'Я притворяюсь или это правда?': Николас Кейдж в Face/Off Кредит: Alamy
В последнем фильме Николаса Кейджа «Невыносимая тяжесть огромного таланта» есть сцена, в которой Кейдж, играя пародийную версию самого себя в роли захудалого актера, который принимает миллион долларов за участие в вечеринке по случаю дня рождения своего самого преданного поклонника, столкнулась с необычным зрелищем. Среди коллекции памятных вещей и артефактов он видит свою восковую модель в натуральную величину в образе главного злодея Кастора Троя из его фильма 1997 года «Без лица», держащего в руках пару золотых пистолетов. Клетка-как-Кейдж сбита с толку и ошеломлена в равной мере. — Это должен быть я? он спросил. «Это гротеск… Я дам вам за это 20 000».
Любой, кто знаком с поговоркой Чехова о том, что если ружье появляется в первом акте, оно должно выстрелить в третьем, не удивится тому, что золотые ружья снова появляются в фильме позже. Тем не менее, дань уважения одному из самых любимых и успешных фильмов Кейджа, спустя четверть века с момента его первого выхода, — это не просто уловка.
Актер недавно рассказал в интервью на премьере SXSW «Невыносимого веса», что он пересмотрел Face/Off, чтобы подготовиться как к фильму, так и к последующей рекламе. «Я был действительно поражен [фильмом]… Я думаю, что он красиво состарился», — сказал Кейдж. Он никогда не менял своих взглядов; вскоре после его выпуска в 1997 году он сказал в интервью, что «не желая дуть в свой собственный рог, я думаю, что это шедевр».
Кейдж не ошибается. Летом, как правило, плохим для блокбастеров, когда такие фильмы, как «Бэтмен», «Робин» и «Скорость 2», оскверняли кинотеатры по всему миру, Face/Off был остроумным и захватывающим развлечением, которое работало одновременно как высокооктановая экшн-феерия и мета-исследование мира. сама идея спектакля и актерского мастерства. С мексиканскими противостояниями и взрывами, естественно.
Это был огромный кассовый успех, он подтвердил, что Кейдж и его коллега по фильму Джон Траволта стали двумя ведущими актерами дня, а его режиссер Джон Ву стал первоклассным автором благодаря его масштабному импорту образов и визуальных идей. который изначально сделал себе имя в гонконгском кино. Но его успех противоречил производственному процессу, в котором его звезда и режиссер до предела преследовали свои собственные эзотерические интересы и при этом сбивали с толку студию.
Клетка с коллегой по фильму Face/Off Джоном Траволтой. Фото: Alamy
В основе фильма лежит специальный сценарий, написанный в 1990 году дуэтом сценаристов Майком Вербом и Майклом Коллери. Впечатленные тем, как такие люди, как Шейн Блэк, могут заключать сделки на миллион долларов с рекламой концептуальных боевиков, они решили, что придумают новую версию популярной в то время моды на фильмы об обмене телами, как показано в Наоборот и Большой.
Однако Уэрб и Коллири считали, что вместо семейной комедии они смогут воплотить идею в жанре научно-фантастического боевика. Они придумали сценарий, действие которого происходит на сто лет вперед, наполненный обычной иконографией таких настроек; Мост Золотые Ворота был заброшен и занят бездомными, а летающие автомобили теперь были в порядке вещей. Но центральная идея — что полицейский и главный преступник должны поменяться личностями, и что каждый найдет удивительно захватывающим усыновление жизни своего заклятого врага — оставалась неизменной на протяжении всей разработки.
Возможно, сценарий неизбежно попал в поле зрения суперпродюсера Джоэла Сильвера, который приобрел права, но годами ничего не происходило. Режиссеры приходили и уходили, включая режиссера «Форсажа» Роба Коэна, никто из которых не был так убежден в идее, как ее сценаристы. Были выдвинуты различные предложения — например, Трой и его заклятый враг Шон Арчер в конечном итоге объединились в финальном акте, чтобы обезвредить ядерную бомбу, которая всегда задумывалась как Макгаффин, — но из этого ничего не вышло.
Казалось, что Face/Off останется одним из бесчисленных нереализованных проектов, захламляющих Голливуд. Как сказал Коллеари в интервью Shortlist в 2019 году: «Эти два года были не очень продуктивными и творческими, и это было очень обескураживающе… Многое должно было пойти не так, чтобы помочь этому фильму».
Было даже предложение переписать Арчера и Троя как молодых людей, и в какой-то момент Джонни Депп проявил интерес к главной роли в фильме; он отказался, когда понял, что это название не относится к хоккею.
В конце концов, удача пришла в 1995 году, когда Уэрб и Коллири посмотрели классический гонконгский боевик 1989 года «Убийца» Джона Ву. Его темы двойственности, чести и любви — с вкраплениями ошеломляющих декораций и оперной напряженности — казалось, соответствовали написанному ими сценарию. Оба мужчины воскликнули: «Face/Off — это фильм Джона Ву!» Случилось так, что Ву, оторвавшись от пары неудовлетворительных голливудских проектов, «Жесткая мишень» и «Сломанная стрела», активно искал проект, который он мог бы поставить так же грандиозно, как и в своих более ранних работах.
Хотя «Сломанная стрела» не была особым хитом, она принесла прибыль и познакомила Ву с Траволтой, который снова стал популярным благодаря его возрождающей карьеру роли в «Криминальном чтиве», и они оба очень хотели поработать вместе еще раз. Актер всегда хотел сняться в фильме о двойственности — проект, в котором он должен был сыграть, «Двойник» режиссера Романа Полански, недавно рухнул из-за «творческих трудностей» — и если бы в нем мог сыграть Кейдж, он получил бы «Оскара». победитель в фильме «Покидая Лас-Вегас», зарекомендовавший себя как герой боевиков в «Скале» Майкла Бэя, тем лучше.
Объедините двух мужчин со сценарием Ву, Уэбба и Коллери и множеством продюсеров-тяжеловесов, в том числе Майкла Дугласа, и фильм был быстро запущен в производство Touchstone Pictures с солидным бюджетом в 80 миллионов долларов; смелое решение, учитывая, что ультра-жестокое содержание фильма гарантирует ему рейтинг R в США и сертификат 18 в Великобритании.
Все равно, когда производство началось, те, кто им занимался, были обеспокоены тем, что они затеяли какую-то нелепость. Когда резюмировали основную сюжетную линию — полицейский и преступник меняются лицами — это звучало нелепо, из тех вещей, которые навсегда станут изюминкой ночных телешоу. Верб был так напуган его перспективами, что отказался от покупки дома, полагая, что провал фильма разрушит его карьеру, а многие из его коллег считали, что сценарий невозможно связно перевести на экран.
< р>У Траволты — актера, никогда не известного своим отсутствием личного тщеславия, — тоже были свои мысли. Ему не нравилась сцена, в которой, играя Троя-лучника, от него требовали очернить свое новое лицо, особенно «этот нелепый подбородок». Коллири пришлось заверить его, что «шутка в том, что ты такой классно красивый человек, что говорить, что любой будет жаловаться на то, что ты похож на тебя… это шутка: что Николас Кейдж не понимает, насколько он красив сейчас». ». Актер смягчился.
Хотя сценаристы впоследствии описали съемку как радость, с благословенным отсутствием вмешательства студии, Коллери прокомментировал, что это произошло потому, что «люди осознали, что они не могут переписать этот сценарий, потенциально не испортив его». Кейдж, впервые работая с Ву, увидел, что студия сомневается в его игре. И для своего маниакального злодея, и для стоического, обиженного героя он усилил драму и комедию до такой степени, что это было необычно для такого рода фильмов.
Широкие намеки на сексуальные извращения, которые он привнес в Трою («Если бы я послал тебе цветы, где бы я… нет, подожди, позволь мне перефразировать это. Если бы я позволил тебе сосать мой язык, ты был бы благодарен ?», — он искоса смотрит на агента под прикрытием в одной из первых сцен), сочетались с безудержной манией, которую он позже передал Арчеру: предполагаемому главному герою фильма.
Кейдж на съемках с режиссером Джоном Ву. Фото: Alamy
Актер взял свою роль в малоизвестной черной комедии «Поцелуй вампира» — его личном фаворите — в качестве шаблона и с гордостью описал, как он «выбрал» самые абсурдные моменты из этого фильма для своей двойной роли. Это была рискованная стратегия, которую он позже предложил, «приведшая к некоторым телефонным звонкам» из студии, которые были обеспокоены тем, что их летний блокбастер стоимостью 80 миллионов долларов будет сорван из-за того, что его главный актер пойдет на то, что Кейдж впоследствии назвал полным «нуво-шаманским».
Впоследствии он сказал о своей работе: «Была сцена в тюремной камере, где Шон Арчер притворяется Кастором Троем, и поэтому это было так… кубистично. И я помню, что подумал: «Я Кастор Трой!» И это продолжалось и продолжалось, почти как бунт… Боже, это такой триповый фильм».
