"Он придал такой статус своей роли": Майкл Кейн играет главную роль в фильме «Убрать Картера», 1971 год. Фото: Стэнли Белеки. Сборник фильмов/Moviepix
Чтобы было ясно, продюсер не направлял заряженный пистолет на Майка Ходжеса на съемках сиквела «Омен». На самом деле это произошло в офисе, во время спора о бюджете фильма. И, как вспоминает Ходжес сегодня, 45 лет спустя, «на самом деле он целился не в меня. Он просто достал его из сумки и демонстративно положил на стол».
«Я спросил его, что он имел в виду, и он сказал, что хотел бы застрелить меня, но не может, потому что будут последствия», — объясняет он через Zoom из своего дома в сельской местности Дорсет. «Значит, я действительно плохо провел время».
В то время Ходжес был очень популярен: одаренный, амбициозный режиссер и сценарист фильма «Убрать Картера», который уехал, чтобы оставить свой след в Америке. Возможно, помочь ему было бы в интересах самого Голливуда, поскольку его революционный британский криминальный триллер, выпущенный в 1971 году, отметил его как одного из самых многообещающих талантов своего поколения. Вместо этого, даже когда ему не угрожали огнестрельным оружием, его загадочная, часто не поддающаяся классификации работа регулярно воспринималась бизнесом с подозрением и недоумением.
Конечно, его шумный взгляд на Флэша Гордона 1980 года процветал, и будет продолжать делать это до тех пор, пока сияющие космические дворцы, эпические лазерные сражения и Брайан Блессед в кожаных трусах будут считаться отличным развлечением. Тем не менее, многие из его лучших фильмов были почти похоронены после выхода на экраны.
Вот что делает предстоящую ретроспективу Ходжеса BFI вдвойне важной. Названный «Возвращение аутсайдера» и проходящий в течение мая, он возвращает в кинотеатры все девять его полнометражных фильмов, в том числе новую 4K-реставрацию фильма «Убрать Картера», а также его мини-сериал 1994 года «Одуванчик», получивший премию Bafta, и ряд других фильмов. телевизионных проектов.
Режиссер Майк Ходжес на съемках своего фильма 2003 года «Я засну, когда засну». m Мертвый кредит: Алами
Кино было его первой любовью. Он родился в Бристоле в 1932 году в семье «приятной консервативной пары из западных стран среднего класса», которая пыталась подтолкнуть его к карьере бухгалтера. Однако, выросший в Солсбери в 1940-х годах, он погрузился в фильмы Билли Уайлдера и Элии Казана в трех городских кинотеатрах. Но телевидение дало ему передышку. Его первая работа была оператором телесуфлера в живых постановках, таких как The Billy Cotton Band Show, а в выходные дни он писал сценарии.
Он занялся продюсированием и созданием документальных фильмов и нашел нишу в воскресных дневных программах по искусству — «как раз перед слотом God, так что никому не было дела до того, что ты сделал». Ну, до определенного момента. В экспериментальном эпизоде культурного шоу «Новый темп» 1967 года под названием «Информационный взрыв» коммутатор ITV был забит жалобами зрителей, которые ожидали чего-то более подходящего для послеобеденного сна.
Его искусный подход к детскому сериалу 1968 года «Король-тиран», который он снимал в Лондоне на 16-мм пленку, а не в студии на магнитную ленту, привел к созданию нескольких эпизодов в драматическом сериале ITV Playhouse, которые, в свою очередь, привлекли внимание Майкл Клингер, кинопродюсер, ищет кого-нибудь, кто адаптирует и направит фильм «Возвращение Джека домой» — бодряще-сурового криминального романа, действие которого происходит в (неназванном) Сканторпе.
«Я сказал «да» в январе, и к июлю мы уже снимали «Убрать Картера», — рассказывает мне Ходжес. «Как мы так быстро сошлись, я никогда не узнаю». При адаптации романа он перенес действие в Ньюкасл — город, который он узнал во время своей национальной службы в качестве тральщика Королевского флота, скользя по рыбацким городкам на восточном побережье и обратно.
«Эти места открыл мне глаза на тяжелую жизнь в Британии, – говорит он. «Это стерло с меня все острые углы — или, скорее, самые гладкие».
Эдвард МакМюррей, Кэндис Гленденнинг и Ким Удача в «Короле-тиране», 1968 г. Автор: Алами
Когда Клингер сказал ему, что обеспечил Майкла Кейна главной ролью жестокого гангстера, стремящегося отомстить за смерть своего брата, Ходжес был поражен. «Честно говоря, я думал, что ни один уважаемый актер не захочет играть этого ублюдка», — кричит он, указывая на то, что такие фильмы, как «Зулусы», «Досье Ипкресс», «Алфи», «Гамбит» и «Ограбление по-итальянски» в совокупности отполировали звездный образ Кейна до серебристого блеска. — Но Майкл провел свое исследование. Он знал, что хотел сделать».
