Хелен Миррен в фильме «Повар, вор, его жена и ее любовник». Художник Питер Гринуэй, который 5 апреля отмечает свое 80-летие, был награжден премией Bafta за выдающийся вклад в британское кино. Премия имеет непростую историю. Менее престижная, чем аналогичная стипендия Bafta, в прошлом году она погрязла в скандале, потому что ее получатель Ноэль Кларк был обвинен в сексуальных домогательствах и не был награжден на церемонии 2022 года.
Но, тем не менее, награда Гринуэя стала первым случаем, когда он был публично признан учреждением. Ни один из его фильмов никогда раньше не номинировался на премию Bafta, не говоря уже о том, чтобы выиграть ее, несмотря на критический и коммерческий успех, которым они пользовались во время его расцвета в восьмидесятых и позже.
После того, как Гринуэй получил свою награду от актрисы Джульет Стивенсон, сыгравшей в его фильме 1988 года «Утопление по номерам», он казался удивленным тем, что его узнали. Он начал свою речь с ироничной фразы: «Я, безусловно, благодарю Bafta за эту награду… Должен сказать, я очень удивлен, получив ее, но я должен представить, что это признание современного, меняющегося кино, которое мы знаем. это не то же кино, что и у наших отцов и предков».
Затем он предположил, что награда была «определенным поощрением не только для меня, но и для всех тех людей, которые искренне верят, что кино нужно постоянно изобретать заново».
Некоторые из актеров, которые ранее работали с ним, такие как Хелен Миррен и Джоэли Ричардсон, восторженно кивали из зала, но было очевидно, что многие из присутствующих понятия не имели, кто такой этот страстный валлиец.
Президент Bafta принц Уильям торжественно нахмурился; ухмыляющаяся Зои Болл спросила его впоследствии, почему он был удивлен, получив награду. Режиссер ответил: «Мое кино — скажем так — кино аутсайдера; это имеет тенденцию провоцировать и раздражать, а BAFTA представляет конформистскую сторону английского кино, поэтому это немного похоже на жест приглашения из холода в тепло».
"Невероятно, невероятно" — пробормотала Болл, выглядя крайне озадаченной этой напряженной, драматической фигурой перед ней и, вероятно, желая, чтобы вместо этого она брала интервью у Бенедикта Камбербэтча.
Сейчас Гринуэю исполнилось 80, но он остается одним из самых оригинальных и донкихотских талантов, появившихся в кино за последние несколько десятилетий. Его работы, красивые, жестокие и вызывающие, сочетают в себе абстракцию с пристальным вниманием к разложению тела — как буквальному, так и метафорическому — и обладают живописными качествами, далекими от традиционного повествовательного кино.
Его новый фильм «Прогулка в Париж» должен выйти в прокат в этом году и звучит типично эзотерически, поскольку представляет собой воображаемое путешествие по Европе румынского художника Константина Бранкузи в начале 20-го века. Фильм Нан, это не так.
Прошло много времени с тех пор, как фильм Гринуэя был широко показан в британских кинотеатрах. Последней картиной, которая привлекла к себе серьезное внимание, стала картина 2007 года «Ночной дозор», типично эзотерическая картина о Рембрандте, создании его шедевра «Ночной дозор» и сексуальных и политических махинациях, в которые, соответственно, был вовлечен художник.
Питер Гринуэй с Агатой Бузек на съемках фильма «Ночное наблюдение». Автор: Alamy
Он не выпускался в Великобритании до 2010 года, но получил теплые отзывы; Филип Френч из The Observer похвалил его как «характерно умный и нелепый», и это дало Гринуэю критическое признание, которое началось в 1982 году с его детектива об убийстве 17-го века «Контракт рисовальщика» и прекратилось после его смелой шекспировской адаптации «Книги Просперо» 1991 года. Но это не вернуло Гринуэя в общественное сознание, и поэтому его выступление на Bafta в 2014 году — смелое, неоднозначное и не стесняющееся обидеть — вполне могло стать его последним ура в Британии.
Это было бы большим позором. Начиная с «Контракта рисовальщика» в гринуэйской версии кино есть что-то неподражаемое, «трудное» хотя это может быть бесконечно более захватывающим и полезным, чем любое количество более мягких фильмов, снятых его сверстниками.
