'Замечательное развлечение': Кевин Клайн в фильме «Дэйв». Фото: Allstar/Cinetext/WARNER BROS
Смерть Ивана Рейтмана в возрасте 75 лет 12 февраля не только лишила современный кинематограф одного из самых добрых его деятелей, но и оставила художественное наследие почти беспрецедентного хорошего настроения. От «Охотников за привидениями» до «Близнецов», через такие фильмы, как «Младший», «Полицейский из детского сада» и «Без обязательств» — имя Айвана Райтмана в фильме обычно гарантировало веселье.
Однако это не означало, что забава должна была быть несерьезной. В то время как Райтман обычно снимал фильмы со спецэффектами и концептуальными фильмами, в 1993 году он отошел от своих обычных жизнерадостных невесомых сюжетов, чтобы снять романтическую комедию Кевина Клайна и Сигурни Уивер «Дэйв».
Сегодня, несмотря на незапоминающееся название, это остается его лучшим фильмом. История о том, как нездорового президента США заменяет титулованный Дэйв, незадачливый, но все более искусный двойник, который стремится улучшить Соединенные Штаты, влюбляясь в первую леди, это смесь идеальной политической сатиры, глупого фарса и Идеализм в духе Капра прекрасно держится три десятилетия спустя.
Это намекает на другую, возможно, более богатую карьеру, которая могла бы быть у Райтмана, если бы он отказался от сногсшибательных блокбастеров в пользу небольших фильмов. С политической точки зрения он также был своевременным в своем отказе от рейгановских идеалов, представленных холодным, коррумпированным президентом Уильямом Харрисоном, и в принятии более теплой, более сострадательной эпохи Клинтона, воплощением которой является президентский двойник, симпатичный и идеалистический Дэйв Кович. Спустя три десятилетия он прекрасно работает как остроумная комедия в Вашингтоне и редкое проявление оптимизма в отношении того, какой может быть более добрая и мягкая политика.
Его сценарист Гэри Росс имел отличную родословную, когда дело доходило как до политики, так и до кино. Его отец Артур Росс также был сценаристом. Его сын сказал о нем в интервью Los Angeles Times в 1993 году, что в эпоху Маккарти Росс-старший был «внесен в черный список из-за его политики. Он не был коммунистом, но активно участвовал в либеральных делах». Это дало его сыну острое понимание того, как серьезные темы могут быть контрабандой пронесены в основное кино, а также пожизненный интерес к политике.
Он работал над неудачной кампанией Теда Кеннеди по выдвижению кандидата в президенты от Демократической партии в 1980 году, прежде чем он продал сценарий для того, что стало автомобилем Тома Хэнкса «Большой» компании 20th Century Fox; впоследствии он получил за него номинацию на Оскар.
Тем не менее Росс продолжал поддерживать свои политические интересы и выступал в качестве консультанта и спичрайтера как в президентской кампании Майкла Дукакиса в 1988 году, так и в последующей успешной кампании Билла Клинтона в 1992 году, хотя впоследствии он приуменьшил эту сторону своей карьеры. В одном из интервью в 1993 году он сказал: «Когда им нужны шутки, они звонят мне… это не значит, что я трачу полжизни на написание политических статей. Я сценарист». Однако он признал, что его двойной статус как инсайдера с суперсвязью и отстраненного, остроумного комментатора был «довольно крутым».
Мастерство Росса как автора политических шуток не имело себе равных. Как сказала пресс-секретарь Билла Клинтона Ди Ди Майерс: «Многие люди могут писать смешные строки, но Гэри может написать шутку, которая также включает в себя послание кандидата, и это довольно уникально». Ее коллега Джон Эмерсон похвалил его в том же духе: «Гэри очень политически проницателен, но он также хорошо чувствовал пульс людей. Вот почему его звуковые фрагменты работают и почему его фильмы работают».
Сценарий Росса для Дэйва объединил эти навыки с новым подходом к старой предпосылке. Это напоминало классический роман Фрэнка Капры «Мистер Смит едет в Вашингтон» как по замыслу, так и по тону, противопоставляя неподкупный идеализм циничным махинациям современной политики. Росс сказал, что написал сценарий, вдохновленный «начальником штаба, страдающим манией величия, населявшим Белый дом в недавних республиканских администрациях». Хотя он придумал эту концепцию в 1988 году, ее беззастенчиво либеральные амбиции делали ее неуместной и даже неуместной в то время, когда президенты-республиканцы, такие как Рональд Рейган и Джордж Буш-старший, находились у власти. Первоначально предполагалось, что он будет финансироваться Диснеем, а режиссером будет Ричард Доннер из Супермена, но даже легкий политический подтекст отпугнул знаменитый не склонный к риску Дом Мыши.
