Для автомобилистов, которые недовольны перспективой поторговаться из-за подержанной машины на дождливой площадке перед автосалоном, Cazoo, который позволяет покупателям заказывать автомобили по фиксированной цене прямо на подъездной дорожке, может показаться бесценной идеей.
Но сегодня ценность онлайн-дилера подвергается суровому испытанию, когда он завершает один из крупнейших списков британской технологической компании.
Компания, основанная серийным предпринимателем Алексом Честерманом, завершит многомиллиардное слияние Spac с Ajax I, инвестиционной компанией, зарегистрированной в США, и завтра объединенная компания дебютирует на Нью-Йоркской фондовой бирже. Сделка должна сделать Честермана миллиардером, который основал Lovefilm до того, как компания была продана Amazon за 200 миллионов фунтов стерлингов, и разместил сайт недвижимости Zoopla стоимостью 900 миллионов фунтов стерлингов в 2014 году до его продажи через частный акционерный капитал четыре года спустя.
Оценка Cazoo в 8 миллиардов долларов (6 миллиардов фунтов стерлингов), когда сделка была согласована в марте, составила бы долю Честермана примерно в 1,8 миллиарда долларов, что сделало бы его одним из самых богатых основателей британских технологий. Это также привело бы к большой зарплате для раннего инвестора лорда Ротермира, газетного магната, стремящегося сделать DMGT, издателя Daily Mail, частной.
Оценка привлекла внимание отчасти из-за скорости, с которой она была проведена. Основанная менее трех лет назад, Cazoo была оценена в $ 1 млрд всего 14 месяцев назад, то есть ее стоимость выросла в семь раз за девять месяцев до марта, когда было объявлено о сделке.
Это награда за высокий рост: во втором квартале года выручка Cazoo выросла в семь раз. Но скептикам этого вряд ли достаточно, чтобы оправдать многомиллиардную цену.
Листинг Cazoo должен сделать миллиардером основателя и серийного предпринимателя Алекса Честермана.
Предложение компании инвесторам простое: миллиарды фунтов покупок переместились через Интернет, но большинство подержанных автомобилей по-прежнему продаются по старинке. В то время как 52% бытовой электроники и 22% мебели покупаются через Интернет, только 2% автомобилей покупаются в Интернете.
И это несмотря на очевидно огромный спрос, который резко вырос во время Covid: компания указывает на опросы, согласно которым почти две трети потребителей будут покупать подержанные автомобили в Интернете по сравнению с чуть более третью до пандемии.
«Алекс знает, как перевернуть индустрию», — говорит Аллиотт Коул, со-исполнительный директор Octopus Ventures, вложивший средства в первый сбор средств компании в 2018 году. «Мы мгновенно поддержали его, просто взглянув на стопку слайдов».
Клиенты и существующие инвесторы могут в восторге от компании, но убедить Уолл-стрит было непросто. Более 70% инвесторов в Ajax I, инструмент с «пустым чеком», с которым компания сливается, предпочли получить свои деньги обратно, а не стать акционерами. Высокие уровни погашения типичны для Spacs, но у Cazoo они были выше среднего.
В преддверии завершения сделки в четверг акции Ajax I оценивались в чуть более 7 миллиардов долларов, что примерно на 1 миллиард долларов меньше, чем на момент объявления о сделке в марте.
Любое понижение оценки может спровоцировать злорадство среди существующих дилеров, которые связывают сделку с Cazoo с бурным рынком технологий, а не с основами бизнеса.
Его оценка привела к тому, что боссов автомобильных дилеров на недавнем отраслевом мероприятии приветствовали как «будущих миллиардеров», при этом шутка заключалась в том, что если стоимость Cazoo девятизначная, то нынешние операторы сильно недооценены.
В Великобритании в 2020 году было продано 1,63 миллиона новых автомобилей — год, когда производительность была снижена из-за ограничений. Долгосрочное среднее значение ближе к 2 млн. Рынок подержанных автомобилей намного больше, примерно 8 миллионов человек ежегодно переходят из рук в руки.
