Оливер Рид и Ванесса Редгрейв в фильме «Дьяволы» Фото: United Archives GmbH / Alamy
Когда в 2011 году умер кинорежиссер Кен Рассел, в одном некрологе он назван «апостолом излишеств» и «диким человеком британского кино». Некоторые из самых известных сцен в его фильмографии включали поединок по борьбе обнаженных людей между Аланом Бейтсом и Оливером Ридом в адаптации Лоуренса «Влюбленные женщины», ужасающие и галлюцинаторные странности «Измененных состояний» и эксцессы Гранд Гиньоля из его адаптации Брэма Стокера «Логово». Белого червя.
И все же ничто не могло сравниться с его фильмом 1971 года «Дьяволы» по противоречиям и возмущениям. По сей день не существует юридических средств просмотра всего фильма, снятого Расселом, — положение дел, которое режиссер Гильермо дель Торо описывает как «настоящий акт цензуры».
Как именно Расселу удалось так эффектно и ужасающе раздвинуть границы, чтобы создать то, что критики назвали «одним из самых важных произведений послевоенного британского кино»?
После оскароносного приема «Влюбленных женщин» — и, что еще важнее, кассовых сборов — Рассел на короткое время стал самым популярным режиссером Голливуда. Различные продюсеры и студии дали ему карт-бланш на то, что ему было интересно. В то время как его биографический фильм о Чайковском «Любители музыки» был коммерческим и критическим провалом, именно «Дьяволы» представляли собой гораздо более интересную и необычную перспективу, направив Рассела в нужное русло. направление карьеры, которое он еще не изучал.
Его вдохновила научно-популярная книга Олдоса Хаксли «Дьяволы Лудена», рассказывающая о предполагаемой одержимости демонами и массовой истерии во Франции в 17 веке.
Хаксли не стал драться, в какой-то момент описав насильственное изгнание нечистой силы монахини как «эквивалент изнасилования в общественном туалете». Рассел, сам практикующий католик, сказал: «Я был поражен этим — это было просто шокирующим — и я хотел, чтобы другие тоже были поражены этим. Я чувствовал, что должен это сделать ».
Он был адаптирован для сцены Джоном Уайтингом в 1960 году в его пьесе «Дьяволы», но преждевременная смерть Уайтинга в 1963 году означала, что Рассел смог синтезировать книгу Хаксли и драму Уайтинга в собственный сценарий, который он затем представил своей студии. Объединенные художники.
Он вращался вокруг персонажа мирского священника Урбена Грандье, который оказался вовлеченным в сексуальные и политические махинации Лундуна во время правления Людовика XIII, и который в конечном итоге был сожжен на костре после ложного обвинения в сговоре с дьяволом. и развратил местный орден монахинь. Это был идеальный материал Рассела: противоречивый, динамичный, сексуально заряженный и точный, созданный для привлечения крупных актеров, взволнованных перспективой работы с enfant ужасом британского кино.
Оливер Рид, постоянный соратник Рассела, получил роль харизматичного Грандье. В качестве его фольги, горбатой монахини Сестры Жанны де Анж, Рассел изначально хотел взять на роль Гленду Джексон в фильме «Влюбленные женщины Рида», но оскароносная актриса отказалась от этой роли, заявив, что она не хочет играть «больше невротика». жаждущие секса части ». Ее заменила Ванесса Редгрейв.
Остальные актеры были в основном подающими надежды молодыми актерами, такими как Джемма Джонс, Мюррей Мелвин и Дадли Саттон, и Рассел нанял тогда еще никому не известного Дерека Джармана, чтобы разработать незабываемый дизайн фильма. Джарман, который до этого работал только на театральных постановках, представлял Лудена как сверкающий модернистский ад на земле, покрытый белой плиткой, в котором могут развиваться всевозможные отвратительные и постыдные дела.