Он помнит, как снимал прибытие Кейна в паб Ньюкасла, «и смотрел в камеру на его лицо, заполняющее кадр крупным планом, и понимал, что снимаю не тот фильм, о котором думал. Майкл привнес такой статус в роль. Он сделал его терпимым».
Наблюдая за новой реставрацией, некоторые моменты выступления Кейна по-прежнему озадачивали его: «Этот взгляд, когда машину сбрасывают в воду с женщиной в багажнике, когда вы можете сказать, что он знает, что болен. Или тот момент на пароме, когда он улыбается детям с их матерью, и вы понимаете, что у него никогда не будет такой жизни».
Ходжесу не посоветовались — и ему не заплатили — во время создания опрометчивого Сильвестра. Ремейк 2000 года под руководством Сталлоне, и он был удручён, когда услышал, что Кейн появился в эпизодической роли. Он до сих пор его не видел, хотя его сын от первого брака (который распался в 1982 году; с тех пор он женился повторно) в шутку привез ему копию DVD из Гонконга, но он не проигрывался, поэтому нашел свой путь. в мусорное ведро. «Мне сказали, что это было ужасно, — говорит Ходжес.
"Радость": Сэм Джонс в роли Флэша Гордона, 1980 г. Авторы и права: Alamy
Оригинальный Get Carter имел такой художественный и коммерческий успех, что Ходжес, Кейн и Клингер поклялись сразу же снова работать вместе. Первоначально они рассматривали проект под названием «Лайми», комический триллер, придуманный Клингером как средство передвижения Кейна (и не имеющий отношения к одноименному фильму Стивена Содерберга 1999 года), но Ходжесу это не понравилось. Вместо этого он состряпал собственный сценарий: «Пульпа», загорелый нуар-комикс на Мальте, в котором Кейн сыграл безвкусного романиста, вынужденного писать мемуары выцветшего актера со связями в мафии.
«Он получил потрясающие отзывы, но дистрибьюторская компания не знала, что, черт возьми, с ним делать», — объясняет Ходжес. «Значит, он просто исчез. Мне не повезло на этом фронте». Его состояние не улучшилось после выхода в 1974 году фильма «Терминал», нервной и тревожной экранизации Майкла Крайтона, которая так и не вышла в Великобритании. Его триллер IRA 1987 года «Молитва за умирающих» был украден у него при монтаже. А Крупье, его ослепительно холодный и ослепительный лондонский триллер об азартных играх 1998 года, был почти отвергнут Film4, который открыл его в Великобритании только после того, как он стал молвным хитом в Штатах.
Вы можете себе представить, что научно-фантастический блокбастер окажется еще более кошмарным, особенно тот, чей первоначальный режиссер Николас Роуг был уволен через год. Но на самом деле Флэш Гордон был, по словам Ходжеса, «радостью».
Формула победы, по его мнению, заключалась в контрасте между его собственным цинизмом и розовым идеализмом резкого итальянского продюсера фильма Дино Де. Лаурентис, искренне веривший в то, что он делает следующие «Звездные войны», «и понятия не имел, что если они вообще сработают, они должны быть ироничными».
Майкл Китчен в фильме «Мертвый одуванчик», 1994 г. Фото: Shutterstock
На съемочной площадке Де Лаурентис не распознал лагерный пантомимный юмор и щекотку фильма по скрытности: Ходжесу пришлось приказать своей британской команде перестать смеяться во время просмотра отснятого накануне материала, потому что Де Лаурентис подумал, что с ним что-то не так. Актерский состав был в основном на волне своего режиссера, за исключением, возможно, Тимоти Далтона, сыгравшего принца Барина, похожего на Эррола Флинна. «Он воспринял это довольно серьезно, — говорит Ходжес. «Но это было хорошо для этой роли, поэтому я позволил ему».
Ходжес, которому сейчас 89 лет, в последнее время редко ходит в кино: «Я старик и живу в глуши, поэтому я ужасно оторван от связи». С 2019 года он работает над документальным фильмом-коллажем под названием «Все в море» о своей жизни и карьере: завершение этого фильма было его большим проектом в условиях изоляции, хотя, прежде чем он может быть выпущен, необходимо собрать 250 000 фунтов стерлингов, чтобы очистить архив. отснятый материал. Он сожалеет о «глубоком невежестве» нынешней зацикленности студий на франшизах, когда форма искусства способна на гораздо большее, но признает их страх перед несоответствием полувековой давности.
«Даже с самого начала «Я задавался вопросом, будет ли Get Carter успешным, потому что я нарушал все правила», — говорит он. «Каким бы ни был шаблон в то время, мои фильмы никогда не подходили. Иногда, оглядываясь назад, я понятия не имею, как мне удалось сделать хоть один из них».
Возвращение аутсайдера: фильмы Майка Ходжеса находятся в BFI Southbank, London SE1 (bfi.org.uk ) в мае; Get Carter возвращается в кинотеатрах с 27 мая и на Blu-ray – с 25 июля.
Свежие комментарии