Марлон Брандо в роли Дона Вито Корлеоне в экранизации «Крестного отца». свое 50-летие. Его регулярно провозглашают величайшей картиной из когда-либо созданных, и он глубоко пропитан поп-культурой благодаря диалогам («Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться»; «Адвокат с портфелем может украсть больше, чем сто человек с оружием») до культовых ролей Марлона Брандо в роли криминального авторитета Дона Вито Корлеоне, Аль Пачино в роли его сына и наследника Майкла, Дайан Китон в роли его подруги Кей и Джеймса Каана в роли импульсивного старшего сына Вито Сонни.
Многие моменты были настолько сымитированы и пародированы, что стали почти клише (голова лошади в постели, смерть Сонни в пункте взимания платы, массовые убийства в конце), но это остается шедевром, который только растет в росте и силе с течением времени. проходить.
Копполу часто считают автором фильма, но при этом игнорируется значительный вклад Марио Пьюзо, написавшего роман-бестселлер, на котором он основан. Пьюзо родился в 1920 году в суровом районе Адской кухни Нью-Йорка в семье итальянских иммигрантов. Это было мрачное, пугающее место, полное шума, нищеты и гнева. Как он позже писал: «Я никогда не слышал итальянского пения. Никто из взрослых, которых я знал, не был ни обаятельным, ни любящим, ни понимающим… скорее они казались грубыми, вульгарными и оскорбительными».
Он был полон решимости вырваться из этой неблагоприятной среды, став художником или писателем — «Даже будучи очень маленьким ребенком, я боялся, что вырасту таким, как окружающие меня взрослые», — и решил: «Я буду богатым, знаменитым, счастливым. Я бы овладел своей судьбой». Его мать считала, что вершиной его надежд было стать железнодорожным служащим; только когда он опубликовал «Крестного отца» в 1969 году, она признала, что могла быть консервативной в своих стремлениях к сыну.
После недолгой работы на железной дороге («Меня бросили в ад», — сказал он позже), Пьюзо служил в армии во время Второй мировой войны, прежде чем начать писать в 1950 году. Его первый роман , The Dark Arena, появилась спустя пять лет.
Затем он начал довольно успешную карьеру, но к концу шестидесятых Пьюзо начал отчаиваться. Как он сказал: «Я все еще мечтал о будущей славе. Я все еще знал, что буду хорошим писателем, но я начал понимать, что могут произойти несчастные случаи, и мой второй выбор, стать великим преступником, быстро приближался». Тем не менее, он не стал заниматься преступностью. Вместо этого он создал, пожалуй, самую культовую криминальную династию 20-го века: семью Корлеоне.
Он не считал, что книга была особенно совершенна. Как он откровенно сказал: «Крестный отец не так хорош, как два предыдущих [романа]; Я написал это, чтобы заработать деньги». Его первые две книги были встречены критиками, но не были проданы, но редактор заметил, что, если бы в его втором романе, «Удачливом пилигриме», больше внимания уделялось второстепенному персонажу босса мафии, он был бы популярен. Пьюзо было около 40 лет, он был сломлен и озлоблен.
Он решил, что продастся, если этого потребует рынок, и написал план на десять страниц, чтобы подбодрить своего издателя. Им было неинтересно, но Пьюзо увидел в этом отказе знаменательный момент. Как он сказал: «Я был достаточно наивен, чтобы поверить, что издатели заботятся об искусстве. Они этого не сделали. Они хотели заработать».
Брандо с Аль Пачино, который играет Майкла Корлеоне. Фото: Paramount
Он упорствовал , а впоследствии друг-писатель познакомил его с редакторами издательства GP Putnam's Sons. Как описал это Пьюзо: «Редакторы просто сидели целый час, слушая мои рассказы о мафии, и сказали: «Давай». Они также дали мне аванс в размере 5000 долларов, и я был в пути, просто так».
