на том, что единая валюта должна быть построена на умеренных долгах и финансовой осмотрительности.
В то время как Берлин оставался неизменным. перед лицом протестов в Греции во время кризиса суверенного долга, теперь она сталкивается с давлением со стороны большего числа стран после огромного увеличения долга в результате пандемии.
Еще до того, как взять бразды правления в свои руки, Макрон в совместной статье, опубликованной в Financial Times с премьер-министром Италии Марио Драги, призвал «предоставить больше возможностей для маневра».
Он позиционирует себя как президент, выступающий за расходы, осуждающий существующие европейские правила заимствования как «слишком непонятные и чрезмерно сложные» и подрывающий «стимулы для определения приоритетов ключевых государственных расходов на будущее и для нашего суверенитета, включая государственные инвестиции».
Хольгер Шмидинг, главный экономист Berenberg Bank, говорит, что линия фронта уже определена, и Макрон рискует сорваться с рельсов.
«Половина еврозоны не хочет ослаблять фискальные правила», — говорит Шмидинг. «Если речь идет об упрощении правил, можно было бы прийти к соглашению. Но пока что споры ведутся скорее о том, чтобы сделать их менее строгими, чем о том, чтобы сделать их проще ».
В то время как новый канцлер Германии Олаф Шольц призвал к укреплению ЕС, Шмидинг говорит, что не ожидает от него каких-либо уступок в отношении правил, требующих от членов еврозоны снижения государственного долга до 60% ВВП и сохранения годовых заимствований в обычное время ниже 3%.
Проблема для Берлина заключается в том, что Covid разрушил предыдущий финансовый мир, подняв уровень долга из-за огромных пакетов мер по спасению систем здравоохранения и экономики. По оценкам Международного валютного фонда, государственный долг еврозоны подскочил с 83,7% ВВП в 2019 году до 98,9% к концу 2021 года, причем в Италии и Испании он увеличился еще сильнее.
Растущие объемы долга означают, что фискальные правила ЕС будут пересмотрены
Повторное введение полных фискальных правил, в которых есть пункт о том, что правительства должны брать больше займов в чрезвычайной ситуации, в 2023 году или позже, трудно себе представить, по словам Клауса Вистесена. в Pantheon Macroeconomics.
«Правила уже отменены. Никто не верит, что они вернутся в первоначальном виде », — говорит он, повышая вероятность большей гибкости в отношении стран, берущих займы для финансирования инфраструктуры или зеленой энергии.
«Немецкое правительство немного запуталось в этом. Официально бюджетная дисциплина по-прежнему остается главной задачей. Но в целом они будут гораздо более дружелюбны к идее чуть менее дисциплинированных фискальных правил в ЕС в будущем ».
Париж надеется, что это лучший момент для определения повестки дня. в пользу важного французского требования при поддержке Драги и нового канцлера Германии.
Даниэла Ордонез, главный французский экономист Oxford Economics, говорит, что тактика Макрона по представлению более высоких расходов в привлекательном свете — с точки зрения инвестиций, инноваций и реиндустриализации — может иметь некоторый успех у лидеров «бережливых» стран, но он все еще может бороться с этим. его избиратели.
«Правительство Германии прекрасно понимает, что необходимо, насколько дорого обходится восстановление после кризиса с коронавирусом и обновление всей отрасли в Европе, чтобы оставаться конкурентоспособными по сравнению с Китаем или США.
«Но население Германии, которое очень привязано к нулевому дефициту и очень боится государственного долга… может быть трудно убедить».
Даже если Германия уступит, она предупреждает, что Австрия и Нидерланды могут сопротивляться любое изменение правил.
Постановления о заимствовании могут иметь большое экономическое значение, но вряд ли они заставят избирателей участвовать в апрельских выборах.
Макрону также понадобится быстрая победа, если он будет чтобы извлечь максимальную пользу из предстоящих месяцев.
Шмидинг прогнозирует, что это произойдет в области зеленой энергетики, в которой ЕС хочет, чтобы его считали мировым лидером.
Это может включать в себя маркировку ядерной энергетики как «зеленой», означающую «французский успех» в считанные месяцы. Но даже это не является бесконфликтным.
Большая часть новых действий, необходимых для сокращения выбросов, будет дорогостоящей и отнимет много времени в то время, когда рост цен на газ ударит по финансам семьи.
Но Вистесен предупреждает, что любые шаги по борьбе с кризисом стоимости жизни путем замедления энергетического перехода или снижения потребления газа и связанных с ним выбросов вызовут раздражение у немцев, где зеленые являются частью правящей коалиции.
«Это огромная проблема — по сути, быстрый переход на энергоносители в Европе равносилен огромному регрессивному повышению налогов для людей с низкими доходами, потому что в конечном итоге вы столкнетесь с резким повышением цен на энергию в ближайшем будущем, с «Надеюсь, что через 20–30 лет воздух будет чистым», — говорит он.
Если Франция попытается изменить правила, они столкнутся с обвинениями Германии в «зеленой промывке», — говорит он. «В следующем году в Европе начнутся массовые дебаты».
Свежие комментарии