Connect with us

Привет, что-то ищете?

The Times On Ru
  1. The Times On RU
  2. /
  3. Культура
  4. /
  5. У Барака Обамы хороший вкус — почему «Дэйв» — лучший ..

Культура

У Барака Обамы хороший вкус — почему «Дэйв» — лучший фильм Айвана Рейтмана

'Замечательное развлечение': Кевин Клайн в фильме «Дэйв». Фото: Allstar/Cinetext/WARNER BROS

Смерть Ивана Рейтмана в возрасте 75 лет 12 февраля не только лишила современный кинематограф одного из самых добрых его деятелей, но и оставила художественное наследие почти беспрецедентного хорошего настроения. От «Охотников за привидениями» до «Близнецов», через такие фильмы, как «Младший», «Полицейский из детского сада» и «Без обязательств» — имя Айвана Райтмана в фильме обычно гарантировало веселье.

Однако это не означало, что забава должна была быть несерьезной. В то время как Райтман обычно снимал фильмы со спецэффектами и концептуальными фильмами, в 1993 году он отошел от своих обычных жизнерадостных невесомых сюжетов, чтобы снять романтическую комедию Кевина Клайна и Сигурни Уивер «Дэйв».

Сегодня, несмотря на незапоминающееся название, это остается его лучшим фильмом. История о том, как нездорового президента США заменяет титулованный Дэйв, незадачливый, но все более искусный двойник, который стремится улучшить Соединенные Штаты, влюбляясь в первую леди, это смесь идеальной политической сатиры, глупого фарса и Идеализм в духе Капра прекрасно держится три десятилетия спустя.

Это намекает на другую, возможно, более богатую карьеру, которая могла бы быть у Райтмана, если бы он отказался от сногсшибательных блокбастеров в пользу небольших фильмов. С политической точки зрения он также был своевременным в своем отказе от рейгановских идеалов, представленных холодным, коррумпированным президентом Уильямом Харрисоном, и в принятии более теплой, более сострадательной эпохи Клинтона, воплощением которой является президентский двойник, симпатичный и идеалистический Дэйв Кович. Спустя три десятилетия он прекрасно работает как остроумная комедия в Вашингтоне и редкое проявление оптимизма в отношении того, какой может быть более добрая и мягкая политика.

Его сценарист Гэри Росс имел отличную родословную, когда дело доходило как до политики, так и до кино. Его отец Артур Росс также был сценаристом. Его сын сказал о нем в интервью Los Angeles Times в 1993 году, что в эпоху Маккарти Росс-старший был «внесен в черный список из-за его политики. Он не был коммунистом, но активно участвовал в либеральных делах». Это дало его сыну острое понимание того, как серьезные темы могут быть контрабандой пронесены в основное кино, а также пожизненный интерес к политике.

Он работал над неудачной кампанией Теда Кеннеди по выдвижению кандидата в президенты от Демократической партии в 1980 году, прежде чем он продал сценарий для того, что стало автомобилем Тома Хэнкса «Большой» компании 20th Century Fox; впоследствии он получил за него номинацию на Оскар.

Тем не менее Росс продолжал поддерживать свои политические интересы и выступал в качестве консультанта и спичрайтера как в президентской кампании Майкла Дукакиса в 1988 году, так и в последующей успешной кампании Билла Клинтона в 1992 году, хотя впоследствии он приуменьшил эту сторону своей карьеры. В одном из интервью в 1993 году он сказал: «Когда им нужны шутки, они звонят мне… это не значит, что я трачу полжизни на написание политических статей. Я сценарист». Однако он признал, что его двойной статус как инсайдера с суперсвязью и отстраненного, остроумного комментатора был «довольно крутым».

Мастерство Росса как автора политических шуток не имело себе равных. Как сказала пресс-секретарь Билла Клинтона Ди Ди Майерс: «Многие люди могут писать смешные строки, но Гэри может написать шутку, которая также включает в себя послание кандидата, и это довольно уникально». Ее коллега Джон Эмерсон похвалил его в том же духе: «Гэри очень политически проницателен, но он также хорошо чувствовал пульс людей. Вот почему его звуковые фрагменты работают и почему его фильмы работают».

Сценарий Росса для Дэйва объединил эти навыки с новым подходом к старой предпосылке. Это напоминало классический роман Фрэнка Капры «Мистер Смит едет в Вашингтон» как по замыслу, так и по тону, противопоставляя неподкупный идеализм циничным махинациям современной политики. Росс сказал, что написал сценарий, вдохновленный «начальником штаба, страдающим манией величия, населявшим Белый дом в недавних республиканских администрациях». Хотя он придумал эту концепцию в 1988 году, ее беззастенчиво либеральные амбиции делали ее неуместной и даже неуместной в то время, когда президенты-республиканцы, такие как Рональд Рейган и Джордж Буш-старший, находились у власти. Первоначально предполагалось, что он будет финансироваться Диснеем, а режиссером будет Ричард Доннер из Супермена, но даже легкий политический подтекст отпугнул знаменитый не склонный к риску Дом Мыши.