Единственным недостатком было то, что Пьюзо не хотел писать халтуру, а вместо этого хотел обратить свое внимание на другой литературный роман. Но аванс частично зависел от его доставки книги, которую он обещал написать. В течение следующих трех лет он усердно работал над этим, сохраняя свою платежеспособность время от времени журналистикой и детской книгой «Безумное лето Дэви Шоу».
Часто предполагалось, что Пьюзо если не «созданный человек», то кто-то au fait с внутренней работой мафии, благодаря его происхождению и авторитету, который он привнес в свой роман. Однако, хотя он был счастлив позволить своим издателям поверить в то, что он был близким человеком из тех, о которых он писал, на самом деле он основывал все это на исследованиях из вторых рук.
Как он сказал после публикации романа: «Я никогда не встречал настоящего, честного гангстера. После того, как книга стала известной, меня познакомили с несколькими джентльменами, имеющими отношение к этому материалу. Они были лестными. Они отказывались верить, что я никогда не занимался рэкетом. Они отказывались верить, что я никогда не пользовался доверием дона. Но всем им понравилась книга».
Он закончил книгу летом 1968 года и отправился в экстравагантный европейский отпуск со своей семьей, чтобы отпраздновать это событие, вернув долг в размере 8000 долларов. Он связался со своим агентом в надежде, что она устроит прибыльное задание для журнала, которое покроет его финансовые обязанности, на что она ответила, что отклонила предложение в размере 375 000 долларов за права на книгу «Крестный отец» в мягкой обложке.
«Почему ты это сделал?» — спросил Пьюзо своего редактора в Патнэме, по понятным причинам огорченный. «Потому что рекорд продаж в мягкой обложке составляет 400 000 долларов, и мы считаем, что сможем получить 410 000 долларов», — ответил его редактор. Он был прав; в тот день права на книгу в мягкой обложке были проданы именно за эту сумму.
Когда роман был выпущен, он, как и ожидалось, стал хитом, который быстро принес Пьюзо более миллиона долларов, которые он должным образом растратил. («Я тратил деньги так же быстро, как они поступали».) Однако ему не нравились его рекламные обязательства, и он был противником идеи славы, которую он находил «просто огорчительной».
Он особенно ненавидел во время телеинтервью Today Show, говоря, что «почти каждый писатель, которого я видел по телевизору, казался глупым; это не писательское средство». То, что Пьюзо, по его собственному признанию, не был особенно телегеничным, не помогло.
Но большей ошибкой было то, что он продал права на экранизацию Paramount за 50 000 долларов, когда писал книгу, с авансом в 12 500 долларов; как он сказал: «Мне нужны были наличные, а 12 500 долларов выглядели как Форт-Нокс». Таким образом, Paramount Pictures владела правами на самую большую книгу года для сравнительной песни. Но Пьюзо был философом. «Я никогда не обвинял Paramount в том, что они так дешево сняли «Крестного отца», — сказал он.
При написании книги Пьюзо всегда имел в виду Марлона Брандо на главную роль харизматичного, но безжалостного криминального авторитета Дона Вито. Но в тот момент Брандо был почти вымотан, и его не считали кассовой ничьей. Пьюзо поговорил с актером по телефону, который уклончиво рассказал о своем потенциальном участии, сказав, что он не читал книгу и что его не возьмут на роль, если на его кастинге не настоят ведущие режиссеры. И Paramount начала терять интерес к созданию фильма после того, как картина Кирка Дугласа под названием «Братство» с отдалённо похожей предпосылкой потерпела критическую и коммерческую катастрофу.
Роберт Дюваль (слева) в роли Тома Хагена, советника семьи Корлеоне. Фото: Paramount
В конце концов, только когда «Крестный отец» стал феноменом, они признали, что адаптация была коммерческой перспективой, и поэтому наняли Пьюзо для адаптации его романа. Ему высокомерно сообщили, что фильм будет малобюджетным, а значит, и его гонорар будет небольшим. Неважно, ответил Пьюзо; он пообещал своей жене, что, если он когда-нибудь добьется успеха, он найдет место для работы, которое не будет его домом, и это дало ему идеальную возможность сбежать. «Человек связан своими торжественными клятвами», — прокомментировал он позже.