Однако сценарий Росса привлек внимание голливудского архилиберала Уоррена Битти. Звезда-режиссер не снимал откровенно политических фильмов со времен «Красных» в 1981 году, и хотя два его предыдущих фильма «Дик Трейси» и «Багси» были громкими, ни один из них не имел большого кассового успеха, на который он надеялся. Он отдал сценарий Райтману, который зарекомендовал себя как популярный режиссер высокобюджетных комедий благодаря успехам в фильмах «Охотники за привидениями», «Близнецы» и «Полицейский из детского сада».
Рейтман, самопровозглашенный «консерватор-либертарианец», был привлечен к проекту не столько политическими темами, сколько теплотой и идеализмом. Он прокомментировал: «Его темы личной зрелости и чувства ответственности за нашу жизнь… говорили о смене поколений — о том, что наши родители больше не занимали должности — что, казалось, происходило».
Сложный оператор: Уоррен Битти изначально должен был стать звездой. Фото: КЕВОРК ДЖАНСЕЗИАН
К сожалению, Битти также был трудным и требовательным сотрудником, склонным оказывать собственное влияние как на режиссеров, так и на студии. Поэтому после того, как он несколько месяцев работал над сценарием с Россом и Битти, измученная Warner Brothers сообщила Райтману: «Мы лучше просто сделаем фильм с тобой, но не с Уорреном». Лояльность к Битти привела к тому, что Райтман покинул проект, назвав его «одной из тех безвыходных ситуаций» и «морально неправильным», только для того, чтобы он вернулся, когда сделка с Битти не была достигнута.
Режиссер отметил, что в результате его предполагаемая звезда «какое-то время очень злилась на меня». Но Райтман сказал Битти: «Послушайте, я ждал пару месяцев, я ушел от этого, но теперь я готов сделать это, и вы можете делать все, что хотите. Я дал вам часть моего заднего конца. И теперь вы должны сказать «да». Я даю вам пять дней. И если ты не вернешься и не согласишься на это, я попытаюсь найти кого-нибудь другого». Битти отказался. Райтман иронично заметил: «Тогда, конечно, я не мог ни от кого сказать «да».
Практически каждому крупному исполнителю главных ролей начала девяностых предлагалась одноименная двойная роль. Том Хэнкс и Кевин Костнер отказались, сославшись на относительную мягкость персонажа Дэйва. Росс признал эту критику: «Дэйв был скорее шифром в ранних набросках, парнем, который просто наткнулся на мудрость, как Чонси Гардинер из« Быть там », вместо того, чтобы быть героем, который призывает свою внутреннюю силу и решимость». Рейтман призвал Росса переписать персонажа, чтобы Дэйв рос как в уверенности, так и в моральном статусе; Случайным, но своевременным было то, что в концепции Росса «настоящий» президент Харрисон был республиканцем старой школы, а «фальшивый» президент Дэйв был более теплым либералом в духе Клинтона.
Иван Рейтман на съемках фильма «Дэйв» (1993). Фото: Album/Alamy Stock Photo
В конце концов Райтман обратился к Кевину Клайну, который получил «Оскар» за свою раскованную игру идиотского преступника в «Рыбке по имени Ванда», но теперь пытался уйти от менее широкого материала. Вместо этого он искал более драматические роли, которые привели к тому, что его назвали «американским Оливье» за его сценические успехи. Клайн изначально отказал Дэйву, полагая, что Райтман хотел большого фарсового выступления.
Он отметил: «Я думал, что он выбрал меня по неправильным причинам». Но встреча с режиссером убедила его в том, что, хотя и существуют неоспоримые возможности для тщательно отработанного фарса, это более изощренное предложение.
Позже Клайн вспоминал: «Мы были абсолютно на одной волне в отношении того, каким он должен быть, потому что это не фарс. Это очень тонкая романтическая комедия». Называя себя «не очень политическим человеком», Клайн был заинтригован возможностью сыграть кого-то, кого он называл «парнем по соседству», чего он раньше не делал.
