Мел Гибсон играет Макса Рокатански в антиутопическом боевике Безумный Макс Кредит: Warner Bros
«Этот безумный цирк там, я начинаю получать от него удовольствие … больше на той дороге, и я один из них, понимаешь? Смертельное безумие.
Выступая в первом фильме «Безумный Макс», Безумный Рокатанский, которого играет Мел Гибсон, еще не был легендарным дорожным воином из сиквелов, подпитываемым местью. Скорее, Макс все еще был будущим копом и семьянином с детским лицом. Но один на пути к столкновению с бандой байкеров-убийц в почти апокалиптической Австралии.
Предупреждение Безумного Макса о «безумном безумии» могло быть пугающим пророческим — и для нас тоже. Мало кто скажет, что они начинают наслаждаться безумным цирком британских дорог (особенно дорогами вокруг бензозаправочных станций), но были проведены сравнения между Британией и фильмами о Безумном Максе: беспощадная антиутопическая пустошь с неутолимой жаждой топлива.
Сравнения проводятся в свете появившихся комментариев бывшего секретаря Брексита Дэвида Дэвиса. В 2018 году он заверил бизнес-лидеров, что Британия не погрузится в «мир в стиле Безумного Макса». Хорошо, мы еще не так уж плохи — меньше апокалиптической бойни, больше длинных очередей в гараже и много гудков.
Именно в «Безумном Максе 2» нехватка бензина начинает по-настоящему подпитывать действие. Племена воюют из-за черной материи, получившей название «гуцолин», в той своеобразной манере, которую австралийцы любят называть вещами. Но оригинальный сценарист Джеймс МакКосленд подтвердил, что даже на первый фильм «Безумный Макс», ставший самым успешным австралийским фильмом всех времен, повлиял нефтяной кризис 1973 года.
Переполненный горем и гневом после смерти своей семьи, Рокатанский продолжает бдительность Фото: Orion Pictures
«Пара нефтяных забастовок, поразивших многие насосы, показала, с какой жестокостью австралийцы будут отстаивать свое право заправить цистерну, — писал МакКосленд в 2006 году. очередь встретила грубое насилие ».
Когда Джеймс МакКосленд вместе с Джорджем Миллером (соавтором и режиссером «Безумного Макса») прибыл на борт, чтобы руководить сценарием, Маккосленд был журналистом с нулевым опытом написания фильмов — всего лишь одним из примеров краткой работы, которой был Безумный Макс.
Фильм, превративший Мела Гибсона в звезду, был снят в духе бурного беззакония, которое изображается на экране: машины врезаются друг в друга; угнанные автострады; и оператор, привязанный к мотоциклу, разгоняющемуся со скоростью более 100 миль в час.
Первоначальная идея пришла из реальной дорожной бойни. Джордж Миллер потерял друзей-подростков в дорожно-транспортных происшествиях; позже он работал врачом в A&E и был обеспокоен тем, как ужасные травмы, полученные в результате дорожно-транспортных происшествий, обрабатывались так бережно. Резня нормализовалась. «В Австралии у нас есть автомобильная культура, как у американцев — культура оружия», — сказал он позже. «Культ автомобиля. Насилие на машине ».
Партнер Миллера по кинопроизводству Байрон Кеннеди — соавтор и продюсер первых двух фильмов о Безумном Максе — вспоминал, что 23 человека были убиты на австралийских дорогах за один уик-энд в 1975 году. Однако это было еще не все. «С другой стороны, я просто люблю боевики, — сказал Джордж Миллер Wired в 2015 году. — Для меня наиболее универсальный язык и самый чистый синтаксис кино — это боевики».
Миллер считал их сюжетную идею «слишком гиперболической» для реального мира, в то время как их ничтожный бюджет в 350 000 долларов, собранный через консорциум друзей, семьи и инвесторов, не смог бы собрать тотальный футуристический мир. Вместо этого первый «Безумный Макс» будет происходить «через несколько лет»: некая не слишком далекая реальность, где почти бесконечные заброшенные шоссе ведут в полуразрушенные города.
Гибсон с коллегой по фильму «Безумный Макс» Стивом Бисли, который играет Джима «Гусь» Рейнса Кредит: Alamy Stock Photo
Обычные загородные дома выделяются на заднем плане, контрастируя с не совсем антиутопическим пейзажем. Действительно, самая футуристическая вещь в оригинальном Mad Max — это полностью кожаная форма, которую носят полицейские — на самом деле сделанная из винила, потому что бюджет не растягивается на кожу. «В конце дня приходилось выжимать боксеры», — сказал Мел Гибсон о ношении пластикового снаряжения при и без того палящей температуре.
Фильм начинается с того, что Макс — главный преследователь шоссе из Главного патруля — преследует убийцу полицейского по имени Найтрайдер через несколько мучительных неудач. Миллер и Ко врезались друг в друга автомобилями и разбивали обломки на дороге, не соблюдая правила техники безопасности и охраны труда.
