Mommie Dearest изображает Джоан Кроуфорд как жестокую и манипулирующую мать, которая причинила боль своим приемным детям. Фото: Alamy Stock Photo
Утром 16 сентября 1981 года Фэй Данауэй была одной из самых ярких звезд своей эпохи. Четыре года назад она получила «Оскар» за лучшую женскую роль за роль продажного телевизионного руководителя в сети. Ее хвалили за то, что она жонглировала такими коммерческими фильмами, как «Пылающий ад» и «Три мушкетера», с более привлекательными с художественной точки зрения ролями в «Сети» или «Чайнатауне». С момента своего появления в 1967 году как преступница Бонни Паркер в «Бонни и Клайд» она зарекомендовала себя как одна из ведущих фигур этого нового периода.
Роль, которую она теперь взяла на себя — роль легендарной кинозвезды Джоан Кроуфорд — должна была укрепить эту репутацию. Не казалось невозможным, что через несколько месяцев она сможет получить вторую премию Оскар. И все же Данауэй с оправданным нетерпением ждала премьеры «Дорогой мамочки», в которой она сыграла Кроуфорда. Спектакль был непростым, но, может быть, из него вышло что-то превосходное.
«Данауэй не жует декорации. «Данауэй» аккуратно начинается с каждого угла съемочной площадки в каждой сцене и проглатывает ее целиком, со-звездами и всем остальным », — написал Variety, главный отраслевой журнал киноиндустрии, сетуя на ее игру. Вскоре стало очевидно, что биографический фильм Фрэнка Перри о жестоких отношениях Кроуфорда с ее приемной дочерью Кристиной не был той престижной и респектабельной картиной, которая была задумана.
Вместо этого, он стал синонимом непреднамеренного веселья и излишеств, а игра Данауэя на полной скорости в роли Кроуфорда вскоре стала печально известной мишенью для насмешек. Это также означало конец ее карьеры в качестве главной кинозвезды и привело к тому, что она была переведена на второстепенные роли и второстепенные роли, как и сама Кроуфорд. Итак, как же все пошло не так для обеих женщин?
Джоан Кроуфорд получила «Оскар» в 1946 году, но изо всех сил пыталась закрепить это достижение. Фото: Alamy Stock Photo
Джоан Кроуфорд сделала карьеру, которую можно сравнить с американскими горками. Она начала сниматься в кино в 20-х годах и после успешного перехода от немого кино к «звуковым» пользовалась огромным успехом в «женских картинах» 30-х годов, таких как «Великолепная девица» и «Любовь в бегах».
Однако жизнь подражала искусству, и хаотичная закулисная романтическая жизнь не способствовала ее репутации. К 1939 году она была одной из актрис, названных «Отравой для кассовых сборов» Независимой ассоциацией владельцев театров Америки. Переживая критику, она переключилась на более яркие драматические роли и в 1946 году получила «Оскар» за главную роль в психологическом триллере «Милдред Пирс».
Тем не менее, это оказалось кульминацией ее карьеры. Окруженная непрекращающимися слухами о том, что с ней невозможно работать, она появлялась в картинах, которые постепенно превращались в пародии на самого себя, с такими названиями, как Берсерк! и Трог. Редкий поздний успех пришел к фильму 1962 года «Что когда-либо случилось с Бэби Джейн?», Хоррор «Гранд Гиньоль», в котором Кроуфорд появилась вместе со своей давней соперницей Бетт Дэвис. Дэвис была номинирована на «Оскар», а Кроуфорд — нет, возможно, потому, что ее репутация в Голливуде сильно пострадала.
После своего появления в Троге в 1970 году она постепенно стала пьяной затворницей и в конце концов умерла в квартире в Нью-Йорке в 1977 году. Она оставила 2 миллиона долларов в своем завещании, но подавляющая часть денег пошла на ее любимые благотворительные организации. Ее старшие дети Кристина и Кристофер были лишены наследства, и в завещании Кроуфорда говорилось: «Я намерен не делать здесь никаких условий для моего сына Кристофера или моей дочери Кристины по причинам, которые им хорошо известны».
В следующем году Кристина отомстила, опубликовав свои ужасающие мемуары «Дорогая мамочка». Он представил Кроуфорд как жестокую алкоголичку, усыновившую своих детей не более чем для рекламы, и проводившую свое время в череде саморазрушительных романов как с мужчинами, так и с женщинами.
Кристина писала о том, как ее матери нравилось подвергать своих детей садистским телесным наказаниям: «Мама всегда была в ужасном настроении, если кто-то случайно разбудил ее, и порка за это нарушение правил передавала всю силу ее гнева. Она шлепала так сильно, что разбила расчески, деревянные вешалки и мерки по моему заду. После порки остались большие болезненные волдыри, а длинные красные рубцы можно было бы видеть в течение нескольких дней ».
Многие из бывших коллег Кроуфорд защищали ее от обвинений дочери. Даже Дэвис сказал: «Я не был самым большим поклонником мисс Кроуфорд, но, как ни странно, я уважал и до сих пор уважаю ее талант. Чего она не заслужила, так это этой отвратительной книги, написанной ее дочерью ». Однако сочетание похотливых деталей и голливудского скандала сделало Mommie Dearest бестселлером.
Мемуары Кристины Кроуфорд о ее отношениях с приемной матерью Джоан быстро стали бестселлером.
Права на экранизацию фильма были быстро приобретены Фрэнком Яблансом, продюсером и бывшим главой Paramount Pictures. Первым выбором на роль Кроуфорд была Энн Бэнкрофт, но она отказалась от нее, потому что, как позже с сожалением сказал Данауэй, «ходили слухи о том, что она отказалась от этой роли, потому что в индустрии сложилось мнение, что любой, кто сыграла версию Кроуфорда Кристины, и придется заплатить цену за то, чтобы сразиться с одной из великих легенд Голливуда ».
К тому времени, когда Данауэю предложили роль, соавторами сценария стали четыре человека, включая самого Ябланса. Кристина, написавшая ранний черновик, больше не фигурировала в сценарии, но продолжала активно участвовать в постановке. Было ясно, что какой бы правдивой ни была «Дорогая мамочка», она останется рассказом Кристины Кроуфорд о ее матери.
И все же Данауэй был заинтригован. Она была замужем за фотографом Терри О'Нилом, ответственным за культовый снимок «Утро после», на котором она получила свой «Оскар» на следующий день после его получения, и теперь он выступал в качестве ее менеджера. Они обсудили роль, которую Ябланс и Перри предположили, будет более сбалансированной, чем была в книге, и что фильм будет панорамным рассказом о том, каково быть звездой Голливуда и кем-то вроде Джоан Кроуфорд.
Данауэй принял роль. Она знала, что будет доминирующей ролью, а сценарий построен таким образом, что она будет присутствовать практически в каждой сцене. Как она написала в своей автобиографии: «Требования к актерскому мастерству были экстраординарными, и это явно была роль, которая заставила бы меня снова проверить и расширить свой талант».
Ей надоело брать на себя хорошо оплачиваемые роли второго плана, и ей захотелось другой возможности. Кроме того, Кроуфорд и раньше был добр к ней. В своих мемуарах «Мой образ жизни» она написала, что «из всех актрис [сегодня] для меня только Фэй Данауэй обладает талантом, классом и смелостью, чтобы стать настоящей звездой». Или, может быть, сыграть ее.
Первоначально Данауэй смаковала задача сыграть Кроуфорда и полностью погрузилась в эту роль.
Производство фильма оказалось не просто художественным вызовом. Это быстро превратилось в битву между Данауэем, Кристиной Кроуфорд и их мужьями, оба из которых получили кредиты исполнительных продюсеров. Данауэй чувствовала себя обязанной сыграть Кроуфорд как фигуру с более тонкими нюансами, чем она была в книге, и хотела передать что-то от ее существенного одиночества и незащищенности, а также жестокости обращения с женщинами в эпоху больших студий.
Ее понимание своих отношений с дочерью заключалось в том, что «Кристина была этой крутой маленькой девочкой, которая не любила ее так, как она думала, что ребенок будет любить ее, и она не могла с этим справиться». Данауэй работал с писателем Биллом Альфредом, чтобы создать сцены, показывающие более обаятельную и симпатичную сторону Джоан, но это было бесполезно. Она подумала: «Это была война с самого начала… Муж Кристины продвигал ее точку зрения, а Терри пытался защитить мою. И Джоанны.
С самого начала отношения между актерским составом, творческой командой и продюсерами были непростыми. О'Нил попытался обсудить с Яблансом то, что он и Данауэй считали неподходящим художественным направлением фильма, но был встречен потоком оскорблений. О'Нил, не сжимающийся фиолетовым, твердо ответил: «Давайте вынесем это в сточную канаву, потому что здесь начинается этот разговор». Ябланс защищался, говоря: «Мне приходилось иметь дело с двумя мужьями. Дэвид сводил меня с ума, что Фэй пыталась дезинфицировать Джоан, а Терри волновался, что мы слишком сильно зашли с Фэй и создали монстра ».
По мере того, как съемки продолжались, Данауэй начала сочувствовать персонажу, которого она играла, все более тревожным образом. «Ночью я шла домой и чувствовала Кроуфорда в комнате со мной, — говорила она позже, — эта трагическая, преследуемая душа просто болтается … Я помню, как она была рядом, но очень жутко. Как будто она не могла отдохнуть ».
То, что задумывалось как серьезная биографическая драма, в конечном итоге превратилось в пародию на лагерь.
Коллеги по фильму Данауэй считали ее погружение в методику менее снисходительным. Рутанья Альда опубликовала свои собственные мемуары в 2015 году, Дневник самой дорогой мамы, в которых она предположила, что неуверенная и взволнованная звезда фильма ужасно обращалась со своими коллегами, прося их повернуться к ней спиной, чтобы в кадре была только она, при этом постоянно требуя прическа и макияж.
В конце концов, художник по костюмам фильма Ирен Шарафф, которая работала с далеко не такими непринужденными, как Элизабет Тейлор и Джуди Гарланд, ушла со съемочной площадки и сообщила Альде, что никогда не работала с кем-то более беспорядочным и эгоистичным, как Данауэй. Независимо от того, проводила она Кроуфорда или нет, рабочая среда на съемочной площадке превратилась в излишнее наказание.
Это достигло своего апофеоза в печально известной сцене, в которой Кроуфорд приходит в ярость с Кристиной из-за того, что она использовала проволочные вешалки для своей дорогой одежды, а не деревянные, которые ей подарили. Данауэй, сердитый и разочарованный постановкой, зашел так далеко, что то, что должно было быть пугающей и пугающей сценой жестокого обращения с детьми, вместо этого превратилось в непреднамеренно веселое занятие в старом лагере.
Когда она закончила снимать сцену, О'Нилу оставалось сказать Перри, что «больше никаких проволочных вешалок», что, как позже писал Данауэй, «остается даже сейчас ужасной раной на моей психике». Несмотря на то, что ее муж сказал: «Ты больше не можешь этого делать, тебя слишком далеко заводят», она слишком понимала, что «это был лагерь, который перешел через край, от белого лица к кричащим ярость Кроуфорда, к ребенку, которого я должен ударить проволочными вешалками … все в этой постановке было не в порядке, не по центру, и почему-то я никогда не мог найти свой путь к какой-то золотой середине ».
Когда фильм вышел на экраны, опасения Данауэя оправдались. Ее полностью открытая центральная игра вызвала как критику, так и похвалу. Роджер Эберт, который презирал фильм, назвал его «потрясающе наводящим на размышления и убедительным», а Винсент Кэнби написал в New York Times, что «Дорогая мамочка не очень хорошо работает, но свирепая интенсивность подражания Фэй Данауэй работает». Тем не менее, даже положительные отзывы казались умеренными с опасениями, как в описании Полин Кель того, как Данауэй в «потрясающем, свирепом представлении» говорил «загадочными грудными тонами бассо-профундо».
80-летняя Данауэй сказала, что считает, что Дорогая мамочка затмила ее последующие роли. Фото: Ричард Шотвелл / AP
Вскоре стало ясно, что зрители рассматривают фильм не как интенсивную психологическую драму, а как шумную лагерную комедию. Paramount Studios изменила свой маркетинг, чтобы отразить это, к большому ужасу Данауэя, с рекламными объявлениями с лозунгом «Никаких проволочных вешалок… никогда!» и с надписью «Дорогая мамочка — самая большая мать из всех». Данауэй гневно написал, что «фильм можно свести к этому, лишив его достоинства, которое я пытался придать ему, это было разрушительно».
Ябланс добился того, чтобы лозунг был раскрыт, назвав его «непристойным, вульгарным, непристойным [и] расовым оскорблением самого плохого вкуса», но статус фильма как гротескного провала был гарантирован. Неудивительно, что в следующем году он доминировал на церемонии вручения премии «Золотая малина», «выиграв» Худший фильм, Худший актер второго плана и, для Данауэй, Худшую Актрису. Это была целая жизнь от ее успеха с Network.
Даже Кристина Кроуфорд пришла в ужас от фильма, от которого она почти отказалась. Никогда не упускала возможности для рекламы, она появлялась на его показах и предлагала отрывки из своих мемуаров, а впоследствии к ней присоединился актёрский актёр «Липсинка» в образе своей матери.
Никогда не было серьезных попыток реабилитировать Дорогую мамочку, которая сейчас представляет собой странную, тревожную смесь лагерной комедии и ужаса жестокого обращения с детьми, но репутации Кроуфорда и Данауэя она нанесла значительный ущерб. По крайней мере, первое было вне досягаемости такой критики, но карьера Данауэя после этого так и не пошла на поправку.
«Я знаю, что ты живешь жизнью и играешь много ролей, — позже писала она, — но после Дорогой мамочки моя собственная личность и воспоминания обо всех моих других ролях по пути потерялись в сознании публики и ум многих в Голливуде ». К сожалению, она заключила, что «люди думали, что я похожа на нее, и это была печальная реальность для меня в этом проекте».
Свежие комментарии