Кристофер Рив в Супермене (1978) Фото 12 / Алами
Сейчас он считается классикой, благородным прародителем блокбастера с героями в костюмах. Но фильм о Супермене покойного Ричарда Доннера 1978 года был переписан с нуля, обошел всех актеров в Голливуде и стал полем битвы, за которую его создатели боролись кроваво и до сих пор. История его производства делает мясорубку «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» похожей на мелкую ссору в школьной столовой.
Годы между фильмом Доннера и перезагрузкой Зака Снайдера «Человек из стали» в 2013 году были свидетелями всевозможных попыток заставить Кларка Кента войти и выйти из вращающихся дверей Daily Planet. Было три прямых продолжения фильмов, качество которых постепенно ухудшалось; несколько телесериалов, в том числе «Лоис и Кларк: Новые приключения Супермена» (1993-7) и «Смоллвиль» (2001-2011), прерванный фильм под названием «Полет Супермена» по сценарию в настоящее время вездесущего магнита Джей Джей Абрамса, который либо Бретт Ратнер, либо МакДжи был в кадре, чтобы направить около 2003 года; и неосуществленное возвращение фильма Брайана Сингера «Возвращение Супермена» (2006), которое не оправдало коммерческих ожиданий, возможно, из-за его верности оригиналу Доннера.
С любовью спрыгнув с этой картины и даже используя архивные кадры Марлона Брандо в роли отца Супермена Джор-Эла, фильм Сингера поразил, как он лично признал, был «ностальгическим и романтическим» тоном, который, по его мнению, разочаровал фанатов, надеющихся на шумную вечеринку, и даже больше. -зглядная, летняя прогулка.
Между тем фильм Доннера, в котором Кристофер Рив впервые втиснулся в спандекс, остается окончательным золотым стандартом. С поправкой на инфляцию, он находится на 65-м месте среди 100 крупнейших игроков всех времен, немного выше «Близких контактов третьего вида», немного ниже «Назад в будущее».
Его культурное влияние на начало эры современной франшизы о супергероях было спорно больше, чем у любого из них, но что, возможно, сейчас забыто, так это то, что после его выпуска звезды вряд ли сошлись на том, чтобы фильм Доннера стал массовым хитом. Фактически, его можно было поставить рядом с «Титаником», «Челюстями» и «Унесенными ветром» как пробный триумф над общепринятым мнением о том, что «проблемные постановки» имеют тенденцию просыпаться в прокате.
Доннер был хорошо зарекомендовавшим себя коммерческим предприятием, когда ему дали проект, только что имевший огромный (и бесстыдно приятный) успех с первым Omen (1976). Так получилось, что продюсеры — Илья Салкинд, его отец Александр и их партнер Пьер Шпенглер — вручили ему 550-страничное чудовище по сценарию писца Крестного отца Марио Пьюзо и поручили ему руководить не только Суперменом, но и Суперменом II. , который они собирались снимать одновременно.
Эта стратегия производства «убить двух птиц» стала довольно распространенной практикой на протяжении десятилетий с тех пор — это произошло с сиквелами «Назад в будущее», сиквелами «Матрицы», всей трилогией «Властелин колец», а также со вторым и третьим «Пиратами Карибских островов». Джеймс Кэмерон делает это с «Аватарами 2» и «3». Но в 1970-х годах, когда сама концепция пронумерованного сиквела была в зачаточном состоянии, она действительно открывала новые горизонты, и, похоже, от начала до конца она вызвала проблемы.
Доннер утверждает, что абсолютно никакая подготовительная работа, которая была проделана над двумя фильмами, была ему бесполезна, и настаивал на том, чтобы вернуться к чертежной доске и пригласить нового писателя Тома Манкевича (сына оскароносной легенды Голливуда Джозефа. L). По словам Манкевича, «не было использовано ни одного слова из сценария Пьюзо», но Гильдия писателей Америки отказалась предоставить ему кредит на переписывание.
По настоянию Доннера Пьюзо вместо этого получил титул «креативный консультант» на более престижной должности, чем настоящие писательские кредиты, что бесконечно бесило Гильдию. Тем не менее, Пьюзо подал в суд на Salkinds, чтобы получить большую долю прибыли; Илья получил иск, когда он вошел на премьеру Супермена.
Ричард Доннер Кредит: Архив AF / Алами
Список актеров, к которым подошли звезды, — это в значительной степени «Кто есть кто» из известных звезд конца семидесятых. До того, как Доннер был нанят, Роберт Редфорд и Берт Рейнольдс были в кадре, и Сильвестр Сталлоне определенно был заинтересован, так же как и Арнольд Шварценеггер, бывший пост-Pumping Iron, до Конана. Полу Ньюману предложили на выбор Супермена, Джор-Эла или Лекса Лютора за 4 миллиона долларов, но он отказался от всех трех частей.
