Виржини Эфира в роли настоящей монахини XVII века Бенедетты, которая возмутила свой монастырь. Фото: Alamy
«Поскольку это был Пол Верховен, я с самого начала знала, что секса в фильме будет намного больше, чем если бы я снимала его», — весело размышляет американский академик Джудит Си Браун о Бенедетте, версии для большого экрана голландского режиссера-ветерана. из ее знаменитой книги «Нескромные поступки: жизнь монахини-лесбиянки в Италии эпохи Возрождения». «Я вошел в проект в качестве консультанта по фильму с открытыми глазами, понимая, что историки не имеют авторских прав на историю».
Ее осторожность была оправдана. Верховен прославился в Голливуде такими фильмами, как «Робокоп» (1987), «Основной инстинкт» (1992) и «Шоугелз» (1995), подарив зрителям много насилия и эротики. И в 83 года он применил почти тот же рецепт в Бенедетте.
Есть руки, погруженные в кипящие чаны, инквизиция пытает обнаженных женщин, сжигание еретиков, чума и змеи в изобилии, а камера задерживается на красивом Иисусе на распятии, с которого снимают набедренную повязку. «Пол всегда хочет нажимать на кнопки на краю вещей», — размышляет Браун.
Самая обсуждаемая в обзорах сцена — это деревянная статуя Девы Марии, которую двое используют в качестве секс-игрушки. монахини в обнаженной возне за стенами монастыря. «Это, — наконец признает Браун, — немного чересчур».
Бельгийская актриса Виржини Эфира играет главную роль в роли реальной Бенедетты Карлини 17-го века, мистика и Матери-Настоятельницы, которая сочетает в себе видение завершения своего брака со Христом как «невестой Христа» — как обычно называли монахинь в Христианство — со страстным романом с Бартоломеей (Дафна Патакия), одной из младших монахинь в ее аббатстве в Пешиа в Тоскане. Фильм прибывает в Великобританию из-за противоречивых отзывов.
«Дерзкий монашеский роман» с намеком на продолжение — таков был вердикт критика Guardian после того, как он был показан в Каннах в прошлом году. «Nunsploitation» произносила другую и жаловалась на слишком много «мужских взглядов» на женские тела с застегнутыми на все пуговицы монастырскими привычками и регулярно и небрежно сбрасываемыми ухмылками.
«Я бы назвала себя феминисткой, — размышляет Браун, — и не знаю, унизителен ли этот «мужской взгляд», но Пол очень симпатизирует женщинам. Когда вы смотрите ряд его фильмов, женщины могут быть самореализующимися или саморазрушительными, но они очень активны. На них не действуют. И это относится и к Бенедетте».
Такой непристойный портрет того, что происходит внутри женского монастыря, вызвал демонстрацию набожных католиков, размахивающих плакатами о богохульстве и диффамации, когда премьера Бенедетты состоялась на Нью-Йоркском кинофестивале в октябре. «Я думаю, что они были веселыми», — говорит 75-летний Браун о протестующих. Хотя она выросла в еврейской вере в Аргентине родителями, бежавшими от нацизма в 1937 году, она живет в Штатах с 12 лет и скорее соблюдает, чем участвует в какой-либо организованной религии.
В качестве контрапункта она указывает на очень положительные отзывы о Бенедетте, недавно полученные в Австралии. «Меня больше впечатлила его обнаженная плоть, чем его канонические и юридические пассажи», — писал обозреватель фильма в Canberra City News.
Браун, возможно, в конце концов признает, что у нее есть сомнения, но — в отличие от сценариста Джерарда Сутемана, давнего соавтора Верховена, который ушел от «Бенедетты», потому что считал, что фильм слишком сфокусирован на сексуальности, — она предпочитает концентрироваться на положительных моментах. Для нее это связано с серьезностью режиссерской цели в историческом и теологическом отношении.
«У нас было много дискуссий по пути, и я помню, как в какой-то момент в раздражении Пол сказал мне: «Джудит, я убрал 7 из твоих последних 11 комментариев…» Это отношения между историк и режиссер».
В фильме Бенедетта использует деревянную статую Девы Марии, чтобы доставить себе удовольствие. История, которую она случайно раскопала в конце 1970-х годов в архивах Флоренции Медичи, будучи начинающим академиком в Беркли, а затем в Стэнфорде, «ища сноску». Браун настаивает на том, что Верховен, который также является соавтором сценария, обычно поступает так ловко.