(Показательный пример: автомобиль с ракетой в задней части, которая не попала в цель и помчалась к команде; грузовик скатился с насыпи и чуть не раздавил операторов; и каскадер взлетел на импровизированную посадочную площадку из матрасов и картона. .)
«Ночной всадник» принадлежит к банде байкеров, в том числе безумному, но странно-комедийному Тоекаттеру (Хью Киз-Бирн, который вернулся, чтобы сыграть Бессмертного Джо в продолжении 2015 года, «Безумный Макс: Дорога ярости»). Банда терроризирует людей, куда бы они ни пошли, похищая надувного розового слона, а также беспричинное насилие — например, сжигает заживо лучшего друга Макса, Гуся (Стив Бисли). Когда Тоекаттер косит жену и ребенка Макса, заставляя Макса выполнять миссию ультра-жестокой мести, отчасти потому, что она ткнула ему в лицо мороженое.
Производство было настолько ограниченным, что вместо перевозки мотоциклов из Сиднея в Мельбурн, где снимался фильм, панк-актеры фактически ездили на мотоциклах всю дорогу. Они вспомнили, как испытывали настоящую «ненависть» местных жителей, когда они катались по разным городам по пути — как в фильме.
Они настолько влезли в роли, что вели себя как настоящая банда за кадром: они насмехались над актерами, играющими полицейских — или «бронзовыми», названными в честь их бронзовых полицейских значков, — и писали записки с угрозами Мелу Гибсону кровью (настоящей или фальшивая кровь, в зависимости от того, кто рассказывает историю). Они также разъезжали в колонне. Когда с выхлопных труб были сняты шумопоглощающие перегородки, можно было слышать, как мотоциклы грохочут по Мельбурну.
Производство было ввергнуто в хаос всего через четыре дня, когда координатор трюков Грант Пейдж и актриса Рози Бейли, которая изначально играла роль жены Макса, были ранены в аварии на мотоцикле.
Рози Бейли сломала ногу и была заменена, а Грант Пейдж выписался из больницы через два дня. «Со своим прыжком, своей тростью, заляпанным носом, сломанными ребрами и мочой кровью», — сказал актер Дэвид Брэкс в документальном фильме «Безумие Макса». Пейдж выполнял трюки независимо от травм — даже в инвалидной коляске.
Настоящим дорожным воином оригинального фильма был Джордж Миллер. Без реального опыта в кино, кроме нескольких короткометражек, он был абсолютно раскован. Он нарушил правила кинопроизводства и вступил в конфликт с командой, которая имела формальный опыт работы в теледраматургии. «Это не было похоже на фотографирование», — сказал Миллер о создании фильма. «Он пытался вовлечь камеру в действие».
Том Харди в роли Макса Рокатански в фильме 2015 года «Безумный Макс: Дорога ярости».
Постановка также нарушила действующие юридические правила: арт-директор признался в краже реквизита и возвращении его после того, как он был использован; и съемочная группа закрыла дороги без законного разрешения — они просто выпрыгнули, чтобы задержать движение, и сняли свои сцены — пока полиция Мельбурна не заинтересовалась фильмом и не помогла. По словам Миллера, дежурная полиция блокировала проезжие части и провожала автомобили.
Миллер хотел, чтобы действие было немым — фильмом, в котором есть звук. «Меня особенно поразили фильмы Бастера Китона и Гарольда Ллойда, — сказал Миллер. «И те очень кинетические фильмы-экшн-монтаж, которые они сделали… Я видел боевик, особенно автомобильный боевик, как продолжение этого».
Спустя более 40 лет Безумный Макс остается странным, обезоруживающим опытом: безжалостные автомобильные погони и взрывное насилие в сочетании с комедией и любопытными интермедиями. Фильм и технически движущий, и чистый мусор (в смысле эксплуатации, то есть — или, если быть точным, Ozploitation). Все дороги в «Безумном Максе» ведут в неожиданные места.
В конечном счете, «Безумный Макс» — это путешествие к эволюции морали. Зритель твердо сидит на водительском сиденье для мести Макса — крестового похода насилия, который так же глубоко тревожит, как и приносит удовлетворение.
За рулем своего V8 Pursuit Special — усиленного XB GT Ford Falcon Coupe 1973 года (Макс все еще водит версию автомобиля к тому времени, когда он превращается в Тома Харди для Fury Road) — Макс устраняет банду и раздает Наказание, похожее на пилу, для протеже Токаттера, мальчика Джонни (Тим Бернс). Приковав мальчика Джонни наручниками к лодыжке, которая вскоре должна была взорваться, Макс дает ему выбор: отрубить ногу или сжечь заживо.
«Он человек, который делает то, чего ему не следует делать», — размышлял Тим Бернс, говоря в «Безумии Макса». «То есть, что он человек, которому дан моральный выбор, он становится сумасшедшим убийцей. Полицейский убивает в этом фильме больше людей, чем кто-либо ».