В величайших фильмах Гринуэя, неизмеримо помогающих саундтреками с элементами барокко, созданными его когда-то постоянным композитором Майклом Найманом, не боятся использовать секс, насилие и наготу как для эстетически поразительного, так и для ужасающего эффекта, даже несмотря на то, что их сюжетные линии вращаются вокруг игр и интеллектуального тщеславия. .
Книга Питера Гринуэя «Подушка» Авторы: Алами
Контракт рисовальщика, например, касается рисовальщика, которому было поручено создать серию рисунков загородного дома в обмен на сексуальные услуги со стороны жены владельца. Хотя в сюжете присутствует тайна убийства, ее разрешение неясно, а сам фильм заканчивается бурно и иронично. Будь он французским, его бы прославили до небес как классику.
Но сегодня, несмотря на то, что он был признан 80-м величайшим британским фильмом, когда-либо созданным BFI в 1999 году (победив «Заводной апельсин» и «Плетеного человека»), он считается в Великобритании малоизвестным культовым фильмом и неизбежно недоступен для просмотра. на любом современном потоковом сервисе.
Карьера Гринуэя в восьмидесятые представляет собой одну из самых захватывающих работ любого британского режиссера. Будь то «Зед и два нолика», его типично остроумное размышление о животных и близнецах, в котором неожиданное появление комика Джима Дэвидсона, тогда еще в период расцвета его славы, в роли отвратительного охранника, или черная комедия «Утопление в цифрах». вращаясь вокруг трех женщин по имени Сисси Колпиттс, которые последовательно убивают своих мужей, они в равной степени игривы и шокируют. Их сценарии (всегда написанные самим Гринуэем) чередуют театральное величие и нарочитую банальность.
Брайан Дикон, Андреа Ферреол и Эрик Дикон в фильме «Зед и два нуля». Авторы и права: Alamy
Эти фильмы получили восторженные отзывы за их формальные достижения, а критики отметили, насколько они далеки от менее смелых современных костюмированных драм Торговца и Айвори или от более жесткого стиля британского кино Кена Лоуча и Майка Ли. Но ни один из его фильмов не был значительным коммерческим хитом до 1989 года, когда на экраны вышла его каннибалистическая гангстерская драма «Повар, вор, его жена и ее любовник».
Мало того, что в нем участвовали такие узнаваемые звезды, как Майкл Гэмбон и Хелен Миррен, а также эклектичный актерский состав второго плана, в котором участвовали Тим Рот и Киаран Хайндс, но его тематический акцент на жадности (буквальной и фигуральной) и возникающем в результате насилии, казалось, отражал эпоху ненасытных Тэтчеризм.
После многих лет старательного избегания создания фильмов, которые имели какое-либо отношение к реальному миру, Гринуэй создал социальную сатиру, которая сочетала в себе его обычную визуальную и тематическую элегантность — и сразу же ставшего культовым Наймана. партитура – с повествованием о мести, отсылающим к якобинской трагедии, но при этом являющимся собственным, полностью оригинальным творением.
Это был скромный кассовый успех не только в Британии, но и в Америке, где его амбициозный дистрибьютор — некто Харви Вайнштейн, человек, хорошо разбиравшийся в жадности, — сумел вызвать споры, выпустив неотредактированную версию фильма с « X' сертификат, который обычно использовался только для порнографии прежде, и подчеркивая его сексуальное и насильственное содержание в рекламных объявлениях.
Невпечатленный Гринуэй впоследствии назвал Вайнштейна «невежественной свиньей», но это все равно означало, что его коммерческое положение было достаточно высоким, чтобы ему разрешили сделать его адаптацию Tempest «Книги Просперо» с Джоном Гилгудом. Это визуальное чудо особенно заметно в первой обнаженной сцене Гилгуда на экране в возрасте 87 лет. Впоследствии Гилгуд иронично прокомментировал: «Я был рад, что так хорошо знал эту часть, потому что в студии так много всего происходило, чтобы отвлечь внимание». меня… в ванне было ужасно холодно.
