Если есть одно число, которое имеет большее значение для ирландской экономики, это 12,5%.
«Ставка налога в 12,5% никогда не обсуждалась и не будет. Ставка налога 12,5% является установленной политикой. Это не изменится ». Так сказал Майкл Нунон, тогдашний министр финансов Ирландии, в своей бюджетной речи на 2014 год перед Dáil в Дублине.
Ставка корпоративного налога в Ирландии стала маяком для транснациональных корпораций, особенно из Соединенных Штатов, которые научились искать на мировом рынке лучшие налоговые лазейки и ставки и рассматривали Ирландию как ворота на европейские рынки.
В Ирландии не самые низкие ставки в ЕС, но когда наиболее очевидной альтернативой является Венгрия, нетрудно понять, почему компании привлекают Изумрудный остров.
Однако планы богатой группы стран ОЭСР поставили под угрозу 12,5%. Поддержка администрацией Байдена глобальной минимальной ставки в 15 процентов сделала этот сдвиг неизбежным, а ирландское происхождение президента, по-видимому, мало что сделало, чтобы добавить зеленый оттенок американской внешней политике.
Многие детали еще предстоит проработать, но поскольку большинство стран уже присоединились или капитулировали, Ирландия — и горстка противников — это все, что осталось от серьезного сдвига.
Эти предложения создают затруднительное положение для министра финансов Ирландии Пашала Донохо, который встретился с министром финансов США Джанет Йеллен в Брюсселе в понедельник.
Донохо, который также возглавляет Еврогруппу министров финансов еврозоны, сталкивается с трудным балансирующим действием: его нужно рассматривать как стремление к тому, что изменило правила игры для Ирландии, при этом избегая того, чтобы Дублин рассматривался как подрыв глобальных усилий по выравниванию налоговых ставок. поле.
Министр финансов США Джанет Йеллен (справа) и министр финансов Ирландии Паскаль Донохо на встрече Еврогруппы министров финансов ЕС Фото: Валерия Монгелли / Bloomberg
Кажется неизбежным, что Дублин взорвется, скорее всего, осенью.
Майкл Макнамара, независимый член ирландского парламента, сказал, что его стране наконец-то приходится справляться с влиянием, которое ее статус налоговой гавани оказывает на остальной мир.
«У нас есть представление о себе в Ирландии, которое может не быть полностью устойчивым на данный момент: мы являемся очень перспективной страной, открытой для мира, а не страной, которая эффективно ест обед других людей, как мы были какое-то время занимается корпоративным налогом », — говорит он.
«Некоторое время он служил нам хорошо, но я думаю, что он остановился».
Ставка 12,5% — это знак гордости, который гордо красуется на веб-сайтах и в литературе, побуждая иностранные компании использовать Ирландию, которая теперь описывает себя как «единственную англоязычную страну в еврозоне» после Брексита, в качестве базы для своей деятельности в континент.
Сравнение ставок корпоративного налога
На протяжении большей части 20-го века европейские предприятия компаний были довольно простым делом. Вообще говоря, путешественниками были производители, которые стремились разместить международные операции рядом с рабочей силой, ресурсами или рынками, в которых они нуждались. Это сделало налогообложение относительно логичным делом, и глобальные налоговые правила, действовавшие на протяжении столетия, основывались на этом принципе.
Однако новое поколение компаний, оказывающих услуги в сфере высоких технологий, появившееся в новом тысячелетии, изменило эту динамику. При небольшом интересе к сырью и способности привлекать квалифицированную рабочую силу со всего блока, компания могла базироваться практически где угодно, давая странам новый способ привлечь иностранные инвестиции.
Ирландия была основным бенефициаром этого сдвига. С небольшим, хорошо образованным населением и его столицей Дублин, затмеваемой соседним Лондоном, создание среды с низкими налогами, которая служила магнитом для американского бизнеса, в частности, внезапно превратилось в политический рычаг. На рубеже веков налоги на корпорации были снижены, что позволило ей использовать свои позиции в качестве члена континентального блока, чтобы соблазнить компании обещанием значительной экономии.
