Connect with us

Привет, что-то ищете?

The Times On Ru
  1. The Times On RU
  2. /
  3. Культура
  4. /
  5. От красной косынки до модного подиума: как выглядели москвички разных ..

Культура

От красной косынки до модного подиума: как выглядели москвички разных лет

МОСКВА, 27 авг, Жанна Старицына. Книга «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х» искусствоведов Ксении Гусевой и Надежды Плунгян посвящена стилю горожанки той эпохи. О том, как соотносится реальная жизнь и художественный образ, — в материале .

Красные косынки и новый стиль

Среди центральных персонажей кино, живописи и плакатов поздних 1920-х — советская работница. Быт реальных фабричных девушек был трудным: они жили в деревянных бараках-общежитиях, снимали комнату или угол. На производстве приходилось сталкиваться с недовольством и недоверием мужчин, которые считали, что женщине «не место» на заводе. В искусстве же их показывали бойкими, жизнерадостными, полными оптимизма и энергии. Они бегали на лыжах, выступали на собраниях в рабочих клубах, уверенно и по-деловому втискивались в трамвай, а еще носили ярко-красные косынки.

Художница Варвара Степанова, как и ее муж Александр Родченко, стояла у истоков конструктивизма и утверждала новый стиль: создавала одежду для женщин с необычным орнаментом. И сама не боялась выглядеть эффектно — брутально и сильно.

Цитата из книги: «Отныне фигура художника стояла вровень с работниками других цехов. Родченко расхаживал в комбинезоне со множеством карманов, а Степанова ввела в женскую моду маскулинный стиль: короткая стрижка, грубая кожанка и свободного кроя платье, косынка из ткани собственного рисунка как атрибут симбиоза искусства и производства. Настоящая работница фабрики, всегда с папиросой, она словно сошла с полотен ахрровцев Перельмана или Ряжского».

Монументальные героини эпохи строек

Тридцатые годы — время больших проектов. Метро, Дворец Советов (так и не построили), в 1935-м утвердили Генеральный план реконструкции Москвы. Улицы расширяли, прокладывали новые магистрали, в искусстве возник спрос на монументальность — это эпоха грандиозных панно и мозаик. Героини этого времени столь же монументальны.

Узнаваемый образ москвички — «знатная метростроевка» Татьяна Федорова. Ее фотографии печатали ведущие советские журналы: «Смена,» «Огонек», «Работница». Ей было восемнадцать, когда она по комсомольскому призыву пришла строить метро. Начинала с прокладки тоннелей, в итоге стала заместителем начальника «Московского Метростроя».

Невозможно представить ту эпоху без скульптора Веры Мухиной. Во всех ее портретах — суровость орлиного взгляда, уверенность и несгибаемость духа.

Цитата из книги: «Образ статной и независимой художницы Вера Мухина сохранит и в последующие десятилетия. На смену нарядным корсетным платьям с отделкой рюшем, кружевом и байкой придут строгие костюмы из жакета, блузы и юбки-карандаша. Зрителей на выставке встречали туфли скульптора — крупные, но изящные, на каблуке, но на устойчивом, с игривым бантиком, но из брутальной кожи, изношенные, но не потерявшие вид. Возможно, именно в них она создавала «Рабочего и колхозницу». Эта пара туфель может рассказать о Вере Мухиной больше, чем какой-либо ее портрет».

Элегантность столичной моды

Дом моделей на Сретенке открылся в 1935-м при тресте женской и детской одежды «Мосбелье». Это был храм моды: в витринах — электрические манекены, декор на фасаде стилизован под античность. Звезда первого выпуска журнала Дома моделей — бывшая актриса Анель Судакевич. Открытки с ее портретом Владимир Маяковский когда-то скупал пачками и раздавал всем встречным. В Доме моды она разрабатывала модели одежды для массового производства и сама же их представляла. Опыт актрисы и умение работать перед камерой очень пригодились — профессиональных манекенщиц, равно как и модельеров, в стране тогда еще не было.

Цитата из книги: «Фокус внимания Судакевич — на нарядных образах. Приталенные платья в пол с ниспадающими драпировками отсылают нас к работам модельера Мадлен Вионне — французская мода еще начиная с двадцатых годов была эстетическим ориентиром для советской индустрии».

Потом Судакевич работала художницей по костюмам в Московском цирке. Там она сформировала свой авторский стиль. Кружева, позолота и мишура, мешавшие артистам, были для нее атрибутами «старых времен». Судакевич сделала ставку на функциональность, удобство, выразительность, а также индивидуальность артиста.
Выход книги «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х» приурочен к одноименной выставке-блокбастеру в Музее Москвы, которая проходила в 2024 году.

Оставить комментарий

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Стоит Посмотреть

Стоит Посмотреть

Новости По Дате

Ноябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Вам может быть интересно:

Авто

Дебютным и главным рынком для нового паркетника Nissan станет Китай, там же наладят производство. Модель будет доступна как с гибридной силовой установкой, так и...

Технологии

СИРИУС, 26 ноя. Технологии генной и клеточной терапии в последние годы получили широкое развитие, они находят применение для лечения все большего числа наследственных, онкологических...

Общество

В бандитском беспределе в Гаити погибли около десяти человек Сотни людей покидают центральную часть Гаити после того, как банды совершают масштабные нападения и поджигают...

Общество

ЧП в частной школе Петербурга: строитель рухнул с высоты во время ремонта Фото: Лилия Шарловская тестовый баннер под заглавное изображение В Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга...