Женщина-дьявол: Анита Экберг c1956 Кредит: Silver Screen Collection/Hulton Archive/Getty Images
Когда Федерико Феллини встретил шведскую актрису Аниту Экберг в 1959 году на Испанской лестнице в Риме, у него было “то самое ощущение чудесного, гипнотического оцепенения, того недоверия, которое испытываешь перед лицом исключительных существ, таких как жираф, слон, баобаб”. Он не останавливался на этом, сравнивая ее с “могучей пантерой, играющей озорную молодую девушку”, “львицей, гордящейся своим крепким здоровьем” и “акулой, излучающей жару летнего дня”. Как будто ее сексуальность выходила за рамки того, что было правдоподобно для человека, и принадлежала скорее Природе. Вместе с ней Феллини впервые постиг “платоническую реальность вещей”. “Итак, — сказал он себе, — это мочки ушей, это десны, это человеческая кожа…”
“Она была лошадью!” — подхватил друг Феллини Туллио Кезич в своем дневнике «Сладкая жизнь». Была холодная мартовская ночь, когда снимали знаменитую резвушку в фонтане Треви, но Экберг, по словам Кезича, “нырнул в этот холодный фонтан без колебаний и суеты. Она была такой шведкой и здоровой.” Никаких животных для ее ревнивого созвездия Марчелло Мастроянни, который выпил столько укрепляющей водки, что едва мог стоять в фонтане-он сказал, что Экберг напоминает ему штурмовика вермахта.
Нацисты были бы в восторге от того, как Голливуд 1950-х годов назвал убер-арийца Экберга “вулканической валькирией”. Родившаяся в 1931 году, шестая из восьми детей начальника порта Мальме, она бросила школу, чтобы стать моделью (к огорчению своих строгих протестантских родителей), и в 1950 году была коронована мисс Швеция. Призом стали два платья и поездка в Атлантик-Сити на конкурс «Мисс Америка».
Экберг не знала ни слова по – английски, но ее научила форель дуться модельный агент Эйлин Форд – “Все хорошие модели сегодня выглядят как рыбы”, — посоветовал Форд-и получила контракт старлетки в Universal, который предложил ей уроки ораторского искусства, драмы, танцев и верховой езды; она отказалась от всех, кроме последнего.
Говард Хьюз, с которым у нее был роман, хотел изменить ее нос, зубы и имя; она отказалась и от этого. На свой первый чек она купила норковый палантин (“Я была ужасно избалована”) и носилась по Голливуду в белом “Ягуаре”, «смеясь над плохими шутками». Она нажила себе врагов в прессе, которая называла ее Анита Айсберг, и в стриптизерше по имени Эвелин “Сундук с сокровищами” Уэст, которая забросала ее помидорами во время ее собственного выступления в ночном клубе, потому что она думала, что Экберг насмехался над ее грудью.
— Она нырнула в этот холодный фонтан без колебаний и суеты. Она была такой шведской и здоровой»: Анита Экберг резвилась в Треви в La Dolce Vita, 1960 Кредит: PictureLux/The Hollywood Archive/Alamy
Одна вещь, которую она не делала много, была работа: “Люди думают, что я просто плейгерл.” Обвиняя иммиграционные власти, она не появлялась в фильме до 1953 года, когда появилась в роли венерианской охранницы в фильме «Эббот и Костелло отправляются на Марс». Как ни странно, за свою первую роль в фильме «Кровавая аллея» (1955) она получила роль китаянки.
Вскоре появились ошеломляющие роли – она покинула Universal, чтобы стать “Мэрилин Парамаунт” после того, как заменила Монро в рождественском туре USO 1954 года с Бобом Хоупом, который назвал ее “величайшей вещью, вышедшей из Швеции со времен шведского стола”, – но ее большим прорывом стало разоблачение в 1955 году “Греха и Швеции”, которое захватило Экберг как символ нового, освобожденного скандинавского сексуального этоса.
Швеция была проблемой для Красной Америки: страна, которая приняла социалистические концепции и на самом деле преуспевала. Эйзенхауэр сформулировал контраргумент в 1960 году, когда он утверждал, что политика Швеции в области социального обеспечения привела к греху, наготе, пьянству и самоубийству. (На самом деле, уровень самоубийств был высок по всей Скандинавии и больше связан с недостатком солнечного света.) Экберг, ныне хранитель политических и сексуальных фантазий, принял эту роль: “У вас, американцев, чертовски сложный секс.”
«Эта первоклассная красавица была зависима от третьесортных гнилушек»: Анита Экберг, изображенная здесь в 1955 году, имела ряд жестоких отношений Кредит: Аллан Грант/The LIFE Picture Collection/Getty
Сможет ли она действовать? По ее мнению, “каждый со здравым смыслом может”. Она выиграла «Золотой глобус» в роли Элен в фильме «Война и мир» (1956), и ее врожденная харизма выражается в свирепой наблюдательности. Ее диапазон был ограничен, но, возможно, никогда не испытывался. Феллини потребовалось время, чтобы вытянуть из нее спектакль всей жизни, и не случайно в «Сладкой жизни» она играла саму себя.
Финансовый кризис в конце 1950-х годов вынудил многие постановки сбежать в римскую Чинечитту, известную как “Голливуд на Тибре”, где заработная плата была ниже. Когда Экберг приехал в 1958 году, пресса сообщила, что число холмов в Риме увеличилось с семи до девяти. Папа Римский назвал ее “опасностью для дорожного движения”. Некоторые говорят, что именно Экберг тогда ухаживал за Феллини, ездил нарочито кругами по его киностудии, пока не заметил ее. На самом деле он уже влюбился в ее фотографию и хотел построить вокруг нее свой фриз римской жизни.
Свежие комментарии