Питер Джексон отомстил за бычье поведение Харви Вайнштейна, вылепив Готмога в «Возвращении короля» из его черт.
Харви Вайнштейн, кричащий об убийстве синего цвета, не был чем-то необычным в офисах Miramax Pictures в центре Манхэттена в конце девяностых. Однако это был новый опыт для новозеландского режиссера Питера Джексона, его жены и писательницы Фрэн Уолш.
Они были в Нью-Йорке на решающей встрече с Вайнштейном, который стремился продюсировать предложенную Джексоном адаптацию «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкина. Но встреча приняла неожиданный оборот, когда магнат начал громко ругаться, затем встал и зашагал из комнаты в коридор. Через несколько минут, все еще выругавшись, вернулся Вайнштейн, сжимая что-то блестящее и металлическое.
«Мы услышали звук шагов и сквозь матовое стекло увидели силуэт Харви в стиле Альфреда Хичкока, марширующего обратно по коридору», — вспоминал Джексон. «Он вошел в комнату с Оскаром, который только что получил за« Английский пациент ».
Вайнштейн хлопнул статуэткой по столу и закричал: «Кто знает, черт возьми, больше о сценарии — ты или я».
Эти слова были адресованы не Джексону или Уолшу, а брату Вайнштейна и деловому Бобу, с которым у Харви были непостоянные отношения. Яростный спор между ними начался, когда они обсуждали сценарий предлагаемого новозеландцами сериала «Властелин колец» из двух фильмов. Джексон смотрел в окно и никогда не чувствовал себя дальше от дома.
У Боба и Харви Вайнштейнов всегда были непостоянные отношения.
Вскоре вся сила легендарного гнева Вайнштейна была направлена на режиссера. Задолго до того, как он прославился как сексуальный хищник, Вайнштейн был печально известен в Голливуде своей агрессией, бахвальством и мстительной полосой по ширине реки Андуин. И хотя Джексон, конечно, в конечном итоге привел «Властелина колец» в мировые мультиплексы с New Line Cinema, роль Вайнштейна в этой сказке, которая выросла в повествовании, кажется, слегка травмировала Джексона.
Перефразируя известных поп-эльфов The Corrs, если Вайнштейн был забыт, ему не простили. И Джексон отомстил в последней части саги «Возвращение короля» 2003 года, создав Готмога, ярого орка-хулигана. Кривой улыбкой и властными манерами громкий лейтенант Мордора безошибочно напоминает некоего сидящего в тюрьме городского продюсера, которого Джексон недавно охарактеризовал как способного к «мафиозному бандитизму». Все это объяснил сам Фродо, Элайджа Вуд, в новом интервью подкастеру Даксу Шепарду.
«Он видел эти маски орков. И одна из масок орков — и я это отчетливо помню — была создана, чтобы выглядеть как Харви Вайнштейн, что-то вроде ебли тебя, — сказал Вуд. — Думаю, сейчас об этом можно говорить, — сказал Вуд. «Этот парень чертовски заключен в тюрьму. Трахни его. «
Вайнштейн и Джексон впервые пересеклись в 1994 году, когда «Мирамакс» заключила сделку о распространении художественного хита режиссера «Небесные создания» в Соединенных Штатах. В рамках этой договоренности Джексон и Уолш договорились о сделке «первого взгляда» с Вайнштейном для их следующего фильма.
Безошибочное сходство: кривая улыбка орка
Джексон не особо радовался работе с властным Вайнштейном. Тем не менее, договоренность пошла бы ему авансом наличные, и Джексон отчаянно нуждался в этих средствах. В рамках процесса создания Небесных существ он и Уолш основали компанию по производству спецэффектов Wētā, и для ее работы требовался доход (они чувствовали себя обязанными своим сотрудникам).
Когда Джексон размышлял о сделке и о том, как он мог бы продолжить работу с Вайнштейном, ему неожиданно позвонили. Опыт режиссера в области ужасов привел к тому, что он работал над (к тому времени отмененным) фильмом-антологией «Сказки из склепа», продюсером которого выступил Роберт Земекис. И теперь Земекис звонил совершенно неожиданно, чтобы сказать, что он хочет превратить «Рассказы Джексона из сценария Склепа», условно названного «Ужасающие», в полнометражный фильм, который будет сниматься в Новой Зеландии на FX by Weta.