Ирландская экономика пожинала плоды этой фаустовской сделки, стряхнув уныние начала 1990-х годов, чтобы пережить период быстрого роста, который принес ей прозвище «кельтский тигр» — по крайней мере, до тех пор, пока крах 2008 года не привел к внезапной остановке вечеринки .
Рассказы о компаниях с ирландскими базами, платящими потрясающе низкие налоговые ставки, стали обычным явлением. Печально известно, что они включали договоренность о «двойном ирландском с голландским бутербродом», согласно которому, согласно ныне отмененному ирландскому закону, компании могли платить корпоративный налог страны своего владельца, находясь в Ирландии.
Это привело к тому, что компании были созданы в убежищах с нулевым налогообложением (как правило, на Бермудских островах, хотя несколько островов Карибского бассейна также соответствовали требованиям), основывая свою деятельность в Ирландии и, как следствие, не взимая никаких налогов. Лицензирование прав интеллектуальной собственности дочерней компании в Нидерландах, где доходы от интеллектуальной собственности не облагаются налогами, предлагало «бутерброд» на стороне.
В самом крайнем случае это означало, что на долю технологического гиганта Apple приходилось четверть ВВП Ирландии в 2017 году, несмотря на уплату жалких налогов. В том же году Google удалось избежать корпоративных налогов на прибыль в размере 23 млрд долларов. Согласно одному исследованию, шестая часть прибыли американских корпораций в 2015 году была переведена в страны с низкими налогами на прибыль через Ирландию.
Соперники Ирландии по ЕС, недовольные этими договоренностями, в последние годы предприняли шаги, чтобы заставить Дублин закрыть несколько из этих лазеек. Отношения не всегда были легкими: Дублин и Европейская комиссия дрались друг с другом после того, как Брюссель приказал Apple выплатить Ирландии 13 миллиардов евро в виде неуплаченных налогов с 2004–2013 годов.
Несмотря на соблазны огромных прибылей, Дублин сопротивлялся штрафу, опасаясь, что это может отпугнуть другие транснациональные корпорации. В прошлом году обвинение было отменено.
Налоговая ситуация создала в Ирландии «двойную экономику», где крупные инвестиции скрывают слабые стороны внутренней ситуации.
Пандемия обнажила этот раскол. Ирландия была единственной экономикой ЕС, которая расширилась в течение 2020 года, при этом ВВП вырос на 3,4%, несмотря на разрушительные последствия пандемии. Но эта цифра была миражом, главным образом отражающим эту резкую концентрацию международной активности. Реальность, лежащая в основе, нанесла тяжелый удар по отечественной экономике.
Этот дисбаланс уже давно очевиден: привлекательность благоприятных налоговых механизмов поставила ирландскую экономику на первое место, а рост заработной платы и занятости после финансового кризиса был в значительной степени сконцентрирован в секторах, получающих наибольшее количество иностранных инвестиций.
По оценкам министерства финансов Ирландии, новые налоговые правила могут стоить стране от 2 до 3 млрд евро в год, что эквивалентно до четверти корпоративного налога, взимаемого в прошлом году, большая часть которого поступила от глобальных гигантов, таких как Pfizer и Google.
Это удар — и тот, который рискует вывести из строя ирландский экономический центр.
Аналитики считают, что Ирландия может выстоять, хотя и с трудностями. Многие говорят, что Дублин должен просто подняться до 15%, и надеются, что компании, которые теперь имеют корни в стране, сделают то же самое.
Их логика заключается в том, что такой поход может стоить Ирландии некоторых убытков в будущем, но не приведет к внезапному исходу. Однако падение инвестиций, которое могло бы повлечь за собой серьезные потери в стране, которая полагалась на приток иностранного капитала.
Анна Гильдеа из Европейского центра международной политической экономии при Университетском колледже Дублина предупредила, что ирландская экономика может двигаться на «неизведанную территорию», добавив: «Если налоговые планы Байдена будут реализованы, Ирландия не сможет зависеть от [иностранных инвестиций]. раздувать ВВП и цепляться за риторику «восстановления», как это было после 2008 года ».
В течение многих лет благосклонность глобальных корпоративных титанов скрывала экономические трещины Ирландии. Налоговые планы ОЭСР рискуют раскрыть то, что скрывается за ними.
Свежие комментарии