Отмеченный наградами художник Макбул Ян — один из немногих, кто до сих пор практикует древний вид искусства, но опасается, что без помощи правительства искусство может быть утеряно
Кашмирские древние произведения искусства из папье-маше известны во всем мире. Эта форма искусства является основным продуктом рынка предметов роскоши и имеет богатую и давнюю культурную историю. Он тесно связан с приходом ислама в Кашмир и изображает сцены из двора Великих Моголов, арабские стихи из Корана, персидскую поэзию, а также знаковые туристические достопримечательности Кашмира.
Однако этот древний вид искусства исчезает, и практикуют лишь горстка ремесленников.
«Падение началось в начале 90-х, с подъемом повстанческого движения в Кашмире, – говорит Макбул Ян, известный художник папье-маше, который живет со своей семьей в тихом районе Лал-Базар в Сринагаре в индийском Кашмире.
«После этого турпоток сократился, а спрос резко упал. Затем, в последнее время, было несколько неудач: разрушительное наводнение в Кашмире в 2014 году, отмена автономного статуса Кашмира в 2019 году и, наконец, пандемия коронавируса 2020 года стала смертельным ударом».
Задумывалось ли правительство когда-нибудь о том, достаточно еды, чтобы выжить? … Мы меньше, чем рабочиеМакбул Ян, художник по папье-маше
Макбул происходит из отмеченной наградами семьи художников по папье-маше. Ему было всего три года, когда он впервые взял в руки кисть. Его отец только что умер, а мать была беременна его младшим братом Фирдоусом.
Сегодня Макбул и Фирдоус работают со своими женами Масрат и Гоухар Джан над созданием изысканных вещей. Однако семья обеспокоена тем, что через десять лет этот вид искусства может исчезнуть.
«Раньше папье-маше занимались целыми населенными пунктами, а сейчас в нем участвует менее 3000 человек. с этой работой», — говорит Макбул.Около 100 000 мастеров папье-маше зарегистрированы в правительстве, но очень немногие из них являются художниками, работающими полный рабочий день.
Макбул известен своими новаторскими проектами, в которых узоры и цветовые схемы меняются на сохранить искусство живым. Он начал создавать художественные работы на стенах, дверях, традиционных кашмирских потолках Хатамбанд, а также на посуде. В 2008 году он был награжден знаком отличия ЮНЕСКО за вклад в ремесла.
Макбул обвиняет правительство в упадке искусства и культуры в Кашмире. Он говорит, что ремесленников не поддерживают так, как другие сектора, несмотря на то, что в правительстве Джамму и Кашмира есть управление ремесел.
«С 1989 года так много неудач, но правительство не обратило на это внимания», — говорит он.
«Задумывалось ли когда-нибудь правительство, хватит ли ремесленникам еды, чтобы выжить? В министерстве труда работник по крайней мере имеет право на медицинское страхование и стипендии для своих детей. У нас даже этого нет. Мы меньше, чем рабочие».
Махмуд Ахмад Шах, директор отдела ремесел, защищал правительство. «Все обвиняют только правительство. Они говорят, что правительство ничего не делает, но они не смотрят на наши достижения», — говорит он, добавляя, что последние два года департамент пытался возродить исчезающие ремесла.
«Впервые в истории в прошлом году мы придумали политику ремесел и ручных ткацких станков. До этого у отдела никогда не было политики. В рамках новой политики мы стремимся обеспечить плату за обучение для детей ремесленников, а также рыночные интервенции для их продукции по всей стране».
«Поэма — мощный инструмент»: сомалийские женщины возвышают свой голос в нация поэтовПодробнее
Тем не менее, Шах говорит, что из 170 миллионов рупий (1,7 миллиона фунтов стерлингов), которые кашмирские изделия кустарного промысла ежегодно приносят на валютном рынке, «папье-маше — это… лишь часть этой суммы. Таким образом, это не приносит много денег. Наши основные доходы — это пашмина и ковровая промышленность.
«Но папье- маше не менее важно для нас, и поэтому это одно из семи ремесел из Кашмира, которое имеет географический знак [чтобы доказать, что товары сделаны в регионе]».
Экспортеры — еще одна причина «отравления ремесла», говорит Макбул. «Они покупают изделия из папье-маше по дешевке в Кашмире и продают их по всей Европе втридорога, отдавая почти гроши людям, которые на самом деле их делают.
«Если экспортер зарабатывает 100 рупий [1 фунт стерлингов] в качестве прибыли, он должен по крайней мере 30% отдать ремесленнику и оставить себе 70%. Но они отдают ремесленнику 1%, и в результате ремесленники вынуждены продавать свою продукцию сами, что повлияло на степень их преданности искусству».
Ни один из двух сыновей Макбула, имеющих университетское образование, не заинтересован в продолжении наследия своего отца. «Мои дети не хотят учиться этому искусству. Они чувствуют себя униженными перед своими друзьями, говоря, что их отец — художник по папье-маше».
Шах говорит, что в школах и колледжах этому ремеслу не учат, хотя он хотел бы, чтобы это изменилось.
«Многие люди говорят, что ремесленники из папье-маше бедны, и правительство должно их обеспечивать с деньгами. Но это не те деньги, которые нам нужны. Деньги вторичны. Во-первых, нам нужно достоинство», — говорит Макбул.
«Я считаю, что прежде всего мы должны установить стандарты в этом искусстве. Дайте ему честь спасти его от вымирания. Когда это достойная работа, наши дети будут с гордостью ее выполнять и не будут смущаться перед своими друзьями. Знаете, почему картины М. Ф. Хусейна стоят миллионы? Потому что у него есть достоинство».
В августе Макбул выставил на всеобщее обозрение свою последнюю работу, на создание которой у него ушло два года, — картину по ткани, изображающую Шринагар в 1825 году. задолго до того, как экологические посягательства разрушили тогдашний Венецианский город. Он надеется, что работа вызовет интерес и деньги.
«Минимальная базовая ставка составит 1,5 млн рупий [15 000 фунтов стерлингов], и я думаю, что мы ее заслужили».
Свежие комментарии