Как он сказал: «Политика в этом была лишь фоном для истории в стиле Капра о парне, чьи достойные ценности прорезают систему». Рейтман собрал превосходный актерский состав, в который вошли все: от его звезды «Охотников за привидениями» Сигурни Уивер в роли первой леди Эллен Митчелл до ветеранов-похитителей сцен, таких как Бен Кингсли и Фрэнк Ланджелла в роли, соответственно, отстраненного вице-президента Гэри Нэнса и антагониста фильма, макиавеллиста. Начальник штаба Боб Александр. Райтман также выбрал великого Чарльза Гродина на шумную роль ошеломленного бухгалтера-заговорщика Дэйва. В какой-то момент Гродин заявляет, глядя на федеральный бюджет: «Если бы я вел свой бизнес таким образом, я бы вышел из бизнеса».
Чтобы повысить правдоподобие, Райтман наполнил фильм камеями реальных политиков и представителей СМИ, что привело к появлению в качестве гостей спикера палаты представителей Типа О'Нила, ведущего ток-шоу Джея Лено и политического эксперта Элеоноры Клифт. Один из самых забавных таких моментов происходит в эпизодической роли кинорежиссера и теоретика заговора Оливера Стоуна, который правильно сообщает Ларри Кингу, что замена президента явно является результатом гнусной практики. — Тебе не кажется, что ты немного параноик, Оливер? Кинг ухмыляясь ругает его.
Пьянящее обещание: Билл Клинтон в предвыборной кампании, 1996 г. Фото: РУТ ФРЕМСОН
Тем не менее приверженность фильма к реализму шла глубже, чем простые шутки. Рейтман вспоминал: «Я хотел снимать реальных людей — журналистов и политиков — везде, где только можно. Я хотел, чтобы постановочный дизайн был максимально точным, а актерский стиль должен был балансировать на очень тонкой грани между реализмом и откровенной комедией». Это проявилось как в мелочах — ковры, использовавшиеся в декорациях, были сделаны теми же ткачами, что и в Овальном кабинете, так и в больших.
В отличие от похожих по тематике, но более циничных современных политических комедий, таких как «Выдающийся джентльмен» Эдди Мерфи и «Боб Робертс» Тима Роббинса, царила атмосфера надежды на то, что перемены, принесенные молодым харизматичным Клинтоном, наконец-то могут произойти, и что Дэйв может быть первым фильмом, который представляет это. Было уместно, что вечеринка по случаю победы нового президента в 1992 году состоялась в середине съемок, и на ней присутствовали многие актеры и съемочная группа, которые снимали неподалеку в Вашингтоне.
К тому времени, когда фильм был выпущен в мае 1993 года, тоже была надежда, что новая администрация станет долгожданным переходом от усталой эпохи Буша и Рейгана. Скандалы и аферы, которые позже захлестнут президента, еще предстояли, или, по крайней мере, предавались огласке. Таким образом, Дейв получил широкое признание как за своевременность и послание об изменениях, так и за значительные достижения. Критик Роджер Эберт написал: «Фильм является еще одним доказательством того, что важно не то, что вы делаете, а то, как вы это делаете: режиссура Айвена Райтмана и сценарий Гэри Росса используют ум и сердечные чувства, чтобы превратить Дэйва в прекрасное беззаботное развлечение».
Романтика в Овальном кабинете: Сигурни Уивер и Кевин Клайн Фото: AA Film Archive/Alamy Stock Photo
Этот фильм имел значительный кассовый успех, был номинирован на «Оскар» за сценарий Росса и продолжает оставаться пробным камнем для политиков-демократов. Клинтон подписал копию сценария для его автора. Это было, как написал президент, «забавным, часто точным высмеиванием политиков».
Тем временем Барак Обама сказал Клайну: «Я люблю Дэйва. Мне нравится смотреть его, когда я в депрессии, потому что ты делаешь это таким забавным и таким легким». (Клайн пошутил о Трампе: «Я думаю, что если бы наш нынешний президент посмотрел фильм, он бы болел за президента Митчелла».)
Но последующее суждение Райтмана о фильме остается ключом к пониманию его многолетняя популярность как фантазия о том, что было бы, если бы президентом стал кто-то порядочный. «Мне нравится то, что это говорит о нас как об американцах, о том, чего мы хотим, на что надеемся и о чем молимся, и о разочаровании от того, что мы этого не получаем». Трудно не согласиться, так как этот прекрасный фильм служит достойной данью уважения как его режиссеру, так и его чувствам.
Свежие комментарии