И все же его директор был в восторге от смелости своей звезды. Ву посоветовал Кейджу посмотреть его гонконгские фотографии, чтобы понять, что он ищет, и актер с удовольствием вносил смутные намеки на более ранние работы Ву. В начальной сцене, в которой Трой пытается убить Арчера и вместо этого случайно убивает своего сына, что приводит к пожизненной вражде между ними, персонаж Кейджа носит накладные усы. Истинные поклонники Ву сразу поняли бы, что это отсылка к похожей сцене в «Убийце», в которой постоянная звезда Ву Чоу-Юн Фат носила ту же маскировку, чтобы попытаться нанести удар; Кейдж был только рад продолжить традицию.
На съемки Face/Off ушло шесть месяцев, что было удивительно долго для такого рода картин. Это произошло главным образом потому, что Ву настаивал на постановке сложных боевых сцен — смеси балетных перестрелок и столкновений с участием транспортных средств — по-настоящему, без компьютерной графики или моделей, заканчивающихся захватывающей погоней на катере, на съемку которой ушло четыре недели. И без того нервная студия начала думать, что название отпугнет публику. В конце концов, кто хочет посмотреть фильм Джона Ву о хоккее?
Так что Кейджу снова выпало импровизировать фразу «Я хотел бы снять с него лицо…» в ключевой сцене, что он и сделал «18 или 20 раз», постепенно доводя до точки. полнейшая истерика. Можно увидеть, как его коллега по фильму, актер и режиссер Ник Кассаветис изо всех сил пытается скрыть свое веселье, когда Кейдж в роли Арчера заявляет: «Я бы хотел снять с него лицо… глаза, нос, кожу… , это отрывается. Таким образом, культовый момент гарантировал, что этот момент и название останутся в фильме.
Он открылся в США в июне 1997 года, что вызвало восторженные отзывы критиков, довольных тем, что Ву наконец-то разрешили сохранить как тематические, так и визуальные черты своего гонконгского стиля. Тем временем зрители наслаждались как экстраординарными сценами боевиков, так и черной комедией главных актеров, пытающихся подражать манерам и стилям игры друг друга. (Перед съемками Траволта предложил Кейджу посмотреть его семейную комедию «Феномен», чтобы получить представление о его актерских приемах. Его партнерша подарила ему «Поцелуй вампира» и «Покидая Лас-Вегас».)
Журнал Empire назвал его «величайшим боевиком из когда-либо созданных», и 25 лет спустя, когда одноразовые блокбастеры с рейтингом R такого рода встречаются гораздо реже, чем раньше, Face/Off остается эксцентричным и неукротимым шедевром, полным остроумных диалогов. , исключительная пиротехника и блестящий актерский состав, который включает Джоан Аллен в роли сбитой с толку жены Арчера и великого Колма Фиора в камео в роли доктора, который выполняет титульную операцию.
Кейдж в образе Кастора Троя просыпается после операции по пересадке лица. Фото: Alamy
Ключевая перестрелка, поставленная для Over The Rainbow, может быть даже единственным величайшим достижением Ву в кино, сочетающим балетную грацию и насилие для впечатляющего эффекта. Единственными реальными недостатками фильма являются некоторые сомнительные сексистские моменты, слишком очевидное использование дублеров и неизбежное ощущение того, что, несмотря на очень интересную игру Траволты, именно Кейдж доминирует на экране в своей, возможно, его характерной роли.
Поскольку актер готовится к давно назревшему возвращению, возвращаясь в мейнстрим после десятков ничем не примечательных прямых трансляций, сделанных для погашения его значительных долгов, он превозносит достоинства Face/Off, не в последнюю очередь из-за явных намеков на это в «Невыносимом весе большого таланта».
Хотя он отвергает слухи о продолжении, в котором он сыграет главную роль (поскольку, спойлер, Трой заканчивает фильм мертвым и предположительно безликим, это было бы хитрое предприятие), называя их «догадками без всякой основы и основания»), может быть и другая, более основная причина, по которой он не хотел бы вернуться к персонажу: простое самосохранение. Как он прокомментировал Variety: «Был момент, когда я думаю, что действительно покинул свое тело. Я испугался, я притворяюсь или это правда? Я могу увидеть это, если посмотрю фильм, в тот момент, это у меня в глазах».
Поскольку Кейдж, наконец, восстанавливает свое очарование, нарушение его равновесия и, возможно, его рассудка может быть слишком далеко, даже для шамана-нуво, который, как известно, съел таракана в рамках своего подхода к методу. Возможно, ему все-таки следует позволить остаться в своем теле.
Свежие комментарии