Карапиру Ава Гуая, один из последних представителей племени охотников-собирателей ава, пережил резню и десятилетие в одиночестве в лесу, вдохновляя других своей стойкостью и «необычайной теплотой»
Он пережил бойню, унесшую жизни большей части его семьи в бразильской Амазонии, и прожил 10 лет в одиночестве в лесу, но Карапиру Ава Гуаха не смогла избежать пандемии.
Карапиру, один из последних кочевых охотников-собирателей ава штата Мараньян, умер от Covid-19 в начале этого месяца. Считается, что осталось всего 300 ава, и их называют «племенем, находящимся под наибольшей угрозой исчезновения».
В 1970-х годах Карапиру потерял почти всех, кого знал, в результате геноцидного нападения поселенцев на его племя. Его жена, дочь, братья и сестры и другие члены семьи были убиты, а ему выстрелили в спину. Но его стойкость стала источником вдохновения для активистов, защищающих коренные и неконтактные народы.
На фотографиях запечатлена его широкая улыбка, но не масштаб проблем, с которыми он столкнулся в жизни.< /p>
Survival International, группа, работающая в защиту прав коренных народов, описывает «необычайную теплоту и доброту» Карапиру.
Земли ава подвергались нападениям с момента открытия железной руды в конце 1960-х годов. Поезда длиной 2 км на 900-километровой железной дороге, проложенной через лес в 1980-х годах, проходят всего в нескольких метрах от территории Ава по пути к одному из крупнейших в мире железорудных рудников. Масштабы добычи полезных ископаемых, выдолбленные в Амазонке, таковы, что их видно из космоса.
Квалифицированные лучники, ава живут семейными группами на большой территории, и путешествуйте ночью, используя факелы, сделанные из древесной смолы. У многих не было контакта с внешним миром.
На момент смерти Карапиру было 75 лет. Миссионерский совет коренных народов (CIMI), католическая неправительственная организация, работающая с коренными народами, сообщила о его смерти как о «жертве Covid-19», несмотря на то, что ему сделали прививку от Covid.
Он умер в больнице Санта-Инес в Мараньяне и был похоронен в муниципалитете Зе-Дока вопреки желанию его друзей, которые хотели похоронить его на земле ава.
Я долго пробыл в лесу. Я всегда убегал, один. У меня не было семьи, которая могла бы помочь мне поговорить с Карапиру Ава Гуая
Марина Магальяйнс, лингвист, изучающая язык ава, подружилась с Карапиру после того, как они встретились в 2001 году.
Магальяйнс говорит, что родственники Карапиру сказали ей, что за несколько месяцев до смерти он уехал в другую деревню, чтобы навестить своего сына Тамату. Когда он вернулся в Тиракамбу, деревня протестовала против правительственного законопроекта, ограничивающего демаркацию новых земель коренных народов. Сельские жители считали, что встречаться во время протестов безопасно, в том числе с представителями других национальностей, поскольку они были привиты. Только в Тиракамбу после протестов по крайней мере у 12 ава дали положительный результат на Covid.
«Он был одним из самых добрых людей, которых я когда-либо встречал. Ему нравилось обнимать людей, что не является обычным отношением ава к некоренным народам, и он часто наблюдал за моей работой с другими ава издалека, всегда улыбаясь, когда я смотрел на него», — говорит Магальяйнс.
«Карапиру, на мой взгляд, представляет собой лучшее, чем может стать человек, благодаря своему дружелюбию и спокойствию. Кроме того, это пример того, насколько устойчивыми мы можем быть в самых экстремальных ситуациях».
Фиона Уотсон, директор по исследованиям Survival International, впервые встретилась с Карапиру в 1992 году.
«Я просто подумала, что не могу поверить, что этот человек выжил один в течение 10 лет, ни с кем не разговаривая», — говорит она. «Он говорил так тихо, шептал, что меня это по-настоящему поразило, потому что я подумала, конечно, что ему пришлось стать невидимым, чтобы выжить.