«Он берет вещи, которые были в моей книге [1985], но которые не обязательно происходили в монастыре Бенедетты. Он делает это, чтобы подчеркнуть определенные моменты, и я подумал, что это здорово».
В своем предисловии, рассказывает она, она мимоходом упомянула, что в другом монастыре в Пешиа была монахиня, которая обратилась в католицизм из иудаизма. «Это все, что я сказал. Это было все, что я знал».
Однако Верховен включает в фильм еврейскую монахиню по имени сестра Якопа (Гилен Лондез) «в очень трогательных сценах». Он сделал это, предполагает Браун, «потому что антисемитизм был очень важен для Пола, когда он рос, как и в Голландии во время Второй мировой войны».
Она добавляет, что даже в деликатной теме этого неортодоксального фаллоимитатора Верховен не полностью компенсировал шок или щекотку. «Этого не произошло в этом монастыре, но я написал во введении о другом монастыре в Пешиа, где они обнаружили фаллоимитатор, спрятанный в ботинке, когда его отнесли в починку. Это была не статуя Марии, а просто кусок дерева, но Пол взял эту деталь и использовал ее особым образом, чтобы подчеркнуть определенные моменты».
Ее готовность дать сомнительную режиссерскую лицензию вместе с ней Восхищенная и до сих пор прочитанная книга 36-летней давности не безгранична. хотя. Одна потеря, о которой она особенно сожалеет, — это затмение в фильме фигуры Сплендителло, которая, в письменных отчетах о том, как Бенедетта оправдывала свое отсутствие целомудрия перед судом, была мужчиной-ангелом, который завладел ее телом.
«Мне не хватало Сплендителло в фильме, — говорит Браун. «В «Нескромных поступках» я указал на то, что Бенедетта не могла представить себе однополые отношения. Это было общество, в котором нельзя даже назвать его. Поэтому она объяснила это себе тем, что стала Сплендителло и мужчиной, когда занималась сексом с Бартоломеей».
Поклонники ее книги, по ее словам, сделали ей то же самое по поводу его отсутствия (даже если ангелы в католической теологии обычно андрогинны и никогда не занимаются сексом). Это важно, потому что это лежит в основе истории Бенедетты.
Настоящая Бендетта Карлини попала в тюрьму за свои 'преступления' Фото: Википедия
В фильме основная двусмысленность повествования связана с мотивами Бенедетты. Включение Сплендителло могло показать, как тяжело она пыталась примирить свои чувства со своим призванием. Без него она кажется более циничной и наглой.
«Мы не можем знать о ней наверняка, — размышляет Браун, — потому что все ее видения были очень самореферентными. Вы не знаете, где начинается и заканчивается заблуждение или корысть».
Эта загадка является частью привлекательности Бенедетты Карлини: что привлекло в ней Брауна, когда она наткнулась на свою историю, давно затерянную среди множества разных предметов в пыльных архивах; что заинтриговало актерский состав (который также включает Шарлотту Рэмплинг в роли Матери-Настоятельницы, которую смещает Бенедетта), когда автор встретился с ними для очень приятного брифинга перед съемками; и что сделало ее книгу такой популярной, когда она была впервые опубликована.
«Тогда на эту тему было так мало написано. С точки зрения конкретизированной истории — так сказать — из 17-го века, возможно, это была самая ранняя история». И тот, который продолжает резонировать. «О чем ее история, так это о желании кого-то быть узнанным и увиденным. Это история о том, как, в некотором смысле трагически, она преодолевает наложенные на нее ограничения».
Бенедетта Карлини, по словам Брауна, хотела, чтобы ее запомнили. За свои «преступления» вторую половину своей жизни она провела в заточении в монастырской тюрьме, где и умерла в возрасте 70 лет. следующий снаружи. Она была жива в воспоминаниях, и именно такого триумфа она хотела бы».
Поэтому фильм о ее жизни, каким бы разоблачающим он ни был, мог быть водой на этой мельнице. Тогда Пол Верховен далёк от того, чтобы эксплуатировать его, можно даже утверждать, что ботинок может быть на другой ноге.
Бенедетта сейчас в кинотеатрах
Свежие комментарии