Джексон был в восторге. И сразу забеспокоился. Ему придется уговорить Вайнштейна отложить сделку с их первым просмотром, чтобы он мог снимать «Ужасов» с Земекисом и Universal Pictures. Вайнштейн согласился, хотя и не без шума.
Universal расценили «Ужасающих» как потенциальный успех, особенно когда Майкл Джей Фокс был брошен на главную роль паранормального детектива. Увидев Джексона как потенциально нового Спилберга, они бросили второй пряник. После завершения «Ужасов» они хотели, чтобы Джексон снял фильм своей мечты: римейк «Кинг-Конга». Они даже согласились немедленно начать предварительную съемку в Конге. Вскоре сотрудники Wētā стали обезьянничать в Веллингтоне, создав концепт-арты и реквизиты для перезагрузки King.
После последствий: Вайнштейн и Джексон остались вежливыми и вместе прибыли на премию Orange British Academy Film Awards в 2004 г. Фото: Getty
Тем временем Джексон придумал потенциальный проект для своей сделки с Вайнштейном. Он думал, что Мирамакс заинтересуется большой фантастической эпопеей. Но каждая история, которую набросали Джексон и Уолш, заканчивалась по сути грабежом «Властелина колец». Почему бы просто не передать Вайнштейну классику Толкина?
Вайнштейн был заинтригован, особенно предложением Джексона сначала адаптировать «Хоббита» и, в зависимости от его успеха, сделать «Властелин колец» двумя фильмами. Он занялся получением прав у Сола Зэнца, который продюсировал анимационный фильм Ральфа Бакши 1978 года «Властелин колец».
Хорошей новостью было то, что Вайнштейн работал с Заентцем над «Английским пациентом». Это также было плохой новостью, поскольку Зенц был огорчен этим опытом и не хотел снова сотрудничать с Miramax.
А потом появился Конг. Во второй раз Джексону пришлось сказать непостоянному Вайнштейну, что он откладывает их сделку по разработке. Вайнштейн взорвал предохранитель и потребовал от Universal сделать его сопродюсером Конга. Чтобы успокоить Мирамакса, студия также согласилась передать Вайнштейну права на «Влюбленный Шекспир» Тома Стоппарда, сценарий, который он давно жаждал.
Тем временем наступало лето 1996 года, и Universal была уверена, что у них есть огромный успех с The Frighteners. Однако Джексон и Уолш начинали чувствовать тошноту. «Юниверсал» нарисовал карандашом в первые выходные 19 июля. Но прошло всего две недели после выхода научно-фантастического блокбастера «День независимости», который обязательно убрали. Что еще хуже, The Frighteners откроются в тот же день, что и Олимпийские игры в Атланте.
Они сказали Universal, что Олимпийские игры уничтожат их потенциальную аудиторию. В студии сказали, что не беспокойтесь об этом. Но когда «Страшилки» открылись, худшие опасения Джексона и Уолша оправдались, поскольку кассовые сборы в США составили всего 16 миллионов долларов. Даже со скромным бюджетом в 23 миллиона долларов The Frighteners оказались в минусе.
Питер Джексон в конечном итоге сделал Кинг-Конг в 2005 году на студии Universal Pictures.
Куда это оставил Кинг-Конг? Оказалось, что вверх по дереву нет пути вниз. Вернувшись в Новую Зеландию, Wētā все еще находились на стадии подготовки к производству. Однако проверки со стороны Universal внезапно прекратились. Джексон собирался лететь 27-часовым рейсом в Лондон, чтобы продвигать Frighteners, когда ему начали звонить из бухгалтерии Wētā и Wingnut, его продюсерской компании. Сотрудники гадали, когда придут их платежные ведомости?
Он приземлился в Лондоне, измученный и раздраженный. Звонок генеральному директору Universal Кейси Сильвер не успокоил его. Кейси посоветовал Джексону отложить сценарий Конга на задний план и прийти еще раз. Чего он не сказал вслух, так это того, что Universal была напугана новостью о том, что новый фильм «Годзилла» готовится к выпуску и должен выйти примерно в то же время, что и великий обезьяний Джексон.
Джексон знал, что Конг мертв. Отменив свою рекламную деятельность в Лондоне, он вернулся в Новую Зеландию. Во время полета, разочарованный и раздраженный, он выудил копию «Властелина колец», читая прелюдию «О хоббитах», пока не потерял сознание от изнеможения.