Даже после того, как Доннер направил кастинг в сторону более мелких имен, такие люди, как Джеймс Каан, Кристофер Уокен, Ник Нолти и Джон Войт, были предметом обсуждения. Но кастинг-директор Линн Сталмастер продолжала уговаривать их взглянуть на Рива; несмотря на большие пятна пота, исходящие от его костюмированных подмышек, он прошел тесты на экране и, к счастью, победил. (Прокладка и дезодорант промышленного назначения справятся с потом.)
Производство было дорогостоящей суматохой творческих ссор. Миллионы были потеряны при тестировании различных способов заставить Супермена летать до того, как был снят кадр; Один только гардероб и парики Джина Хэкмана стоили 52 000 долларов в день; и постановке пришлось вынести откровенное издевательство со стороны знаменитого Марлона Брандо.
Общие поступления Брандо от зарплаты и доли от валовой прибыли в конечном итоге составили около 19 миллионов долларов, но это не помешало ему предложить Салкиндс, что Джор-Эла следует изобразить либо в виде бублика, либо в виде «зеленого чемодана» с приближающимся голосом. из этого, чтобы избавить его от хлопот о фактическом появлении на съемочной площадке.
По уговорам Доннера Брандо согласился на 12 дней съемок, но его диалог был разложен на карточках-подсказках и помещен ему в глаза, иногда на лоб его коллеги по фильму, чтобы ему не пришлось его заучивать. Это был трюк, который он вскоре повторил для «Апокалипсиса сегодня».
Кристофер Рив в Супермене Авторы: Allstar Picture Library / Alamy
Где-то по ходу дела охватила паника. Бюджет и график стали настолько напряженными, что продюсеры решили забыть о Супермене 2 и попросили Доннера просто сосредоточиться на завершении первого фильма. Доннер возразил, что уже снял подавляющее большинство сиквелов — до 80%, согласно его собственной сильно оспариваемой оценке. Отношения между ним и людьми, занимающимися деньгами, обострялись все больше и больше.
Выпуск «Супермена», первоначально запланированный на июнь 1978 года, был отложен до декабря, но съемки затянулись до октября, что дало редактору Стюарту Бэрду всего несколько недель, чтобы привести его в форму.
Откровенно говоря, это чудо после стольких проволочек, что фильм оказался столь же успешным, как и был, не говоря уже о том, насколько хорош он был. В частности, благодаря бурной химии между Ривом и Марго Киддер, оригинальному дизайну Криптона и неукротимо мифическому, заслуженно номинированному на «Оскар» баллу Джона Уильямса, он по-прежнему вызывает восторг. Ставка на то, чтобы отложить завершение «Супермена 2», казалось, сработала, поскольку общественный спрос на второй был мгновенно ненасытным.
Но Доннер отказался иметь с ним какое-либо отношение, если Пьер Шпенглер по-прежнему будет назначен продюсером. В конце концов, Доннер ушел, а Шпенглер остался, наняв Ричарда Лестера, которого пригласили в качестве временного сопродюсера и более или менее советника по браку между ссорящимися создателями первого фильма, чтобы он руководил всем необходимым новым материалом. Продолжая изгнание Зода (Теренс Стэмп) и его соратников, история кажется частью своего предшественника, даже если тон начал постепенно переходить в лагерь подмигивания.
Марго Киддер и Кристофер Рив в Супермене Кредит: AP / TMS
Приятно, что столкновение между Доннером и его продюсерами — не один из тех топоров в истории кино, который официально похоронен или высмеян после успеха. Он заметно выживает, если вы купите DVD с Суперменом и Суперменом II, каждый из которых включает полностью отдельные версии обоих фильмов, с соперничающими комментариями, освещающими обе точки зрения.
В случае с «Суперменом 2», «версия Ричарда Доннера» радикально отличается от «официального» фильма Ричарда Лестера, включая 15 минут дополнительных сцен Брандо, в повествовании, которое перетасовано до конца и бескомпромиссно отвергает большинство из них. материал Lester-shot, насколько это возможно.
Неудивительно, что Шпенглер и компания отказались нанять дополнительные услуги Брандо, когда они снова начали, вместо этого обратились к Сюзанне Йорк (в роли матери Супермена Лары), чтобы снять сцену, дающую их герою самое важное благословение.
Быстрее, чем мчащаяся пуля, более мощным, чем локомотив, и, казалось бы, способным преодолевать кошмарные производственные препятствия с логистической точки зрения одним прыжком, Человек из стали пережил худшие угрозы своему существованию. В краткосрочной перспективе грубоватая серьезность попыток Снайдера может и дальше высасывать всю радость из бренда Супермена, но его постоянное бессмертие кажется гарантированным.
Свежие комментарии