Моника Витти в роли Модести Блейз в фильме 1966 года. Авторы и права: Alamy
Актриса Моника Витти, скончавшаяся в возрасте 90 лет, была одной из ярких звезд послевоенного итальянского кино, не в последнюю очередь благодаря своим профессиональным и личным связям с режиссером-модернистом Микеланджело Антониони. Вместе они сняли несколько фильмов в начале шестидесятых, в том числе L'Avventura (Приключение), L'Eclisse (Затмение) и Il Deserto Rosso (Красная пустыня), которые сегодня считаются классикой итальянского радикального кинопроизводства. с философскими темами абстракции и отчуждения.
Поэтому неудивительно, что для своего англоязычного дебюта Витти решила работать с американским режиссером Джозефом Лоузи, который был занесен в черный список из-за своей ранней голливудской карьеры из-за своего бывшего членства в Коммунистической партии. Лоузи переехал в Великобританию в пятидесятые годы и с тех пор заслужил одобрение критиков благодаря экранизации романа Робина Моэма «Слуга», написанной Гарольдом Пинтером в 1963 году и получившей премию BAFTA за блестящую игру Дирка Богарда в роли макиавеллистского камердинера Хьюго Барретта.
Поэтому нового сотрудничества Пинтера, Лоузи, Богарда и Витти было достаточно, чтобы взволновать даже самых пресыщенных киноманов. Но результат оказался не совсем таким, как все ожидали, в том числе и те, кто к нему причастен.
Автор комиксов Питер О'Доннелл заработал значительную репутацию к 1965 году как создатель персонажа Модести Блейз, женщины-суперагента, нанятой темным секретным агентством, известным только как Сеть, которому помогал ее помощник Кокни (но, что особенно важно, , а не любовный интерес) Уилли Гарвин: персонаж, которого О'Доннелл явно скопировал с восходящей звезды Майкла Кейна. Писатель предположил, что хотел бы, чтобы Кейн сыграл Гарвина в любой экранизации произведения.
Персонаж Модести Блейз, который впервые появился в Evening Standard, был новаторским в нескольких ключевых отношениях, не в последнюю очередь в том, что он был волевой и независимой женщиной, которая была кем угодно, но только не декоративной девицей в беде, как главные героини в конкурирующем сериале о Джеймсе Бонде. ; как сказал О'Доннелл: «[Скромность] не просто бьет людей по голове… она очень нежная и уязвимая». » /> Моника Витти в роли Виттории в опере «Затмение», 1962 г. Фото: Алами
Он пользовался огромной популярностью у читателей и критиков; писатель Кингсли Эмис, например, назвал это «бесконечно увлекательным». В нем предлагалась великолепная роль для звезды, и О'Доннелл предложил взять Барбару Стил, «первую леди ужасов Великобритании», в той части, когда он пришел продавать права на экранизацию, в отличие от его долгожданного выбора Кейна.
Он предложил Сиднея Гиллиата в качестве его директора. Жиллиат написал или снял многие из величайших комедийных триллеров британского кино, в том числе «Леди исчезает» Хичкока, «Ночной поезд в Мюнхен» и «Зеленый для опасности». Однако продюсер Джозеф Джанни купил права и после недавнего успеха с фильмами Джона Шлезингера «Билли-лжец» и «Дорогая» решил подняться выше.
Лози был нанят в качестве режиссера, а Витти и Теренс Стэмп были выбраны на роли Модести и Гарвина, наряду с постоянным соратником Лоузи Богардом в злодейской роли Габриэля, вдохновителя преступного лагеря, чья гнусная деятельность только равняется нежной брезгливости, когда дело доходит до насилия.
Ямайский драматург Эван Джонс, написавший сценарий к предыдущему фильму Лоузи «Король и страна», был нанят для написания сценария, который затем был переписан Пинтером, в титрах не указан; это было чем-то вроде шутки для тех, кто в курсе, поскольку в оригинальной истории О'Доннелла содержалась фраза «Гарольд Пинтер — Блейз думает, что он великий, Гарвин думает, что он театральный аферист».
Когда Лоузи объявил, что будет снимать фильм как конкурент сериалу о Джеймсе Бонде, его назначение было встречено с удивлением со стороны тех, кто считал его серьезным автором. Критик Пенелопа Хьюстон, которая позже высмеивала Модести Блэза как «бумажный носовой платок Лоузи», выразилась в Sight and Sound: «Лоузи менее уверен в своей позиции здесь, чем [Жан-Люк] Годар или [Ричард] добавляет строку диалога, чтобы напомнить нам, что мы смотрим. Но тогда и сам Лоузи не тот человек, которого можно легко представить читающим стриптиз-мультики для собственного развлечения».
Когда журналист спросил Лоузи, что он думает о фильмах о Джеймсе Бонде, он признался, что раньше смотрел только половину одного из них, прежде чем потерял интерес.
Моника Витти и Дирк Богард в фильме «Скромность Блейз» Автор: Alamy
Хотя он и раньше снимал триллеры в жанре нуар, высокобюджетный кемпинг Модести Блэза представлял собой резкое изменение темпа по сравнению с хладнокровным цинизмом «Слуги». Как и в случае с агентом 007, его производство проходило в подходящем для кругосветного путешествия списке мест: Лондон, Амстердам, Неаполь и, что касается островной крепости суперзлодея, изолированный сицилийский замок Сант-Алессо-Сикуло.