Кинг-Конг был консервирован. А теперь Джексону внезапно захотелось снова поработать с Вайнштейном. К счастью, Miramax все еще был открыт для ведения бизнеса. Так Джексон и Уолш оказались в Нью-Йорке на встрече, в которой Харви агрессивно махал Бобу статуэткой Оскара.
Харви и Боб показались Джексону странной парой. Харви прочитал и «Властелин колец», и подробный сценарий, написанный Джексоном. Другое дело его брат. «Боб никогда не читал эту книгу и отчасти гордился этим», — цитирует Джексона в книге Брайана Сибли «Питер Джексон: путешествие кинематографиста». «Поскольку он ничего не знал о« Властелине колец », Боб собирался стать« логическим полицейским »».
У него тоже были предложения. Во-первых, эмоциональные ставки можно было повысить, убив одного из четырех хоббитов, вышедших из Шира. Фродо, Сэм, Пиппин или Мерри — Джексон мог выбирать, кого хотел, но один должен был умереть. «Мы должны убить хоббита», — прокомментировал он. Боб также чувствовал, что история Толкина была, по сути, ремейком военного фильма «Пушки Навароны», что, по его оценке, было плюсом.
Убивать хоббитов — это одно. Одним из аспектов производства, от которого Miramax не отказывался, был бюджет. Поскольку права на «Хоббита» оказались недоступными, Джексон и Уолш предложили две экранизации. Для Miramax это устраивало — при условии, что объединенный бюджет составлял 75 миллионов долларов. Они не сказали этого вслух, но это была максимальная сумма, которую их владельцы, компания Disney, позволили им потратить.
Вернувшись в Новую Зеландию, Джексон, Уолш и Вета начали предварительную подготовку своих двух сценариев — «Братство кольца» и «Война кольца». По сути, фильмы были «Властелином колец на ракетных ботинках»: все происходило в спешке, от Шира до романа Арвен и Арагона, в то время как леденящее кровь вступительное повествование Галадриэль было произнесено Фродо позже во время работы.
Джексон быстро жил, дышал и мечтал о Средиземье. Он преодолел нежелание Вайнштейнов работать с иллюстратором Джоном Ли, который был близок к Толкиновскому поместью (которого они были полны решимости держать на расстоянии). И он прожигал их наличные — затраты на подготовку к съемкам взлетели до 15 миллионов долларов.
Вскоре наступила гниль. Полагая, что фантастический фильм обречен на провал, Дисней оказал давление на Miramax, чтобы урезать бюджет. А Джексон столкнулся с голливудскими руководителями, которых Вайнштейны отправили в Новую Зеландию, чтобы наблюдать за Weta.
В конце концов Джексон и Уолш поняли, что невозможно снять два фильма «Властелин колец» за 75 миллионов долларов. Особенно с учетом 15 миллионов долларов, уже находящихся под мостом. За такие деньги просто не сделать фантастический блокбастер.
Недостаточно уязвим: Фродо Кредит: New Line Cinema
А потом их снова вызвали в Нью-Йорк на другую встречу. Это сильно отличалось от относительно дружелюбной болтовни с Вайнштейнами несколько лет назад. Теперь комната была заполнена руководителями. Однако Боб Вайнштейн отсутствовал. Харви сказал, что его брат был «яростно зол» и «отказался тратить больше времени» на Джексона.
«Атмосфера была ужасной», — вспоминает Джексон в книге «Питер Джексон: Путешествие кинематографиста». «С обеих сторон было много гнева, и в воздухе витали угрозы судебного иска».
На этот раз записи Мирамакса были ужасающими. Фродо, как в оригинальном романе, так и в сценарии Джексона, был неудовлетворительным героем, поскольку у него «не хватало моментов уязвимости». А коварный волшебник Саруман просто не работал. Ему нужно было больше походить на Дарта Вейдера из «Звездных войн» — главного злодея с Сауроном в роли Императора, туманно кудахчущего на заднем плане.
Настоящим камнем преткновения было то, что Джексон настаивал на двух фильмах. Вайнштейну нужен был только один — продолжительностью два часа. Он даже знал, как Джексон мог это сделать. Директор по развитию Miramax Джек Лехнер разработал «более рациональный» подход.
