Джим Бродбент в роли Кемптона Бантона в фильме «Герцог» Авторы: Ник Уолл
Это был вопрос авторства. В августе 1961 года, через 19 дней после показа в Национальной галерее в Лондоне, был украден «Портрет герцога Веллингтона» Гойи. Кто украл это? Кто-то, способный победить недавно установленную инфракрасную систему безопасности. Кто-то достаточно нервный, чтобы совершить первое ограбление в помещении за 138 лет. «Маньяк-коллекционер», — предположил один обозреватель.
Фильмы согласились. Доктор Но заставил Джеймса Бонда Шона Коннери обнаружить картину, выставленную в подземном логове злодея. Но сегодня в кинотеатрах открывается фильм Роджера Мичелла «Герцог», в котором раскрывается настоящий виновник: человек по имени Кемптон Бантон.
Бантон, как и подобает персонажу, которого играет Джим Бродбент, не жил в усыпанном антиквариатом карибском бункере. Он жил на Юкрофт-авеню в Ньюкасл-апон-Тайн, откуда планировал ограбление в знак протеста против платы за телевизионную лицензию. Он прятал картину в своем гардеробе в течение четырех лет, а затем спрятал ее в камеру хранения на станции Бирмингем-Нью-Стрит под именем «мистер Блоксхэм». И все это без ведома его жены.
Герцог переносит свою историю на экран, возможно, слишком щедро. Игра Хелен Миррен в роли Дороти Бантон — это исследование боли, но записи говорят о том, что жизнь с Кемптоном была более ужасной, чем признается в фильме. Когда преступление было раскрыто, а ее мужа приговорили к короткому тюремному заключению, миссис Бантон спряталась. «Мне пришлось обратиться к врачу, и я принимала успокоительное, — рассказала она Newcastle Journal в 1965 году.
Справедливости ради создатели фильма, оригинальное дело об украденном Герцоге имеет больше цвета и сложности, чем один 96-минутный фильм. Кража Бантона совпала с чередой грабежей произведений искусства на Французской Ривьере, когда банда из Марселя загрузила свой фургон Сезанна. Многие из этих картин, как и портрет Веллингтона, были возвращены полиции. Воры оставили их под соломой в сарае под Парижем с запиской, которая гласила: «Мы просим прощения за то, что украли эти произведения искусства. Вернув их, мы надеемся, что наше преступление будет забыто».
Настоящий Бантон, 1965 год. Фото: Getty
Дома реакция на исчезновение Гойи была странно двойственной. На пустое место, которое когда-то занимала картина, пришло больше посетителей, чем на работу, когда она была выставлена. Сэр Джеральд Келли, бывший президент Королевской академии, заявил, что картина в любом случае, вероятно, была подделкой, и что Национальная галерея должна быть благодарна за утрату.
Исторические тревожные звоночки также прозвучали: довольно скоро Случайно, похоже, кража Гойи произошла, с точностью до часа, в 50-летие самого громкого художественного преступления века – кражи Моны Лизы из Лувра 21 августа 1911 года. Тогда парижские сыщики заподозрили модернистский авангардизм. garde и арестовал поэта Гийома Аполлинера, отпустив его через пять дней. (Пикассо также был в их списке.)
Кража Гойи была так же преувеличена. Анонимный осведомитель возложил вину на каноника Джона Коллинза, участника антиядерной кампании, который был арестован на Трафальгарской площади за несколько дней до ограбления.
Эта газета предположила, что Блоксхэм, вымышленное имя, данное багажу дежурный на Бирмингем-Нью-Стрит намекнул, что Скотланд-Ярд должен искать поклонника Оскара Уайльда. (Леди Блоксхэм — арендатор Джека Уортинга на Белгрейв-сквер в фильме «Как важно быть серьезным».)
Портрет герцога вот уже 57 лет хранится в Национальной галерее, но что случилось с Гойей, которую Джеймс Бонд нашел в жилых помещениях доктора Джулиуса Но? Его нарисовал художник-постановщик Кен Адам с использованием проектора, предоставленного Галереей.
Франсиско Гойя' портрет герцога Веллингтона. Авторы и права: PA
У Адама было личное представление о вкусах страдающих манией величия. Еврейский беженец из Германии, он видел, как нацисты сделали невыносимой жизнь его отца, владельца магазина спортивных товаров в Берлине. Его декорации для злодеев Джеймса Бонда — аквариумы-акулы, полые вулканы — были его способом продемонстрировать вульгарность диктаторского ума.
Он всегда философски относился к неизбежному разрушению всей его тяжелой работы. Когда историк Кристофер Фрейлинг спросил его о судьбе его фальшивого Гойи, он ответил: «Кажется, затерялся где-то в Сосновом лесу».
Однако Адам всегда старался указать, что это была не его идея положить картину в логово. Шутка принадлежала Джоанне Харвуд, сценаристу, которой было поручено переработать фильм.
Харвуд понимал Бонда. В 1959 году она написала рассказ для Nursery World о молодом агенте 007, играющем в снэп в стиле «Казино Рояль» со своей няней. Ян Флеминг написал ей комплиментарную записку. Теренс Янг, однако, грубо пренебрежительно отнесся к ее таланту. «Мы оценили ее сценарий, — сказал он однажды, — и она стала довольно известным писателем примерно на год, пока они не узнали, что она на самом деле не писательница». Ее делом занимается историк кино Мелани Уильямс. «Мы не знаем всей полноты ее работы над фильмами о Бонде, — говорит она, — но я подозреваю, что она значительна, и после того, как эта франшиза стала хитом, появляется много мошенников».
Похоже, что не всякая кража произведений искусства наказывается. Харвуд по-прежнему с нами. Сейчас ей за девяносто, она тихо живет на Французской Ривьере. Если эта картина потерялась в Сосновом лесу, надеюсь, она нашла ее и повесила на стену.
Свежие комментарии