Олимпийская чемпионка Алина Загитова представила премьеру ледового шоу «Хранители времени», где выступила генеральным продюсером и исполнительницей главной женской роли. Спорт раскрывает подробности громкого дебюта.
Алина в белом платье и с младенцем
После 20-минутной задержки Алина и ее партнер по шоу Дмитрий Соловьев эффектно появились на льду — они спустились из-под купола катка, каждый на своем полумесяце. Они были одеты как гости из будущего — фэнтезийные комбинезоны, белый парик, зеленая подсветка по швам. «Хранители времени» — это попытка показать историю Татарстана в контексте самых значимых моментов его собственной истории и судьбы России. Премьера шоу приурочена ко Дню Республики, в сюжете много национальных отсылок, символов и параллелей.
Повествование выстроено как эпос, народная сказка, со всеми явными точками опоры — зарождение жизни, любовь, вера и труд, борьба добра со злом. Закадровый голос рассказчика сразу задает вопросы: к какой траектории отнести нашу жизнь — спирали или вектору? Становится ясно, что хранителями времени являются именно Загитова и Соловьев. Им предстоит оценить и «одобрить» код, в котором зашифрована память, и сделать это они будут, прожив жизнь своего народа от самых истоков и до наших дней.
Все начинается с основ тюркской мифологии. Есть бог Тенгри и его жена Умай, есть их сын. Жизнь зарождается из огромного золотого яйца, которое разделено на две части — небо и океан. Солнце всходит на небо, но дракон его похищает, и на земле наступает тьма.
Тенгри как отец отвечает за поддержание мира, Умай как мать — она охраняет очаг и защищает ребенка от злых чар. Простые люди берут на себя те же роли.
Большая золотая колыбель опускается на лед. Звучит песня матери, утешающая и полная любви. Алина в белом платье берет младенца из рук матери и несет его в колыбель. С помощью кордебалета колыбель превращается в карусель с разноцветными лентами и вращается все быстрее и быстрее — метафора стремительного темпа жизни.
Алина грустно поклонилась, Соловьев поднял меч
И вот появляются дети в национальных костюмах — мальчики и девочки. Они ласково называют бабушку «нэнэйка» (по-татарски бабушка) и просят ее прочитать им сказку. Первый герой сказки — сильный и смелый снежный барс. Когда приходит чужеземный охотник и начинает творить зло, именно барс отражает все его стрелы, возвращая одну охотнику и убивая его. Второй герой — леший Шурале. Он тоже не добрый, но и не злой — скорее, озорник и хулиган. Он пытается увлечь детей и защекотать их «до смерти», но благодаря смекалке и хитрости, как подчеркивает бабушка, с лешим можно справиться. В конце концов, дети сами, вооружившись бревнами, прогоняют шурале со льда.
Закадровый голос звучит отчасти иронично, отчасти эпично: у нашего народа сотни героев, вырастайте и становитесь такими же!
Какие еще сильные качества-обереги есть у татарского народа? Молитва — следующая песня — именно об этом: «Солнце взойдет над землей, молитва моя с тобой — самая главная сила». Алина и Дмитрий танцуют в дуэте, реквизитом в номере служит белый платок. В финале Алина грустно склоняется над брошенным платком, а Дмитрий вдалеке поднимает меч. Кажется, наступает время сражений. Молитва любимой должна помочь.
«Так наша страна стала процветающей, вошла в состав России»
А вот и боевой танец! Дмитрий Соловьев и компания в национальных воинских одеждах, в доспехах, меховых шапках и с оружием. Сначала они просто лихо танцуют под ритмичную музыку под вой волков и лязг металла. Но приходит время попробовать себя в настоящей схватке. Появляется Дракон — тот самый, что в древних легендах похитил солнце. Соловьев сражается с Драконом. Прямо на льду вокруг них то и дело появляются огненные полосы и круги, а финальная битва происходит в огненном кольце — именно там Дмитрий наносит решающий удар и побеждает злодея. Его оттаскивают со льда товарищи Соловьева.