Оливер Рид в фильме «Дьяволы» Авторы и права: Альбом / Алами
Первое предположение о том, что «Дьяволы» окажутся крайне проблематичными, появилось после реакции United Artists на проект. Хотя они распространяли такие неоднозначные (и оскароносные) фильмы, как «Полуночный ковбой» и «Влюбленные женщины», они придирались к мысли о крайне сексуальном и жестоком содержании фильма и отказались финансировать его. Прежде, чем проект мог рухнуть, Warner Brothers, только что получившие распространение «Перформанса» Николаса Роуга, вступили в игру, и съемки начались в августе 1970 года. Это были трудные съемки, Рассела обвиняли в автократическом и непоследовательном поведении.
Казалось, что он день ото дня меняет свое мнение относительно того, снимает ли он политическую сатиру, ужастик Grand Guignol или прямую историческую драму, и это расстроило, в частности, Рида, который закончил производство фильма, фактически отчужденным от Рассела. Как сказал о режиссере композитор-авангардист Питер Максвелл Дэвис: «Он проникает в людей … у нас было несколько чертовски хороших ссор».
Тем не менее, Максвелл Дэвис оставался под впечатлением от Рассела, чье безоговорочное отношение к кино было тем, что он уважал и восхищался. Его собственная заметка к незабываемой атональной саундтреке фильма гласила: «Это должно звучать так, как будто это происходит в общественном туалете … в нем начинает возникать резонанс, из которого вы хотите выйти, с легким чувством, что вы не хотите этого». оставайся там слишком долго ».
С этой целью Рассел создал сцены изгнания нечистой силы, в которых было много обнаженного тела и сексуального содержания, показывая истерику и разврат, которые охватили монахини. Самым ярким примером этого была так называемая сцена «Изнасилование Христа», которая произошла в кульминационный момент и изображала монахинь, оскверняющих статую Христа. Это все еще сильно шокирует и тревожит смотреть сегодня — возможно, больше, чем что-либо в недавнем каннском шокере Бенедетта.
Оливер Рид, Кен Рассел и Ванесса Редгрейв на съемках фильма «Дьяволы» Фото: Everett Collection Inc / Alamy
В то время, когда самые популярные кассовые сборы включали в себя экранизации ситкомов «На автобусах» и «Папина армия», уровень провокации, который они предлагали, был почти невообразим. Наряду со сценой ближе к концу, когда персонаж Редгрейв мастурбирует обугленной костью своего будущего возлюбленного Грандье, который был графически сожжен на костре после пыток, казалось практически невозможным, что фильм может быть выпущен без вырезок, даже с сертификатом X. Рассел зашел слишком далеко, даже по своим собственным меркам.
Этот избыток вскоре был замечен в прессе, даже во время производства. Заголовки кричали: «К чертям этот отвратительный фильм» и «Фильм, который шокировал даже киноманов». Актер Дадли Саттон едко сказал: «Как только вы снимаете на пленку женские сиськи, люди сходят с ума … они начинают закрывать декорации, запирать двери, и они становятся похотливыми». Возможно, неизбежно одна газетная статья о предполагаемой по слухам наготе монахини была озаглавлена просто «Адские красавицы».
Понимая, что он может столкнуться с фильмом, который невозможно будет выйти, Рассел показал его раннюю версию цензору фильма Джону Тревельяну, чтобы понять, что BBFC сочтет неприемлемым. Тревельян, который сказал о своей роли, что «нам платят за грязные умы», тем не менее просил вырезать сцену обнаженной борьбы в «Влюбленных женщинах» Рассела, и казалось мало надежды на то, что художественная целостность «Дьяволов» приведет к ее изменению. выпускается без цензуры.
На первом, неофициальном просмотре, Тревельян заметил своим коллегам, что «вам будет очень сложно смотреть этот фильм». Затем у него состоялся то, что Рассел назвал «очень дружеским разговором» с режиссером, в котором он сказал: «Мне придется вырезать вашу лучшую сцену, но не принимайте это против меня, потому что это моя работа». Было высказано предположение, что, если бы фильм был выпущен со сценой «Изнасилование Христа», он подлежал бы судебному преследованию в соответствии с Законом о непристойных публикациях, что поставило бы Warner Bros и BBFC в моральные и юридические трудности. Присутствие Лиги приличий в Соединенных Штатах, подергивание антенн на все, что можно было бы интерпретировать как антирелигиозное, повысило вероятность того, что фильм просто не будет распространяться в его нынешнем виде. Надо было сделать порезы.