Однако сценарий Росса привлек внимание голливудского архилиберала Уоррена Битти. Звезда-режиссер не снимал откровенно политических фильмов со времен «Красных» в 1981 году, и хотя два его предыдущих фильма «Дик Трейси» и «Багси» были громкими, ни один из них не имел большого кассового успеха, на который он надеялся. Он отдал сценарий Райтману, который зарекомендовал себя как популярный режиссер высокобюджетных комедий благодаря успехам в фильмах «Охотники за привидениями», «Близнецы» и «Полицейский из детского сада».

Рейтман, самопровозглашенный «консерватор-либертарианец», был привлечен к проекту не столько политическими темами, сколько теплотой и идеализмом. Он прокомментировал: «Его темы личной зрелости и чувства ответственности за нашу жизнь… говорили о смене поколений — о том, что наши родители больше не занимали должности — что, казалось, происходило».

Сложный оператор: Уоррен Битти изначально должен был стать звездой. Фото: КЕВОРК ДЖАНСЕЗИАН

К сожалению, Битти также был трудным и требовательным сотрудником, склонным оказывать собственное влияние как на режиссеров, так и на студии. Поэтому после того, как он несколько месяцев работал над сценарием с Россом и Битти, измученная Warner Brothers сообщила Райтману: «Мы лучше просто сделаем фильм с тобой, но не с Уорреном». Лояльность к Битти привела к тому, что Райтман покинул проект, назвав его «одной из тех безвыходных ситуаций» и «морально неправильным», только для того, чтобы он вернулся, когда сделка с Битти не была достигнута.

Режиссер отметил, что в результате его предполагаемая звезда «какое-то время очень злилась на меня». Но Райтман сказал Битти: «Послушайте, я ждал пару месяцев, я ушел от этого, но теперь я готов сделать это, и вы можете делать все, что хотите. Я дал вам часть моего заднего конца. И теперь вы должны сказать «да». Я даю вам пять дней. И если ты не вернешься и не согласишься на это, я попытаюсь найти кого-нибудь другого». Битти отказался. Райтман иронично заметил: «Тогда, конечно, я не мог ни от кого сказать «да».

Практически каждому крупному исполнителю главных ролей начала девяностых предлагалась одноименная двойная роль. Том Хэнкс и Кевин Костнер отказались, сославшись на относительную мягкость персонажа Дэйва. Росс признал эту критику: «Дэйв был скорее шифром в ранних набросках, парнем, который просто наткнулся на мудрость, как Чонси Гардинер из« Быть там », вместо того, чтобы быть героем, который призывает свою внутреннюю силу и решимость». Рейтман призвал Росса переписать персонажа, чтобы Дэйв рос как в уверенности, так и в моральном статусе; Случайным, но своевременным было то, что в концепции Росса «настоящий» президент Харрисон был республиканцем старой школы, а «фальшивый» президент Дэйв был более теплым либералом в духе Клинтона.

Иван Рейтман на съемках фильма «Дэйв» (1993). Фото: Album/Alamy Stock Photo

В конце концов Райтман обратился к Кевину Клайну, который получил «Оскар» за свою раскованную игру идиотского преступника в «Рыбке по имени Ванда», но теперь пытался уйти от менее широкого материала. Вместо этого он искал более драматические роли, которые привели к тому, что его назвали «американским Оливье» за его сценические успехи. Клайн изначально отказал Дэйву, полагая, что Райтман хотел большого фарсового выступления.

Он отметил: «Я думал, что он выбрал меня по неправильным причинам». Но встреча с режиссером убедила его в том, что, хотя и существуют неоспоримые возможности для тщательно отработанного фарса, это более изощренное предложение.

Позже Клайн вспоминал: «Мы были абсолютно на одной волне в отношении того, каким он должен быть, потому что это не фарс. Это очень тонкая романтическая комедия». Называя себя «не очень политическим человеком», Клайн был заинтригован возможностью сыграть кого-то, кого он называл «парнем по соседству», чего он раньше не делал.

Как он сказал: «Политика в этом была лишь фоном для истории в стиле Капра о парне, чьи достойные ценности прорезают систему». Рейтман собрал превосходный актерский состав, в который вошли все: от его звезды «Охотников за привидениями» Сигурни Уивер в роли первой леди Эллен Митчелл до ветеранов-похитителей сцен, таких как Бен Кингсли и Фрэнк Ланджелла в роли, соответственно, отстраненного вице-президента Гэри Нэнса и антагониста фильма, макиавеллиста. Начальник штаба Боб Александр. Райтман также выбрал великого Чарльза Гродина на шумную роль ошеломленного бухгалтера-заговорщика Дэйва. В какой-то момент Гродин заявляет, глядя на федеральный бюджет: «Если бы я вел свой бизнес таким образом, я бы вышел из бизнеса».