Но это было слишком эзотерично для основной аудитории, а последующий фильм Гринуэя «Дитя Мейкона» с Рэйфом Файнсом и Джулией Ормонд в первых ролях был настолько бескомпромиссно неприятным — кульминацией которого была затянувшаяся сцена группового изнасилования и детоубийства — что его почти невозможно было смотреть. Его провал положил конец заигрываниям режиссера даже с полумейнстримным кинематографом, и с тех пор он преследовал собственные интересы.
В течение последних 30 лет Гринуэй продолжал работать как в искусстве, так и в кино, постоянно подчеркивая свое кредо, согласно которому кино является слишком универсальным средством, чтобы его можно было оставить рассказчикам, которые все еще работают в рамках буквальных художественных параметров, установленных традициями театра и буквального кино. представление.
На мероприятии Bafta в 2016 году он заявил, что «мы создали кинотеатр, в котором продюсер должен сначала довольствоваться текстом, прежде чем он даст вам деньги». Я думаю, ты знаешь, что это довольно неудачно. Он также предположил, что после того, как его спросил итальянский журналист, который переключился с живописи на кинопроизводство, «я всегда был разочарован тем, что у картин нет саундтреков».
Питер Гринуэй в 2014 году. Фото: WireImage
Сейчас он живет и работает в основном в Амстердаме, и его фильмы в основном финансируются консорциумом европейских финансистов. За исключением страны его рождения и языка, на котором это снято, в кино Гринуэя сейчас мало британцев. Тем не менее, его работа оказала влияние во многих, часто удивительных отношениях. Мадонна, как говорят, является его фанатом — они почти вместе работали над его опережающей свое время мультимедийной трилогией «Тульс Люпер Чемоданы» — и не случайно американский сценарист и режиссер Эндрю Никкол нанял как Наймана, так и Гринуэя. дизайнер Ян Рёльфс для работы над своим дебютным фильмом, до сих пор недооцененной научно-фантастической драмой «Гаттака».
Совсем недавно оскароносный фильм Йоргоса Лантимоса «Фаворитка» был явно обязан «Контракту рисовальщика» как своей извращенной визуальной элегантностью, так и непочтительным представлением прошлого как чужой страны, где все действительно делается совсем по-другому.
Из современных британских кинематографистов именно режиссер Питер Стрикленд, кажется, продолжает традицию Гринуэя снимать сложные, личные фильмы с популярными звездами. Тим Роби из The Telegraph написал после премьеры своего последнего фильма «Flux Gourmet» на Берлинском кинофестивале, что «не в первый раз поклонники эксцентричного художественного кино могут вспомнить Питера Гринуэя, который там с Дэвидом Линча и Дерека Джармена как одного из самых очевидных героев Стрикленда».
Тем не менее, если кто-то ожидает, что Гринуэй когда-нибудь вернется с последним триумфальным мейнстримом — по крайней мере, по его меркам — работой, финансируемой потоковым сервисом, забудьте об этом. Мало того, что он ясно выразил свое презрение к таким организациям («Пожалуйста, не задавайте мне скучных вопросов о Нетфликсе! Нетфликс — ничто! Фактический кинематографический словарь такой же, как и раньше. Это просто финансовый феномен, созданный Голливудом для заработка». больше денег», — простонал он в интервью Elle Décor в 2019 году), но есть все шансы, что его уже не будет в живых.
В 2018 году в интервью Times of Malta он заявил, что считает свое 80-летие водоразделом, и спросил: "Кто-нибудь делает что-нибудь ценное после 80 лет? Энергия принадлежит молодежи, а не старикам. И я думаю, что мы должны уйти с дороги. Это эгоистично. Я думаю, что новый рубеж порнографии — это уже не секс, а смерть».
Он пришел к выводу, что «я также хочу контролировать свою смерть». Так что «с днем рождения, дедушка, съешьте кусочек праздничного торта, вот игла». Что бы ни решил сделать Гринуэй, его преждевременная смерть сегодня — или в любое время в будущем — лишит кино одного из его самых влиятельных, бескомпромиссных и блестящих практиков. . Ему не нужно признание со стороны Bafta или кого-либо еще, чтобы мы это знали.
Свежие комментарии