Шон Лок, скончавшийся в возрасте 58 лет Фото: Рекс
Наклонный вниз рот, разумные очки, испепеляющий взгляд. Тупоумный образ, который Шон Лок культивировал на протяжении своей карьеры как в стендапере, так и в телевизионных шоу, таких как «8 из 10 кошек», легко мог бы приговорить его к культовому образу жизни британской комедии.
Таким образом, это было свидетельством его потрясающе сухого юмора: несмотря на то, что он всегда выглядел так, как будто он только что наступил на что-то острое, он получил всеобщее признание. На экране и на сцене Лок был душой вечеринки, даже если он был единственным на вечеринке, не улыбающимся.
Лок, скончавшийся в возрасте 58 лет после долгой борьбы с раком, нашел свое собственное уникальное место в британской комедии. Он редко переставал хмуриться, и его распорядок был полон экзистенциального горя. В то же время его риффы на политкорректности и испытания футбольного болельщика были неотразимым обыкновенным человеком. Будь то скрещивание ума с Джимми Карром в «8 из 10 кошек» или превращение переполненных комнат в пароксизмы, он был замечательным противоречием — Сэмюэл Беккет, пойманный в ловушку кульминации Томми Купера.
Причина, по которой его образ был настолько убедительным, заключается в том, что на самом деле он не был персоной. Любой, кто встречался с ним в реальной жизни, подтвердит, что за кулисами Шон Лок был таким же человеком, как и тот, кто был в центре внимания. Он излучал сдержанное, невозмутимое жужжание — и производил впечатление постоянно раздраженного. Но можно было сказать, что его разум постоянно крутится, и что он повсюду видит комедийные возможности.
Вот почему он был таким неотразимым на шоу 8 из 10 кошек, а в дополнительном проекте 8 из 10 кошек обратный отсчет. Панельные шоу — пруд пруди. Однако, как капитан команды, Лок использовал хитрый подход к игре — слишком натуралистичный, чтобы его можно было назвать «фишкой», — который казался уникальным и улучшил 8 из 10 кошек.
Шон Лок со своими 8 из 10 коллег по работе с кошками Джимми Карром и Джоном Ричардсоном Фото: Мэтт Сквайр
В частности, у него был дар разворачивать свою комедию в странных направлениях. В одном из обменов «8 из 10 кошек» Джон Ричардсон рифует о том, как лучше всего спланировать роман, когда в прыжке Лока. «График или скед-уле?» — недоумевает он, — кусок абсурда вылетел из левого поля и, в лучшем случае, отбросил всех остальных.
Он был комиком для всех сезонов — и всех форматов. Прежде чем панельное телевидение принесло ему признание, он создал игнорируемый преступниками ситком «15 этажей». Сказка о сардоническом отшельнике, живущем в многоэтажке, выросла из его сериала «Радио 4» Шона Лока «15 минут страданий». И если бы обстановка изменилась, страдания продолжились. В одной веселой ранней сцене Винс (Лок) и его новый жилец Эррол (Бенедикт Вонг до Marvel) пассивно-агрессивно сражаются из-за пульта дистанционного управления.
То, что они подавали, было невероятно забавным поворотом кухонной раковины в комедии о неловкости, которую Ларри Дэвид в тот самый момент возглавил в Америке с фильмом «Умерь свой энтузиазм». С 15 Stories High Лок достиг тех же высот. Не то чтобы это помешало BBC отменить сериал после двух сезонов. Спустя годы Лок будет жаловаться, что телеведущий обрек его на чистилище ситкома, редко планируя повторы.
Необычный подход Лока к комедии, возможно, вытекал из его прошлого, что было необычно для стендапа. Вместо того, чтобы пройти через Cambridge Footlights или грубую и готовую к работе клубную трассу, он прибыл на свое призвание относительно поздно. Прежде чем открыть для себя любовь к работе, он работал рабочим на стройке, уборщиком туалетов, служащим Министерства здравоохранения и социального обеспечения — и даже «хиппи» пастухом коз во Франции.
В душераздирающем предзнаменовании, катализатором его перехода в комедию стал рак кожи, которым, как он полагал, он заболел из-за того, что не использовал солнцезащитный крем. Получив второй шанс, он пришел к жизни под новым углом. И когда он все же повернулся, чтобы встать, его подъем был быстрым. Вначале, например, он работал с Робом Ньюманом и Дэвидом Баддиелом в первые годы их суперславности бритпопа (присоединившись к ним на сцене в качестве поддержки во время их рекордного шоу на арене «Уэмбли» в 1993 году).
Его материалу не хватало жестокости таких коллег, как Джимми Карр. Но при этом он не был угодником публики в духе Джона Бишопа. Он честно говорил о таких вещах, как отсутствие у него формального образования, никогда не продавая себя и не обращаясь к аудитории свысока. Лок был особой едкой — уксусом, поливавшим любопытство и доброту. Неудивительно, что британские комедии едины в оплакивании его кончины.
Свежие комментарии