Председатель JCB лорд Энтони Бэмфорд Фото: Джейми Лорриман
Блестящий экскаватор JCB с водородным двигателем был переправлен в 150 милях от испытательного полигона в Стаффордшире, чтобы довести дело о водороде до политиков в Лондоне.
Стоя напротив Вестминстерского аббатства в понедельник, ему удалось привлечь внимание самых могущественных из них.
Собравшись для посещения и фотосессии возле конференц-центра королевы Елизаветы II, Борис Джонсон усмехнулся и пошутил вместе с лордом Бэмфордом, председателем JCB, взяв бензонасос и сделав вид, что заправляет грузовик.
В нескольких метрах от отеля был припаркован зеленый водородный двухэтажный автобус, разработанный Райтбусом, производителем автобусов из Северной Ирландии, владельцем которого был сын лорда Бэмфорда, Джо. В нем рекламировалось новое партнерство по водороду между Wrightbus, Ryze — еще одной компанией Джо Бэмфорд — и Ineos, нефтехимическим гигантом, контролируемым сэром Джимом Рэтклиффом.
Некоторые из самых богатых в мире предприятий и частных лиц увеличивают расходы и лоббируют водород в преддверии международной конференции по изменению климата в Глазго в начале ноября.
За последнюю неделю компании, от энтузиаста гидроразрыва пласта Ineos до конкурента Octopus Energy в области возобновляемых источников энергии, объявили об инвестициях в миллиарды фунтов стерлингов в экологически чистый газ, при этом сэр Джим назвал его «топливом мечты» в преддверии серьезного рекламного рывка.
Их энтузиазм и наличные деньги повышают вероятность того, что водород наконец-то находится на грани массового наращивания производства после многих неудачных запусков, но также вызовет давний скептицизм по поводу его затрат и потенциала в стремлении к декарбонизации.
«С его помощью можно обогреть свой дом. На нем можно водить свою машину. Сжечь его, и все, что он производит, — это энергия, а единственный побочный продукт — вода. Мы все можем с этим жить, — восторгался сэр Джим.
Джим Рэтклифф, генеральный директор британской нефтехимической компании Ineos Фото: Тоби Мелвилл / Reuters
Ажиотаж вокруг водорода не является чем-то новым, но он становится все более привлекательным, учитывая огромный толчок к декарбонизации и рекламе со стороны правительств.
Водород не производит углекислый газ при сжигании, поэтому его часто хвалят как замена ископаемому топливу в более широком диапазоне отраслей промышленности, чем это уже используется, от производства стали до самолетов.
Однако его необходимо производить из других элементов, таких как отделение природного газа или воды с помощью электролиза — «зеленый водород». Оба процесса неэффективны, и при его производстве из природного газа образуется огромное количество углекислого газа, который необходимо улавливать, чтобы продукт мог хоть как-то способствовать сокращению выбросов. Системы улавливания углерода еще не получили широкого распространения в Великобритании.
Но рост затрат на выбросы углерода — рекордные 52 фунта стерлингов за тонну в августе в Великобритании — вынуждает компании искать альтернативы. Он также может хранить электроэнергию в периоды тихой и пасмурной погоды.
Правительства от ЕС до Японии в настоящее время делают газ ключевой частью своих планов по экологически чистой энергии.
По оценкам Уайтхолла, к 2050 году он сможет удовлетворить от 25% до 30% потребности Великобритании в энергии, и предлагает схему субсидирования, чтобы гарантировать производителям водорода определенную цену, аналогичную ценам на оффшорную ветроэнергетику.
« Мы вкладываем деньги туда, где нам говорят ''
Смена тона подталкивает компании к действиям. Ineos, которая потратила миллионы на гидроразрыв в Великобритании до того, как он был запрещен правительством, вложит 2 миллиарда евро в «зеленые» водородные заводы в Норвегии, Германии и Бельгии в течение следующих десяти лет. В нем говорится, что инвестиции «также планируются» в Великобритании и Франции.
«Мы вкладываем наши деньги туда, где есть наши уста, и начинаем сегодня значительные инвестиции», — говорит Гейр Туфт, исполнительный директор Ineos, дочерней компании Ineos, уже крупнейшего действующего оператора электролиза в Европе. «Это может стать очень важной частью нашего бизнеса».
Он считает, что правительства должны стимулировать развитие отрасли и играть «очень важную роль» в разработке трубопроводов и другой инфраструктуры, необходимой для водородной экономики.
Сотрудничество Ineos с компанией Wrightbus Джо Бэмфорда позволит этой паре продвигать использование водорода в транспортных средствах большой грузоподъемности в Великобритании.
Экскаватор-погрузчик JCB, работающий на водороде, является ярким примером транспортного средства, которое может получить выгоду. Модель, представленная Джонсону в понедельник, оснащена не водородным топливным элементом, а водородным двигателем внутреннего сгорания, разрабатываемым JCB. Производитель считает, что это может быть альтернативой тяжелым и дорогим батареям и топливным элементам, и опирается на многолетний опыт автомобильной промышленности в области двигателей внутреннего сгорания.
Лорд Бэмфорд говорит, что JCB хочет начать производство двигателей к концу следующего года. «Борис понимает, что есть и другие способы сделать это, кроме батарей», — сказал он после встречи с премьер-министром в понедельник.
«Я хочу, чтобы они [Правительство] были недвусмысленными и сказали, что двигатели внутреннего сгорания, работающие на водороде, являются возможным решением».
Почему до сих пор остаются сомнения
На другом конце света горнодобывающий магнат доктор Эндрю Форрест поставил водород в основу своих усилий по спасению планеты.
Его горнодобывающая компания Fortescue Metals Group с оборотом 30 миллиардов долларов создала новое подразделение Fortescue Future Industries, стремясь к 2030 году производить 15 миллионов тонн зеленого водорода в год.
Производство водорода
Компания FMG, базирующаяся в Перте, также пообещала сократить свои выбросы до нуля к 2040 году, в том числе от своих клиентов, что означает, что она делает большой толчок к тому, чтобы сталелитейщики перестроили свои операции и вместо этого использовали водород.
Однако многое остается под вопросом, даже с такими хорошо подготовленными сторонниками.
Правительства изучают возможность его использования в домашнем отоплении, но, вероятно, это будет ограничено областями вокруг промышленных кластеров, и, хотя рынок легковых автомобилей в настоящее время твердо настроен на использование аккумуляторов, разработки здесь могут сделать водород менее полезным даже для тяжелых грузовиков.
Насколько он будет израсходован, также будет зависеть от снижения затрат. Форрест настроен оптимистично: «Я не думаю, что мы должны конкурировать с ископаемым топливом, даже если мы собираемся сделать это успешно.
«Один разрушает планету, а другой сохраняет ее — если у вас есть альтернатива энергии глобального потепления, вы должны взять ее на себя.
«Но во-вторых, я вижу ограничения мощности и нехватку энергии здесь, в Европе, и меня интересует мир, решим ли мы не использовать бесконечный источник энергии без молекул углерода, который доступен в больших масштабах».
Свежие комментарии