И все же Лоузи мало интересовался созданием обычного шпионского триллера. Он позволил Богарду развернуть свое выступление самым возмутительным образом. Одетый в пышные шелковые халаты и кашемировые водолазки, его злодей в парике мурлычет метатекстовые фразы, такие как «Я злодей в этом произведении… Я должен осудить вас», оскорбительно сравнивает Скромность с суфражисткой и, распластавшись и Оставшись утонуть от жажды в пустыне в конце фильма, мечтательно повторяет «Шампанское… шампанское». Когда его спасает послушник с целью его возвращения в никогда не снятом сиквеле, Габриэль заявляет: «Боже мой! Я думал, ты мать!»
В высшей степени разнузданная внешность Богарда, по крайней мере, развлекает, чего нельзя сказать об остальной части фильма. Витти, намеренно или нет, демонстрирует пустую игру, которая ни в малейшей степени не проверяет ее выдающиеся актерские способности, но ее колебания в ее первой англоязычной роли вполне могут быть вызваны присутствием Антониони на съемочной площадке.
Моника Витти и Теренс Стэмп в фильме «Скромность Блейз» Фото: Гетти
Между дублями он отводил ее в сторону и шептал ей инструкции, как ей следует разыгрывать сцены, к большому огорчению Лоузи; в конце концов, режиссеру пришлось почти запретить нарушителю вход в студию, опасаясь, что Антониони дает Витти указания, которые полностью противоречат его собственным намерениям. Богард, тем временем, ненавидел работать со звездой и позже предположил в интервью, что она была единственной актрисой, против которой он активно возражал, назвав ее «чудовищной».
Тем не менее совершенно ясно, что интерес Лоузи к Модести Блейзу, насколько это было возможно, заключался в том, чтобы использовать деньги студии и его звездный состав для создания красочного произведения современного поп-арта, дополненного партитурой джазового музыканта Джонни Данкворта и многочисленными моменты, когда персонажи ломали четвертую стену, такие как сцена, в которой Модести видит себя в газетном комиксе, в котором она была представлена, и случайный музыкальный номер, в котором Модести и Гарвин признаются в любви друг к другу, к большому огорчению. «Беспокойство Доннелла. Позже он прокомментировал: «Я думаю, что в готовом фильме осталась только одна моя строчка» и пожаловался, что «у меня пошла кровь из носа».
Лози задумывал этот фильм как британский ответ на французскую новую волну, где Витти, Стэмп и Богард были просто звездными украшениями его эксцентричного режиссерского видения. Он завершил съемки в 1965 году и позаботился о том, чтобы его международная премьера состоялась на Каннском кинофестивале в следующем году, как бы показывая, что это серьезная картина от серьезного режиссера, а не одноразовое развлечение, такое как «Шаровая молния». последний фильм о Джеймсе Бонде.
'чудовищный' Моника Витти в роли Модести Блейз. Фото: Getty
Он получил вежливые аплодисменты и был номинирован на Золотую пальмовую ветвь, но критическая реакция была значительно менее теплой, чем к которой привык Лоузи. Критик Кеннет Тайнан назвал его «встроенным ржавчиной», а влиятельный писатель New York Times Босли Кроутер высказался за многих, написав, что Modesty Blaise был «странным фильмом, согласитесь. Может быть, если бы все это было наравне с некоторыми из его более ярких и остроумных моментов или соответствовало его живописному дизайну, который ослепителен, его можно было бы приветствовать как первоклассную сатирическую работу… [как есть] декорации , несколько декораций в стиле поп-арт и веселое, небрежное музыкальное сопровождение — вот единственные неизменно забавные вещи в этом дурацком цветном фильме».
Возможно, неудивительно, что это не имело коммерческого успеха, и Лоузи вскоре перешел к более традиционному сотрудничеству с Богардом и Пинтером, драме « Несчастный случай» в Оксфорде . Он продолжал утверждать, что Modesty Blaise опередил свое время, и в 1971 году ему удалось перевыпустить его в кинотеатрах благодаря успеху его адаптации LP Hartley The Go Between.
Кажется маловероятным, что зрители, которые наслаждались тихим литературным наслаждением этого фильма, были бы в восторге от неистового стиля его более ранней картины. Витти не снимала ни одного англоязычного фильма до «Почти идеального романа» в 1979 году, сославшись на ее плохой английский и неприязнь к длительным международным перелетам; также вероятно, что равнодушная реакция Модести Блейз как-то связана с ее сопротивлением.
Хотя фильм не имел успеха и вряд ли будет переоценен как что-то иное, кроме незначительной культовой странности, хотя Майк Майерс признал, что он оказал большое влияние на Остина Пауэрса, рассказы О'Доннелла продолжают пользоваться популярностью. Нил Гейман написал сценарий по роману «Я, Люцифер», а Квентин Тарантино является давним поклонником сериала, вплоть до того, что персонаж Винсент Вега читал в туалете копию «Скромности Блейз» из «Криминального чтива» незадолго до того, как его застрелен и убит.
Но хотя такие люди, как Николь Кидман и Дженнифер Лопес, выразили заинтересованность в том, чтобы сыграть Модести в потенциальной перезагрузке, Гейман заявил в 2020 году: «К сожалению, из-за крайней неудовлетворенности Питера О'Доннелла поведением братьев Вайнштейн о Модести Блейз, я полагаю, что в его завещании был пункт «никто не может снимать фильм о Модести Блейз».
Поэтому ошибочная, часто непроницаемая, но увлекательная картина, созданная Лоузи и его коллегами, скорее всего, к лучшему или к худшему, будет окончательной экранизацией персонажа. Некрологи Витти приветствовали ее работу с Антониони и называли ее «королевой итальянского кино». Возможно, некоторые могли бы упомянуть и эту необычную, ошибочную, но уникальную картину.
Свежие комментарии