Никола Стерджен хочет провести второе голосование по вопросу независимости Шотландии к 2023 году Фото: Фрейзер Бремнер / Pool / Getty Images Europe
Судебные эксперты считают, что решение Верховного суда о том, что правительство Николая Стерджена превысило свои полномочия, может «торпедировать» ее планы по организации референдума о независимости без согласия Вестминстера.
Пять старших судей, включая лорда Рида, председателя суда Шотландии, единогласно установили, что два законопроекта, принятые MSP в марте, несовместимы с Законом Шотландии 1998 года, лежащим в основе передачи полномочий.
Они заявили, что четыре части законопроекта о правах детей и два положения в одном о местном самоуправлении выходят за рамки законодательной компетенции парламента, поскольку они возлагают обязанности на министров Великобритании в заповедных зонах.
Счета вернутся в Холируд и могут быть снова рассмотрены MSP на «стадии пересмотра», чтобы привести их в соответствие с решением суда.
Но профессор Адам Томкинс, председатель кафедры публичного права Джона Миллара в Университете Глазго и бывший член парламента от консерваторов, сказал, что это постановление «вполне может оказаться подрывом любого аргумента о том, что Холируд может издавать законы в одиночку» для второго референдума о независимости.
В статье для The Telegraph он сказал: «Это постановление, которое вредит любому националистическому тщеславию, что когда-либо может существовать путь к законному референдуму о независимости без явного согласия Вестминстера».
Один из самых выдающихся юридических деятелей Великобритании, который не пожелал называть своего имени, сказал Scottish Legal News, что «это решение может шокировать SNP», поскольку оно, похоже, показывает, что «консультативный» референдум, проводимый Холирудом, будет незаконный.
Депутат от SNP Ангус МакНил сказал, что это решение было «очень плохой новостью» для «плана А» г-жи Стерджен о проведении собственного референдума, если правительство Великобритании продолжит его блокировать.
Решение Верховного суда также вызвало обвинения консерваторов в том, что г-жа Стерджен «цинично» устроила предвыборный скандал с Вестминстером из-за законопроекта о правах детей в надежде повысить поддержку SNP.
Г-жа Стерджен хочет провести еще один референдум о разделении в течение двух лет и изложила планы проведения собственного голосования, если Борис Джонсон откажется передать необходимые юридические полномочия.
Тем не менее, это вызвало бы судебный иск со стороны правительства Великобритании, поскольку конституционные вопросы оставлены за Вестминстером. Считалось, что министры СНП будут утверждать, что чисто «консультативный» референдум будет законным.
Но профессор Томкинс сказал, что решение Верховного суда было «убедительным подтверждением извечного принципа суверенитета» Вестминстерского парламента.
Ссылаясь на голосование «против» на референдуме 2014 года, он сказал: «Верховный суд помог гарантировать, что нас не заставят повторять этот ответ до тех пор, пока и Холируд, и Вестминстер не согласятся, что вопрос следует задать люди еще раз «.
Оба законопроекта, занимающие центральное место в юридическом ряду, направлены на включение международных договоров, подписанных Великобританией, в законодательство Шотландии.
Первым из них является законопроект о Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка (КПР) (об инкорпорации) (Шотландия), который устанавливает юридические требования к государственным органам по соблюдению определенных стандартов в отношении прав детей и дает шотландским судам право решать, следует ли принимать закон. совместим с ними.
Второй — это закон о Европейской хартии местного самоуправления (инкорпорации) (Шотландия).
Однако юристы правительства Великобритании заявили, что закон может быть изменен или отменен в парламентские акты из-за противоречий с законодательством Шотландии. Они утверждали, что это будет «ниспровержение» деволюции, при которой Вестминстер остается суверенным.
Алистер Джек, шотландский секретарь, написал правительству SNP до принятия двух законопроектов, указав на потенциальные проблемы и предложив поправки.
После того, как его предупреждения были проигнорированы, правительство Великобритании подало в суд на «многочисленные и очевидные» проблемы, связанные с законодательством, при этом объявление должно было быть сделано во время избирательной кампании Холируд.
Алистер Джек, шотландский секретарь, написал правительству SNP до принятия двух законопроектов, указав на потенциальные проблемы.
Хотя г-н Джек ясно дал понять, что действие было продиктовано законностью законопроектов, а не их сущностью, г-жа Стерджен утверждала, что это «морально противно», и утверждала, что тори пытались «защитить свою способность издавать законы / действовать таким образом, чтобы нарушать закон». права детей в Шотландии «.
В среду первый министр настаивал на том, что из решения Верховного суда следует, что полномочия Холируд «лишают нас возможности полностью защищать права детей, даже в децентрализованных областях. Если бы наш парламент был независимым, такие ограничения не применялись бы».
Однако Дональд Кэмерон, секретарь теневой конституции шотландских тори, заявил, что приговор подтвердил, что «SNP позорно использовала права детей для участия в националистических играх».
Он добавил: «SNP стремилась политизировать его с самого начала. Они цинично спроектировали и манипулировали сроками принятия законопроекта, чтобы облегчить предвыборный трюк, вызвав недовольство правительства Великобритании».
Верховный суд заявил, что законопроект UNCRC «имеет целью изменить» ключевой раздел Закона Шотландии, который предусматривает передачу полномочий, но «сохраняет за парламентом Великобритании право принимать законы для Шотландии».
Обнародовав решение, лорд Рид заявил, что правительство Шотландии не оспаривает, что один раздел законопроекта «выходит за рамки законодательной компетенции шотландского парламента».
Г-н Джек приветствовал это решение, заявив: «Мы продолжим работать совместно с шотландским правительством, чтобы решить любые проблемы, связанные с компетенцией будущего законодательства о шотландском парламенте».
Джон Суинни, заместитель первого министра, сказал: «Хотя мы полностью уважаем решение суда, оно обнажает слабость и ограничения урегулирования вопроса о передаче полномочий. Решение означает, что шотландский парламент не имеет полномочий принимать законы. он считает необходимым полностью обеспечить защиту прав детей Шотландии «.
Свежие комментарии