Сделки с подержанными автомобилями в Соединенном Королевстве
Pendragon, одна из крупнейших дилерских групп в Великобритании, имеет около 160 торговых точек и, согласно ее последним годовым результатам, продала 91 000 подержанных автомобилей и 55 000 новых, на сумму более 2,9 миллиарда фунтов стерлингов. Его рыночная стоимость составляет чуть более 260 миллионов фунтов стерлингов.
Cazoo, напротив, недавно объявил о продажах во втором квартале 10 692 автомобилей. Ожидается, что в этом году продажи составят 698 миллионов фунтов стерлингов, что составляет менее четверти от продаж Pendragon, хотя, по прогнозам, в 2024 году они вырастут до 5,9 миллиарда фунтов стерлингов. Однако до прибыли останутся годы.
Перед пандемией отрасль автомобильных дилеров, несомненно, медленно приспосабливалась к сети, полагаясь на сдержанность потребителей при переходе в Интернет за покупкой, которая, вероятно, станет их второй по величине покупкой после дома.
«Люди хотят надрать шины», — говорит Джеймс Бэтчелор, главный редактор отраслевого издания Car Dealer, который недавно отказался от покупки автомобиля в Интернете, когда обнаружил повреждения автомобиля, которые не были обнаружены в Интернете.
Также может возникнуть проблема с поиском достаточного количества автомобилей для продажи. Остановка производства, вызванная глобальной нехваткой полупроводников, означает, что покупатели, неспособные покупать новые автомобили, были вытеснены на почти новый рынок, что привело к беспрецедентному росту цен и, в свою очередь, к увеличению запасов.
Эта проблема не так уж и плоха для установленных дилеров, которые поддерживают отношения с производителями, которые их поставляют, но компании, специализирующиеся на подержанных автомобилях, могут столкнуться с проблемами.
«Тот, кто контролирует поставки новых автомобилей, контролирует подержанные автомобили», — говорит Дакш Гупта, глава Marshall Motors, еще одного крупного британского дилера. Маршалл получает 70% из 44 000 подержанных автомобилей, которые она продает ежегодно, через отношения с производителями, когда клиенты заканчивают с ними договоры аренды. Эти отношения могут быть более важными, поскольку электромобили завоевывают долю рынка.
«Производители вложили сотни миллиардов в электромобили и хотят более тесных отношений с покупателями», — говорит Гупта.
Продажи автомобилей в Великобритании в 2020 и 2019 гг.
Есть также анекдотические рассказы о том, что Cazoo, возможно, не так хорошо осведомлен о знаменитой быстрорастущей отрасли подержанных автомобилей.
«Есть истории о том, что известные дилерские группы понимают, что алгоритмы ценообразования Cazoo не успевают за рынком», — говорит один из источников.
«Я знаю, что некоторые покупают в Cazoo автомобили, которые дешевле, чем можно было бы купить на аукционе. Затем они продают их на своих площадках ».
Предложение Cazoo инвесторам вместо этого сосредоточено на его способности привлекать клиентов, указывая на широкую узнаваемость бренда, чему способствует спонсорство команд Премьер-лиги Aston Villa и Everton. Эта стратегия сработала для Amazon, которая использовала миллионы своих клиентов для оказания сильной поддержки поставщикам.
У компании есть история роста. Он продвигается во Францию и Германию и планирует завоевать большую часть Европы. Сторонники также указывают на оценку американского конкурента Carvana в $ 61 млрд.
Для Коула, инвестора венчурного капитала, нет причин, по которым Казу не мог бы следовать за ним.
«Европейские предприниматели теперь приобретают привычку строить бизнес, который будет устойчивым и масштабируемым до нескольких десятков миллиардов», — говорит он.
«Я не вижу причин, по которым здесь этого не будет».
Свежие комментарии