Чтобы повысить правдоподобие, Райтман наполнил фильм камеями реальных политиков и представителей СМИ, что привело к появлению в качестве гостей спикера палаты представителей Типа О'Нила, ведущего ток-шоу Джея Лено и политического эксперта Элеоноры Клифт. Один из самых забавных таких моментов происходит в эпизодической роли кинорежиссера и теоретика заговора Оливера Стоуна, который правильно сообщает Ларри Кингу, что замена президента явно является результатом гнусной практики. — Тебе не кажется, что ты немного параноик, Оливер? Кинг ухмыляясь ругает его.

Пьянящее обещание: Билл Клинтон в предвыборной кампании, 1996 г. Фото: РУТ ФРЕМСОН

Тем не менее приверженность фильма к реализму шла глубже, чем простые шутки. Рейтман вспоминал: «Я хотел снимать реальных людей — журналистов и политиков — везде, где только можно. Я хотел, чтобы постановочный дизайн был максимально точным, а актерский стиль должен был балансировать на очень тонкой грани между реализмом и откровенной комедией». Это проявилось как в мелочах — ковры, использовавшиеся в декорациях, были сделаны теми же ткачами, что и в Овальном кабинете, так и в больших.

В отличие от похожих по тематике, но более циничных современных политических комедий, таких как «Выдающийся джентльмен» Эдди Мерфи и «Боб Робертс» Тима Роббинса, царила атмосфера надежды на то, что перемены, принесенные молодым харизматичным Клинтоном, наконец-то могут произойти, и что Дэйв может быть первым фильмом, который представляет это. Было уместно, что вечеринка по случаю победы нового президента в 1992 году состоялась в середине съемок, и на ней присутствовали многие актеры и съемочная группа, которые снимали неподалеку в Вашингтоне.

К тому времени, когда фильм был выпущен в мае 1993 года, тоже была надежда, что новая администрация станет долгожданным переходом от усталой эпохи Буша и Рейгана. Скандалы и аферы, которые позже захлестнут президента, еще предстояли, или, по крайней мере, предавались огласке. Таким образом, Дейв получил широкое признание как за своевременность и послание об изменениях, так и за значительные достижения. Критик Роджер Эберт написал: «Фильм является еще одним доказательством того, что важно не то, что вы делаете, а то, как вы это делаете: режиссура Айвена Райтмана и сценарий Гэри Росса используют ум и сердечные чувства, чтобы превратить Дэйва в прекрасное беззаботное развлечение».

Романтика в Овальном кабинете: Сигурни Уивер и Кевин Клайн Фото: AA Film Archive/Alamy Stock Photo

Этот фильм имел значительный кассовый успех, был номинирован на «Оскар» за сценарий Росса и продолжает оставаться пробным камнем для политиков-демократов. Клинтон подписал копию сценария для его автора. Это было, как написал президент, «забавным, часто точным высмеиванием политиков».

Тем временем Барак Обама сказал Клайну: «Я люблю Дэйва. Мне нравится смотреть его, когда я в депрессии, потому что ты делаешь это таким забавным и таким легким». (Клайн пошутил о Трампе: «Я думаю, что если бы наш нынешний президент посмотрел фильм, он бы болел за президента Митчелла».) 

Но последующее суждение Райтмана о фильме остается ключом к пониманию его многолетняя популярность как фантазия о том, что было бы, если бы президентом стал кто-то порядочный. «Мне нравится то, что это говорит о нас как об американцах, о том, чего мы хотим, на что надеемся и о чем молимся, и о разочаровании от того, что мы этого не получаем». Трудно не согласиться, так как этот прекрасный фильм служит достойной данью уважения как его режиссеру, так и его чувствам.

Оставить комментарий

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Стоит Посмотреть

Стоит Посмотреть

Новости По Дате

Февраль 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28  

Вам может быть интересно:

Общество

Фото: pexels.com тестовый баннер под заглавное изображение В многоэтажном жилом доме в Волгограде, расположенном на улице Маршала Ерёменко, произошел мощный взрыв, который, по предварительным...

Бизнес

На прошлой неделе волатильность на внутреннем валютном рынке заметно снизилась. По итогам пятничных торгов курс американской валюты на внебиржевом рынке составил 80,85 руб./$, что...

Технологии

МОСКВА, 7 ноя. Новое устройство для безопасного управления электросетью с участием возобновляемых источников энергии создали ученые ТПУ. По их данным, разработка поможет почти вдвое...

Культура

МОСКВА, 8 ноя. Президент РФ Владимир Путин прислал венок на церемонию прощания с телеведущим Юрием Николаевым, передает корреспондент . Церемония прощания с народным артистом...