Я надеюсь, что то же самое, что случилось со мной, не произойдет с моей дочерью. . Я надеюсь, что это не будет, как в мое времяKarapiru Awá Guajá
«Он начал говорить и улыбаться, и я подумала, как он не травмируется сильнее? Он знал, что я не был [врагом], у него не было ни злобы, ни горечи. Это поразило меня. Это великодушие. Какой необыкновенный человек, умеющий вроде как прощать людей и продолжать свою жизнь».
Жизнь Карапиру была отмечена наградой. документальный фильм 2006 года режиссера итальянского происхождения Андреа Тоначчи под названием Serras da Desordem.
Мадалена Борхес из CIMI также хорошо знала его. «Карапиру был полон умиротворения, без злобы, улыбчив, очень дружелюбен, ко всем восприимчив, тих. Великий мудрец исконных знаний об Аве. Очень искусный в искусстве охоты и рыбалки, он ежедневно выходил на поиски еды для своей семьи», — говорит она.
Поскольку инфраструктура железной руды открыла леса для лесозаготовителей и фермеров, народ ава стал свидетелем того, как их леса сокращаются по мере того, как земля расчищается для скота. Шум бензопил и грузовиков очистил лес от обезьян, пекари и тапиров.
«Для поселенцев ава были препятствием, примитивной неприятностью, и они убивали ава в больших количествах», — сообщает Survival International. Однажды Аве оставили есть отравленную муку.
После резни Карапиру провел 10 лет в одиночестве, ел мед, мелких птиц и спал на ветвях деревьев копайба и среди орхидей.
«Я спрятался в лесу и убежал от белых людей. Они убили мою мать, моих братьев и сестер и мою жену», — сказал он Survival International.
«Когда меня застрелили во время бойни, я очень страдал, потому что не мог наложить на спину лекарства. Я не мог видеть рану: было удивительно, что я вырвался — это произошло благодаря тупа [духу]. Я провел много времени в лесу, голодный и преследуемый владельцами ранчо. Я всегда убегал, один. У меня не было семьи, чтобы помочь мне, поговорить. Поэтому я уходил все глубже и глубже в лес».
Он прошел 400 миль до штата Баия, где его приютил фермер, несмотря на то, что он не мог с ним общаться.
Живя на ферме, он пробовал маниоку, рис, муку и кофе для первый раз. «Это было вкусно. У меня было все больше и больше — это хорошо», — сказал он позже.
Власти и антропологи пытались разными способами поговорить с ним, но безрезультатно. Однако когда привели молодого человека из племени ава по имени Ксирамуку, чтобы узнать, может ли он общаться с ним, оказалось, что это сын Карапиру, который также пережил бойню.
Пара переехала в Тиракамбу, горную деревню в Мараньяне, где проживает община ава.
Карапиру снова женился и начал бороться за права своего народа, выступая против антикоренной политики президента Бразилии Жаира Болсонару, появляясь на демонстрациях со своим луком и стрелами, перьями стервятника и тукана.
Яномами окружен насильственными захватами земель , голод и болезни в БразилииПодробнее
В интервью Карапиру сказал: «Бывают моменты, когда мне не нравится вспоминать все, что со мной произошло. Я надеюсь, что то же, что случилось со мной, не случится с моей дочерью. Надеюсь, она будет есть много дичи, много рыбы и вырастет здоровой. Надеюсь, в мое время такого не будет».
Уотсон сфотографировала его и его новую жену Маримию с маленькой дочкой в 2000 году.
«Я думал, что у него есть надежда, он невероятно позитивен, у него много харизмы. Я думала, это прекрасно, что он планирует свое будущее, снова женится и не просто выживает, но хочет жить хорошо», — говорит она.
В 2014 году правительство Бразилии направило вертолеты и отряды полиции для вывоза незаконных поселенцев. Но фермеры и лесозаготовители вернулись, воодушевленные политикой Болсонару.
Свежие комментарии