Трансмиссии с двойным сцеплением обладают высокой эффективностью. Mobil™ предлагает универсальное масло для данного типа трансмиссий.
Первые серийные автомобили с двойным сцеплением появились в 2003 году. По-английски они называются Dual Clutch Transmission (DCT). Такие АКП обеспечивают автомобилям высокую экономичность и динамику за счет очень быстрого переключения передач и поэтому применяются и на массовых автомобилях, и на спортивных. Все современные Ferrari, Bugatti и Alpine оснащаются только DCT, а Porsche ставит такие трансмиссии на всех модели, кроме кроссоверов. Используются они и на небольших моделях, например, Mercedes-Benz B-класс или Skoda Rapid.
Как они работают
DCT – разновидность роботизированных коробок передач. Принцип действия у них такой же как у обычных механических – крутящий момент здесь тоже передают зубчатые передачи, а во время переключения, при трогании или остановке сцепление отсоединяет коробку передач от двигателя. В роботизированных трансмиссиях переключением передач и сцеплением управляет компьютер.
Применение двойного сцепления (DCT) позволяет при работе на одной передаче заранее включить другую, и затем, одновременным выжимом работающего сцепления и замыканием другого, практически мгновенно сменить передачу. Переключение почти без разрыва потока мощности позволяет сохранить динамику разгона.
Давняя идея
Использовать два сцепления предложил в 1935 году французский инженер Адольф Кегресс. Он известен тем, что до революции заведовал технической частью гаража Николая II и в России спроектировал съемный гусеничный движитель для автомобилей. После возвращения во Францию Кегресс работал на Citroen. Свою конструкцию автоматической трансмиссии Кегресс предложил для новой модели Citroen Traction Avant, но компания не смогла финансировать разработку по разным причинам, в том числе из-за начавшейся войны.
В США после войны стали развивать гидромеханические передачи, а в Европе спрос на дорогие автоматические трансмиссии был невелик, и ими почти никто не занимался. Кроме того, Кегресс запатентовал свою конструкцию, и ее нельзя было скопировать. Срок действия патента истек в семидесятые годы, и давнюю идею решила реализовать английская компания Automotive Products, но до производства дело не дошло.
Первые коробки с двойным сцеплением установили на гоночных Porsche 956 в 1983 году и затем на Audi Sport quattro S1 в 1985-м. Правда, в них водитель должен был сам выбирать передачу, а при трогании и торможении выжимать сцепление. Фердинанд Пиех, знаменитый инженер и топ-менеджер, тогда как раз занимался спортивный направлением Porsche и Audi. По итогам гонок он решил перенести спортивный опыт на серийные автомобили. Но из преселективной трансмиссии коробку решили сделать полностью автоматической. Так в 2003 году на Volkswagen Golf R32 появилась DSG, первая серийная трансмиссия с двойным сцеплением. Вскоре ее адаптировали для нескольких моделей Audi, затем трансмиссии с двойным сцеплением стали появляться и на других моделях, в первую очередь спортивных, – Bugatti Veyron, Nissan GT-R и Ferrari California. В 2008 производство DCT освоили известные трансмиссионные компании Getrag и ZF. Их стали устанавливать не только на спортивные, но и на обычные модели, например, Renault Megane и Ford Kuga и др.
Доля трансмиссий с двойным сцеплением в Европе выросла с 10% в 2012 году до 15% в 2020.
Особые требования
Сцепления в таких трансмиссиях бывают двух типов – сухие, которые работают без смазки, и «мокрые», в которых многодисковые сцепления работают в масле. Вторые предназначены для передачи большого крутящего момента и применяются в спортивных моделях с мощными двигателями. Поэтому для трансмиссий с двойным сцеплением нужно специальное масло: ведь оно тут не только смазывает зубчатые передачи, но и выполняет функции охлаждающей жидкости для сцеплений, а также гидравлической – она работает в приводах сцеплений и переключения передач.
Трансмиссии с двойным сцеплением выпускают как сами производители автомобилей или их дочерние предприятия (Volkswagen, Fiat, Hyundai, Daimler, Honda), так и специализированные компании (Getrag, ZF, Eaton, Graziano, Ricardo, совместное предприятие Getrag Ford Transmissions).
Для трансмиссий с двойным сцеплением Mobil™ предлагает специальное масло Mobil™ DCTF Multi-Vehicle. Это высокоэффективная полностью синтетическая жидкость, предназначенная для трансмиссий с двойным сцеплением автомобилей европейских, американских и азиатских производителей, включая коробки передач с двойным сцеплением «мокрого» типа. Среди них трансмиссии для Audi, BMW, Bugatti, Chrysler, Ford, Mitsubishi, Nissan, Peugeot, Citroen, Renault, Seat, Skoda, Volvo, Volkswagen.
Подробно о характеристиках Mobil™ DCTF Multi-Vehicle: vk.cc/c6eOA2
Свежие комментарии