Пьюзо направился в отель «Беверли-Хиллз», чтобы написать сценарий, в перерывах между конференциями с «очаровательным» и «непретенциозным» Робертом Эвансом, главой производства «Парамаунт», и его правой рукой Питером Бартом, «единственным неочаровательным человеком в мире». кинобизнес, с которым я познакомился». Пьюзо заранее проинформировали, что Paramount, у которой было несколько кассовых провалов, полагалась на фильм, чтобы спасти их, и что это должен был быть коммерческий успех. Он предложил Брандо на роль Дона Вито и: «У меня сложилось впечатление, что мои акции упали на 50 пунктов».
В ответ студия заявила, что хочет Роберта Редфорда на роль Майкла; Пьюзо скептически отнесся к идее, что светловолосый WASP Редфорд сыграет итало-американского отпрыска Корлеоне. К фильму не был прикреплен режиссер, и Пьюзо скептически относился к тому, что он будет снят, но продолжал получать свою зарплату в размере 500 долларов в неделю за работу над ним.
Вскоре он столкнулся с трудностями. Один из персонажей романа, связанный с мафией певец по имени Джонни Фонтейн, был тонко замаскированной версией Фрэнка Синатры. Хотя Синатра не подал в суд за клевету, когда книга была опубликована, он был особенно недоволен своей карикатурой и, когда впоследствии ему предложили представить Пьюзо, просто сказал: «Я так не думаю». Пьюзо, озадаченный, обнаружил, что извиняется перед Синатрой, отчаянно говоря, что встреча «была не моей идеей», что певец интерпретировал как мою вину для персонажа Фонтане. Он спросил Пьюзо: «Кто сказал тебе поместить это в свою книгу, издатель?»
Брандо с Аль Мартино в роли Джонни Фонтейна, персонажа, вольно основанного на Фрэнке Синатре. Авторы и права: Paramount
Писатель вскоре пришел в себя и вызывающе сказал: «Я имею в виду, что вас представили». Синатра начал выкрикивать оскорбления в адрес Пьюзо, называя его сутенером и угрожая физической расправой, прежде чем сказать ему «иди и задохнись». Последующие версии ссоры, появившиеся в газетах, обработанные командой Синатры по связям с общественностью, представили Синатру как героическую фигуру, а Пьюзо — как придурка.
Тем не менее две хорошие вещи произошли из него, косвенно. Во-первых, Paramount наняла Фрэнсиса Форда Копполу в качестве режиссера после того, как его оскароносный сценарий для Паттона поднял его авторитет в Голливуде. А во-вторых, Коппола сообщил, что Синатра подошел к нему в клубе в Лос-Анджелесе и сказал: «Фрэнсис, я бы сыграл для тебя Крестного отца. Я бы не стал делать это для тех парней из Paramount, но я бы сделал это для вас». Позже Синатра позвонил Копполе, чтобы поделиться своими мыслями о его вымышленной презентации. Он не стал придираться к описанию своих мафиозных связей, но его оскорбила мысль о том, что он назвал бы свою вторую жену бродягой, которая так и не попала на экран.
Когда Копполу наняли, он сразу обратил внимание на сценарий. Даже когда продюсер Эл Радди заверил Пьюзо: «Нет намерения [Копполы] переписывать ваш сценарий… все довольны вашей работой». Автор сказал: «Я сразу понял, что у меня есть писатель».
Джеймс Каан в роли Сонни, старшего сына Дона Вито. Фото: Paramount
Тем не менее, сотрудничество было гармоничным: Коппола удалил некоторые из того, что он считал более безвкусными излишествами Пьюзо; второстепенный сюжет романа о персонаже Люси Манчини, перенесшей операцию на влагалище, впоследствии был удален. А Коппола, которого Пьюзо называл «крепким, веселым и обычно беззаботным», был неукротим. Он сказал, что на роль Дона Вито он хотел бы выбрать величайшего актера в мире, которым, по его мнению, был либо Брандо, либо Лоуренс Оливье. Поскольку Оливье был недоступен, Коппола потребовал, чтобы Брандо был выбран, несмотря на возражения студии. Несмотря на репутацию актера с трудностями, он представил культовую и заслуженно оскароносную игру.
