Духовный наставник Доминго Чок Че был замучен и сожжен соседями, которые обвинили его в колдовстве, и защитники говорят, что христианские церкви разжигают предрассудки
На собраниях Доминго Чок Че молчал и задумчивый, говорящий только после того, как другие сказали свое слово. Но он оживет, когда войдет в джунгли северного департамента Петен в Гватемале, делясь своими знаниями о традиционной медицине со всеми, кто хочет учиться.
«Ему было легче с растений», — говорит Моника Бергер, социолог и антрополог из Университета долины Гватемалы, тесно сотрудничавшая с Чок Че, представителем коренной общины майя кекчи.
Чок Че был аджилонелем, специалистом по медицине майя, который работал над сохранением традиционных знаний и лечебных трав. Он был членом ассоциации советов духовных наставников Relebaal Saqe, а также участвовал в ряде научно-исследовательских проектов, в том числе в Университетском колледже Лондона.
В прошлом году он был замучен, подожжен и убит соседями в деревне Чимай после того, как его обвинили в колдовстве. Трое человек были приговорены к 20 годам лишения свободы за участие в убийстве.
Возмущение, вызванное пытками и сожжением заживо духовного наставника майя из Гватемалы. как духовного лидера, и преуменьшил влияние христианского экстремизма на его убийство.
«Приговор не учитывал роль духовного наставника в обществе», — сказал Хуан Кастро. адвокат семьи Чок Че. «[Суд] считает это еще одной смертью».
Трое подсудимых, Ромелия Каал Чаб, Эдин Арнольдо Поп и Канделария Магали Поп, признали свою ответственность, но на протяжении всего судебного процесса они нападали на персонажа Чок Че и обвиняли его в колдовстве.
Католическая церковь отрицала, что религиозные убеждения сыграли свою роль, а епископ Марио Фиандри заявил, что убийство было спровоцировано «проблемой между двумя семьями».
Убийство Чок Че и его последствия отражают сохраняющуюся нетерпимость к традициям коренных народов Гватемалы. Приблизительно 43% населения страны считают себя коренными жителями, но христиане регулярно обвиняют духовных лидеров майя в колдовстве.
«Они убеждены, что попадут на небеса за устранение зла или изгнание дьявола из своих деревень», — сказал Бергер. «И они твердо верят, что эти [духовные наставники] представляют дьявола. Так что крайняя нетерпимость последовала за полным отсутствием знания и понимания того, что такое духовность майя, и это очень опасно».
Духовность майя уходит корнями в глубь тысячелетий, а традиции хронометража, медицины и социальной организации сохранялись на протяжении многих поколений.
Но после испанского завоевания такие верования подвергались постоянным нападкам со стороны как католической, так и евангелической протестантской церквей.
В колониальные времена коренные общины были вынуждены обращаться в христианство, а католические церкви построены на церемониальных местах. Евангелические и пятидесятнические группы начали приобретать влияние в 1970-х годах, особенно после разрушительного землетрясения 1976 года, и христиане всех деноминаций часто связывают местные традиции с колдовством.
«В 21 веке продолжаются постоянные преследования духовных наставников майя, традиционных медиков и авторитетов предков», — сказал Фелипе Гомес, сотрудничающий с ассоциацией духовных наставников Oxlajuj Ajpop.
«Евангельская и католическая церкви несут определенную ответственность» за смерть [Чок Че], сказал Гомес. «Это была акция против духовности и практики медицины предков. И не только против Доминго Чока, но и против всех тех, кто практикует духовность майя, традиционную медицину и авторитеты предков. Это касается всех».
Расизм, направленный против коренных народов, способствовал зверствам, совершенным вооруженными силами Гватемалы во время 36-летней гражданской войны в стране: по данным поддерживаемой ООН комиссии по установлению истины, коренные жители составляли более 80% населения. 200 000 человек убиты и 45 000 пропали без вести.
Этот конфликт закончился в 1996 году, но нападения на тех, кто практикует традиционную духовность майя и медицину, продолжаются, особенно в сельских общинах, где действуют евангельские миссионеры.
«Они делают долг людям покинуть свои священные места», — сказал Гомес. «Евангельская церковь разделяет семьи и общины».
Через несколько недель после убийства Чок Че трое жителей высокогорного муниципалитета Кобан были обвинены в колдовстве и им угрожали смерть. В январе 2021 года Хесус Чок Ят, духовный наставник, был похищен, подвергнут пыткам и убит в районе Киче.
Но о большинстве таких нападений не сообщается, сказал Бергер.
Духовные лидеры коренных народов стремились к встречам с христианскими авторитетами в надежде установить взаимное уважение и признание, но не проявляли особого энтузиазма к диалогу. На одной из таких встреч Евангелический альянс Гватемалы раздавал Библии.
«Мы никогда не желали конфронтации ни с католической, ни с евангелической церквями, — сказал Гомес. «Мы хотим, чтобы они уважали нас».
Свежие комментарии