Битва при Хельмовой Пади закончилась, как и битва Гэндальфа с Балрогом. Эовин заменит Фарамира в качестве брата и сестры Боромира и станет участником любовного треугольника с Арагорном и Арвен.
«Основное сообщение Харви заключалось в том, что единственный способ реализации проекта — это создание одного фильма», — сказал Джексон. «А если этого не произойдет, тогда все станет ужасно».
Питер Джексон на съемках фильма «Властелин колец», «Возвращение короля» Авторы и права: Алами
Что, если Джексон сказал нет? «Харви сказал:« Ты либо делаешь это, либо нет. Вы вышли. И я подготовил Квентина [Тарантино] к его постановке », — сказал один из продюсеров Вайнштейна Кен Каминс Яну Натану, автору книги« Все, что вы можете себе представить: Питер Джексон и создание Средиземья ».
Затем продюсер обнародовал свой генеральный план. Если Джексон и Уолш, то он уже назначил Джона Мэддена («Влюбленный Шекспир», «Лучший экзотический отель« Бархатцы ») на роль режиссера и Хоссейна Амини (« Джуд, Крылья голубя ») для написания сценария.
«Харви сказал Фрэн и мне:« Вы должны снять один фильм, или я собираюсь отобрать его у вас, и у меня есть Джон Мэдден, который будет режиссировать один фильм, и у меня есть Хоссейн Амини напишет сценарий », — вспоминал Джексон в публичном интервью много лет спустя.
Джексон и Уолш были разорваны. Один фильм «Властелин колец» был бы всесторонним. Однако, если они уйдут, это означало, что все в Wētā потенциально потеряли работу.
«Наш менеджер… сказал Харви:« Ты должен дать Питеру и Фрэн шанс. Они слишком долго над этим работали. Вы должны дать им возможность установить это где-нибудь еще в виде двух фильмов », — сказал Джексон.
В Голливуде практика передачи проблемного производства другой студии называется «переналадкой». Вайнштейн согласился, но с такими строгими условиями, что они были на грани мщения. Срок выполнения работ обычно составляет до года. Мирамакс дал Джексону четыре недели, прежде чем они взяли под свой контроль Властелина колец и заблокировали его. Они также хотели получить процент от всех кассовых сборов и кредитов исполнительного продюсера. И они искали свои 15 миллионов долларов назад — двумя траншами, чтобы они были «внесены в банк и погашены» в течение 72 часов после согласованной сделки.
Трилогия Питера Джексона «Властелин колец» в конечном итоге собрала в прокате более 2,9 миллиарда долларов. Фото: New Line Cinema.
Это были невозможные условия. Как обнаружили Джексон и Уолш, когда они прилетели обратно в Голливуд и начали покупать концептуальное видео, которое они сняли еще в Вете (Джексон оплатил производственные расходы в размере 50 000 долларов из своих сбережений). Universal, поссорившаяся с режиссером из-за Кинг-Конга, даже не пошла на встречу. Как и большинство других студий.
Только двое согласились послушать подачу. Рабочее название хотел зафиксировать. Однако они не согласились с требованием Вайнштейна выплатить 15 миллионов долларов более или менее немедленно. Материнская компания Working Title PolyGram находилась в процессе продажи. Получить такие деньги в абсурдный срок Miramax было невозможно.
Финальная встреча была с New Line. Здесь Джексон и Уолш предприняли психологическую манипуляцию, снова и снова отменяя встречу под предлогом, что они разговаривали с другими студиями. Но когда, наконец, встретились с руководителями New Line Бобом Шей и Майклом Де Лукой, они были ошеломлены тем, насколько открыты они видению Джексона. Настоящая бомба произошла, когда New Line отметила, что история лучше всего подойдет, если превратить ее в три фильма — как Джексон и Уолш все это время хотели сделать. New Line тут же согласилась и даже согласилась сократить Вайнштейну чек.
На этом Джексон и Вайнштейн расстались. Вайнштейн ушел и снял «Влюбленного Шекспира», который получил премию «Лучшая картина» и пополнил его коллекцию «Оскаров». И он больше никогда не слышал о Джексоне. Он вообще смотрел «Возвращение короля» и узнал себя в глупом готмоге? Мы не знаем. А поскольку однажды влиятельный маклер сидит за решеткой на 23 года за изнасилование и сексуальное насилие, у него нет возможности спросить.
Свежие комментарии