Пьюзо был приятно удивлен, обнаружив, что он активно участвует в процессе кастинга, и сказал: «Господи, поговори о демократии. Никто никого в глотку не пихал. Я начал чувствовать, что это мой фильм в такой же степени, как и любой другой». Он поддержал кастинг Каана на роль Сонни, но считал, что Пачино ошибочно примут роль Майкла, сказав о своем кинопробе: «Он вообще не понял персонажа … он был ужасен». Коппола, однако, считал, что Пачино — правильный выбор, и настаивал на том же, игнорируя возражения сценариста и студии.
Производство велось в основном без Пьюзо. Ему предложили бессмысленный титул «консультанта», который, как он понял, был подачкой для итало-американской лиги, которая была недовольна представлением итало-американцев в книге как преступников; они возражали против использования слова «мафия», которое Радди пообещал убрать из сценария. Пьюзо отметил, что «Радди показал себя проницательным торговцем, потому что слово «мафия» никогда не было в сценарии». Он избегал «самой скучной работы в мире» наблюдения за съемками, высказывал свои мысли о финальном фильме и получал свою зарплату.
Автор романа «Крестный отец» Марио Пьюзо. Кредит: AP
Пьюзо прокомментировал перед его выпуском: «Судя по тому, что я видел, это эффективный способ заработать деньги, и он должен приносить деньги … но я никогда не видел окончательный вариант, поэтому я не могу его подключить». В частном порядке он был в восторге от центрального трио, говоря: «Как Майкл, Аль Пачино был всем, что я хотел, чтобы этот персонаж был на экране … в моих глазах это было идеальное исполнение, произведение искусства». Он был счастлив признать свою ошибку, не поверив кастингу, но Радди отговорился от этого. «Если ты не будешь рассказывать всем, как ты ошибался, никто не узнает. Какого черта ты собираешься стать продюсером?»
Была шумиха, когда Коппола заявил, что он снял фильм для того, чтобы снять те картины, которые его действительно интересовали, и намекнул, что материал ниже его достоинства, но фильм был готов к выпуску в начале 1972 года. Теперь «Парамаунт», Коппола. и Пьюзо перевел дыхание. Как воспримут Крестного отца?
Ответ, конечно, был восторженным. Пьюзо стал очень богатым человеком благодаря своей 2,5-процентной доле огромной прибыли от фильма, а также разделив с Копполой «Оскар» за лучший адаптированный сценарий. Позже он стал соавтором сценариев к обоим сиквелам, используя не снятый материал из своего романа «Крестный отец, часть II», и два года спустя получил еще один «Оскар». Оставшиеся десятилетия своей жизни он провел в качестве востребованного романиста и сценариста, работая над всем, от Супермена до менее успешных криминальных фильмов, таких как «Хлопковый клуб» Копполы и провальный фильм Кристофера Ламберта «Сицилианец», прежде чем он умер от сердечной недостаточности в 1999 году в возрасте из 78.
Он знал, что именно «Крестный отец» всегда будет доминировать в его карьере. Как он позже сказал с сожалением: «[Это] мой наименее любимый роман, но я ненавижу, когда его выбивают только потому, что он был бестселлером. Я никогда не жаловался на какую-либо критику, но, думаю, мне позволено сказать, что «Крестный отец» с технической точки зрения — это достижение, которым может похвастаться любой профессиональный рассказчик». или удача. Вместо этого он приписал его состояние тому, что он был «произведением писателя, который практиковал свое ремесло почти 30 лет и, наконец, преуспел в этом». Пьюзо создал Дона Вито, Майкла, Сонни, Кея и остальных. Но для миллионов создатель одной из самых незабываемых саг 20 века был просто Доном.
Свежие комментарии