Однако «Безумный Макс» далеко ускользнул из-под контроля Миллера во время производства. Он описал это как «ужасный, горький опыт» и был одержим каждым кадром и ошибкой, когда монтировал фильм в течение года. «Я чувствовал себя полностью побежденным первым« Безумным Максом », — сказал он Австралийскому экрану. «Я чувствовал, что фильм нельзя будет выпустить в прокат… для меня загадка, почему фильм все еще работает».
Безумный Макс действительно сработал. Он заработал более 100 000 долларов и однажды был записан в Книге рекордов Гиннеса как самый прибыльный фильм в истории. Комиссия по кинематографии Австралии заявила, что «Безумный Макс» заработал больше денег, чем каждый австралийский фильм за предыдущие 50 лет вместе взятых.
Миллер вспоминал феномен его успеха: «Я смотрел, как фильм обошел весь мир и стал хитом практически во всех культурах, кроме Соединенных Штатов [где он имел ограниченное распространение и был дублирован с американским акцентом]. В Японии его назвали фильмом о самураях и сказали: «Ты должен знать Куросаву». Я никогда не слышал о Куросаве. Во Франции сказали: «О, это вестерн на колесах». В Скандинавии сказали: «Он викинг»… Я начал понимать, что каким-то образом там происходит что-то еще, и это осознание того, что существует коллективное бессознательное. Что существует мифология, и по сути Безумный Макс был своего рода странной австралийской версией этого ».
Опираясь на «Героя с тысячью лиц» Джозефа Кэмпбелла — об архетипическом герое и его путешествии — Миллер включил мифологию в сиквел 1981 года, «Безумный Макс 2» («Воин дороги в США»). К настоящему времени Макс — одинокий герой — «закрытый человек», как сказал Мел Гибсон — в мире, который погрузился в полномасштабный апокалипсис, истощенный топливным голодом.
Безумный Макс 2, потрясающе снятый Дином Семлером в глубинке пустыни Брокен-Хилл, описанной закулисным доктором как «последний пограничный город Австралии», представляет собой усиленный вестерн, созданный из мусора и остатков ныне вымершего цивилизация и рвота для гуццолена. Но все равно отчетливо, блестяще австралиец. (Соседская игра и одичавший ребенок с острым бумерангом, кто-нибудь?)
Макс, едущий в город на своем V8, спасает поселение нефтеперерабатывающего завода от невменяемых варварских мародеров, которым нужно их топливо.
Харди с Шарлиз Терон, которая играет Императора Фуриосу, по фильму «Дорога ярости» Фото: AP
Соавтор сценария Терри Хейс вспоминал, что его вдохновил нефтехимический завод, мимо которого они с Миллером гуляли в Вестерн-Порт-Бэй. «Мы представили этот изолированный завод в мире, который сломался, где нефть была единственным средством обмена», — сказал Хейс в интервью 1981 года.
Макс ведет поселенцев в апокрифический рай с их топливозаправщиком, прицепленным к задней части грузовика Mack Truck, в то время как его преследует лорд Хумунгус (Кьелл Нильссон) — как S&M Джейсон Вурхиз с его хоккейной маской и бочкообразным сундуком с кожаными ремнями — гремящая 20-минутная погоня по пустыне. Это гигантский боевик, хотя теперь он кажется простым тест-драйвом Mad Max: Fury Road.
В документальном фильме запечатлены два ужасно неудачных трюка во время «Безумного Макса 2». Один каскадер слетел с мотоцикла в неправильном направлении и повредил ногу; металлический стержень, вставленный ему в ногу после предыдущей аварии, был согнут под углом 20 градусов. Он по-прежнему снял законченный фильм, один из более чем 200 трюков.
Миллер сказал, что в «Безумном Максе 2» он «столкнулся с [своей] неудачей» в оригинальном фильме. Это, безусловно, редкое продолжение, которое превосходит оригинал — огромный скачок вперед в видении, построении мира и бюджете. (Сравнительно) колоссальные 4,5 миллиона долларов были более чем в десять раз выше бюджета оригинала, что делало «Безумный Макс 2» самым дорогим австралийским фильмом, когда-либо созданным в то время.
Макс вернулся в 1985 году для съемок трех квелов «Безумный Макс за Громовым куполом» с камео и музыкальной темой от Тины Тернер. Джордж Миллер неохотно вошел в Громовой Купол. Всего двумя годами ранее его друг и продюсер Байрон Кеннеди погиб в результате крушения вертолета.
Безумный Макс прошел странное путешествие, от жестокости в мусоре до перезагрузки Тома Харди, через нафигную трель Тины Тернер. Сам мальчик Джонни — он же Тим Бернс — дал понять, почему мы продолжаем вызывать мир Безумного Макса, что, вероятно, звучит правдоподобно для любого, кто сейчас находится на грани безумия без топлива. «Это стало своего рода модной фразой, которая означает что-то неконтролируемое», — сказал он. «Половина на самом деле, но выливается в такого рода хаос».
Свежие комментарии