Тем временем на льду находится один из важнейших архитектурных символов Казани — почти копия казанского семейного очага. В нем прячутся уставшие от битвы воины, а из него появляются счастливые девушки. Они празднуют, задорно танцуют, а Алина Загитова танцует вместе со всеми. Отдохнувшие и одетые воины присоединяются к ним.
На этом заканчивается самая ретроспективная часть истории — закадровый голос поясняет: «Так наша страна стала процветающей, вошла в состав России…» Внезапно в руках Загитовой появляются серп и молот, звучит героическая революционная музыка. На льду солдат в советской форме, флаги СССР. Объявляется антракт.
Вторая часть начинается с тягот 20 века — тяжелые времена, война, смерть повсюду. «20 век, огонь, агония…», «мы качали мускулы души, чтобы выдержать» — создает образы рассказчик. На льду — артисты в рабочей одежде и фабричная обстановка. Лед черно-красный. Страна работает до изнеможения и в тылу, и на фронте. На заднем плане — кадры военной кинохроники вплоть до победы.
Трагическую картину продолжает мальчик в потрепанной одежде. Он одинок и потерян — так выглядит послевоенная неорганизованность и бездомность. Появляются другие брошенные дети. Все они ждут поезд, и он приходит — вот их отцы и матери, как символ надежды на счастливое будущее.
Сценарий сразу показывает крупным планом отдельную историю Алины и Дмитрия — он тоже в солдатской форме, она в небесно-голубом платье с белым воротником. Они исполняют номер дуэтом не только на льду, но и парят в воздухе на корде. И в конце концов уходят в мирную жизнь вместе.
Тем временем начинается послевоенное развитие. Строительство в самом разгаре, сварочные искры, тяжелая работа, но все равно с улыбкой на лице и с танцами. Творить для себя — что может быть вдохновляюще! Интересно, что для этого периода времени была выбрана почти джазовая музыка. Под нее танцуют модные работницы в безрукавках-алкоголичках с подтяжками.
Ну, а дальше — сватовство и свадьба. Нарядные девушки накрывают на стол, приходят парни, таща огромный самовар. Начинается гулянье. В роли жениха и невесты, конечно же, те, за чьей историей мы следим с самого начала — Алина и Дмитрий.
Неожиданно в конце свадебной темы звучит песня «Течет река Волга», а на льду разыгрываются свет и плеск волн, а также произносятся важные слова — о героине в 17, 30 и 70 лет. Помимо Загитовой и Соловьева в номере участвуют представители всех поколений.
Так мы оказываемся в настоящем и, прежде чем задать себе важные вопросы, слышим важное наставление от голоса за кадром: «Ты — живая часть истории». Артисты шоу выходят под аранжированную версию знакомой песни «С чего начинается Родина?»
Вот вопрос и ответ на него, придуманный много лет назад поэтом Михаилом Матусовским и положенный на музыку Вениамином Баснером, который до сих пор затрагивает какие-то тонкие струны в душе. В принципе, это уже можно было бы считать емким финалом шоу, но зрителей ждал еще один сюрприз. В песне, специально написанной для «Хранителей времени», куплет и часть припева исполнила сама Алина. В компании профессиональных вокалистов. «В нас так ярко горит огонь побед» и жизнеутверждающий мотив — все это оставило правильный осадок от увиденного и услышанного.
Как оценить дебют Алины Загитовой в качестве продюсера ледовых шоу? Разобрать сюжет по частям, найти спорные моменты и нестыковки, если таковые имеются, а также попытаться разглядеть другие недостатки мы сможем как-нибудь в другой раз. По холодным следам и вдумчивым и скучным анализом.
А сейчас хочется искренне восхититься той гигантской работой, которую проделали Алина и вся команда. Артисты замечательные, танцы эффектные, костюмы стильные, музыка отличная. Работа свето- и декораторов выше всяких похвал.
Удивительно признавать, что этот очень качественный шоу-продукт был создан без участия китов российского рынка ледопроизводства, таких как Навка, Авербух и Плющенко. Алина молодец!
Свежие комментарии