Ванесса Редгрейв в фильме «Дьяволы» Кредит: Pictorial Press Ltd / Алами
Убрать тематическую кульминацию фильма было для Рассела анафемой. Его изображение безудержной и сексуализированной истерии в сочетании с исполнением причастия Грандье сыграло решающую роль в его концепции «Дьяволов». Без этого большая часть смысла и воздействия были потеряны. Хотя Рассел снял только сценарий, который написал, Уорнерс был потрясен не меньше United Artists. (Он прокомментировал: «Он попал им между глазами или, возможно, между ног».) Напрасно он утверждал, что шок и ужас, который вызвал фильм, были свидетельством его художественной целостности. Сцена была удалена вместе с несколькими другими незначительными правками и считалась утерянной на протяжении десятилетий.
Боудлеризированный фильм был встречен неоднозначной критикой и был запрещен в Финляндии. Александр Уокер, влиятельный кинокритик Evening Standard, презирал его, и они с Расселом горячо обсуждали на BBC предполагаемые неточности в его проклятом обзоре. Когда Рассел сказал: «Я снимаю фильмы не для критиков, я делаю их для публики», Уокер усмехнулся: «Публика не так уж благодарна, особенно в Америке». Рассел ответил: «Тогда поезжай в Америку и напиши для гребаных американцев», прежде чем ударить Уокера по голове свернутой копией Стандарта. Это привело к массовым жалобам со стороны общественности, но не из-за нападения Рассела на Уокера, а из-за того, что он перед этим ругался. Жизнь снова подражала искусству.
Несмотря на комментарии Уокера, фильм оказался достаточно успешным в финансовом плане и получил престижную награду за лучшую режиссуру на Венецианском кинофестивале. Тем не менее, он продолжал расстраивать тех, кто был причастен к нему, в том числе Рассела, который утверждал, что цензурированная версия «Дьяволов» не была тем фильмом, который он намеревался снять.
Ванесса Редгрейв в фильме «Дьяволы» Авторы и права: Moviestore Collection Ltd / Алами
Таким образом, стало откровением, что в начале 2000-х кинокритик Марк Кермод обнаружил сохранившиеся кадры подвергнутых цензуре сцен, которые затем были впервые показаны публично в документальном фильме 2004 года «Ад на Земле: осквернение и воскрешение дьяволов». . Даже по меркам того, что показывали в кино за прошедшие три десятилетия, сцена «Похищение Христа» сохранила свою силу шокировать. Когда Рассел посмотрел его снова, он сардонически прокомментировал: «Я не могу представить, почему они его вырезали, кроме того, что это одна из самых умопомрачительных сцен, когда-либо подвергавшихся цензуре».
Следующим очевидным шагом для Warner Bros было бы выпустить неразрезанную и восстановленную версию фильма, учитывая постоянный интерес к видению Рассела. Тем не менее, несмотря на многочисленные переиздания «Дьяволов» как на DVD, так и в потоковом формате, единственная доступная в настоящее время редакция фильма — это подвергшаяся цензуре театральная версия. Как с кинематографической, так и с социальной точки зрения это очень жаль.
Хотя фильм Рассела не похож на такие же противоречивые фильмы, как «Экзорцист» и «Заводной апельсин», его изображение зла столь же непоколебимо. Казалось бы, сейчас самое время позволить взрослой аудитории посмотреть «Дьяволов» через 50 лет после его первоначального выпуска и составить собственное мнение относительно его намерений и целостности. Как сказал Саттон: «Я не понимаю эту нелепую идею о том, что вы можете контролировать то, что люди видят, что они думают, что люди читают… в итоге вы попадаете в нацистскую Германию».
В то время, когда беззакония отмены культуры находятся в самом разгаре, несомненно, правильно, что видение Рассела другой эпохи сохраняет свое место в качестве зловещего предупреждения из истории. Если она когда-либо будет выпущена в полной версии, «Дьяволов» по праву следует рассматривать как тревожную классику, а не как скомпрометированную, но увлекательную работу, которая доступна в настоящее время. Ради кинематографистов повсюду, будем надеяться, что кто-то где-то видит смысл. Иначе мы все будем прокляты.
Свежие комментарии