Сцены из брака обвинили в резком росте разводов в Швеции Фото: Алами
Качество скетчей в «Субботним вечером в прямом эфире» традиционно было наивысшим, но недавно сценаристы нашли победителя. Идеальная пародия под названием «Жестокий брак» направлена на поджанр напряженных драм, вращающихся вокруг супружеских невзгод симпатичных персонажей, охваченных внутренними сомнениями.
В нем снимаются Рами Малек и Хайди Гарднер, и это, как сказано в брутальном закадровом озвучивании, «еще один фильм, который показывает, как это облом — делиться своей жизнью с другим человеком». Малек и Гарднер используют клише жанра «два гетеросексуальных человека с проблемами гетеросексуалов» — интенсивная сексуальная сцена, снятая крупным планом, где оба участника плачут, а «свободолюбие» ассоциируется с «женщиной, которая любит выпить». вино и пляски »- и, в конце концов, невозможно без хихиканья смотреть на другую подобную драму.
Это, однако, было бы грубым оскорблением великого шведского режиссера Ингмара Бергмана, чей новаторский телесериал 1973 года «Сцены из брака» вдохновил всех, от Вуди Аллена и Ричарда Линклейтера до создателя Marriage Story Ноа Баумбаха и сценариста-режиссера Blue Valentine Дерека Цианфранса. (Все мужчины, нужно наблюдать.)
Хагай Леви переделал «Сцены из бракосочетания» как мини-сериал HBO с Оскаром Айзеком и Джессикой Честейн в ролях, созданных Лив Ульманн и Эрландом Джозефсоном. Тем не менее, при всей очевидной химии между Исааком и Честейном на экране и за кадром — особенно в кокетливой фотосессии на Венецианском кинофестивале, которая запустила тысячу завистливых мемов — оригиналу Бергмана невозможно сравнить или превзойти.
После завершения своего предыдущего фильма, исторической драмы «Крики и шепоты», Бергман был настроен как на вызов, так и на перемены. 27 марта 1972 года он написал в своем дневнике:
Вот кое-что, что мы можем сделать для удовольствия. Это не должно стоить слишком дорого и не сопряжено с финансовыми рисками. У нас будет много материала для работы, насколько это возможно, надеюсь, будет очень много. Будет много увлекательных диалогов, в которых можно застрять. Ничего необычного. Я предпочитаю серию сцен из свадьбы.
Он предположил, что его центральной темой был «абсолютный факт, что буржуазный идеал безопасности развращает эмоциональную жизнь людей, подрывает их, пугает их».
Бергман был вынужден работать с ограниченным бюджетом в 1,2 миллиона шведских крон (101 000 фунтов стерлингов, или 1,3 миллиона сегодня) на пять часов телевидения, поэтому режиссер Эрланд Джозефсон и кинематографист Свен Нюквист отложили свои гонорары на будущее проекта. успех.
Звезда, Лив Ульманн, возражала, но она слишком хорошо знала режиссера фильма; Они не только уже сотрудничали в нескольких проектах, но и были связаны романтическими отношениями в течение нескольких лет, расстались только в 1970 году. Именно это расставание стало основой сценария Бергмана, сделав «Сцены из бракосочетания» одним из его самых личных и проникновенных проектов. даже если он отрицал, что это прямая автобиография. Как он сказал несколько лукаво: «Я использовал свой собственный опыт и опыт других людей. Но я не спроецировал на это себя и свою жизнь ».
Драма начинается с изображения персонажей Ульмана и Джозефсона, которые сидят на зеленом бархатном диване и фотографируются для репортажа из журнала. Бергман предположил, что он основал этих людей на самодовольной и богатой паре, с которой он когда-то столкнулся и которую ненавидел, добавив, что он пытался соблазнить жену исключительно для того, чтобы нарушить их равновесие. «Я, конечно, проиграл, и это еще больше разозлило меня. Я сделал это в чистом отчаянии, чтобы, черт возьми, хорошо им показать. Внезапно я представил, как они сидят на моем старом диване и дают интервью. И я подумал: «Теперь я их получу» ».
В течение шести ярких эпизодов Бергман искривляет претензии и ценности интеллектуальной шведской буржуазии смесью остроумия и гнева. В этом изображении интеллектуальных и супружеских разногласий есть отголоски всего, от «Кукольного домика» до «Кто боится Вирджинии Вульф», но Бергман утверждал, что наибольшее влияние оказали интимные драмы Стриндберга, сказав: «Питер и Катарина не могут жить друг с другом. или отдельно. Они совершают жестокие акты саботажа друг против друга, действия, которые могли изобрести только двое из столь близких людей. Их время вместе — изощренный и разрушительный танец смерти ».
Перезагрузка HBO была встречена прохладными отзывами.
Его снимали в течение нескольких месяцев в 1972 году на острове Форё, где жил Бергман. Ульман, Джозефсон и Нюквист остались на острове во время съемок, и во время съемок между режиссером и его главной актрисой разгорелась напряженность, не в последнюю очередь из-за того, что Бергман снова женился на писательнице Ингрид фон Розен. Хотя Ульманн сказала, что она чувствовала себя «очень связанной с ролью», которую играла, временами эта идентификация проникала в неприятные интимные области, не в последнюю очередь в тот момент, когда она заметила фон Розена в паре своих ботинок, которые она оставила после раскола. с Бергманом.
Ее ответ заключался в том, чтобы спрятаться в большом деревянном ящике и отказываться выходить, пока ее не утешили извинениями. Но, учитывая нетипично быстрый график съемок, в котором Бергман пытался снимать до 20 минут в день, было мало времени, чтобы тратить время на обиду.
Когда в 1973 году «Сцены из брака», наконец, были показаны по шведскому телевидению, это была большая работа крупного режиссера. Это был феномен. За ним наблюдали не только 3,5 миллиона человек, или половина населения страны, но и рост числа разводов (рост с 2 процентов в 1973 году до 3,3 процента в 1974 году), а также запросов на консультации по вопросам брака. время ожидания выросло с трех недель до трех месяцев.
Ингмар Бергман и Ингрид фон Розен Предоставлено: Гамма-Рафо.
Сам Бергман, который до этого был относительно доступной фигурой, был вынужден уйти в отставку, так как его осаждали звонки от незнакомцев, которые считали его гуру отношений. Как он иронично сказал: «Я не мог просто превратиться в одно из этих государственных бюро». Драма вызвала дебаты в газетах и на телевидении об отношениях между ее главными героями, и были даже жалобы на то, что по окончании сериала не было предложено какой-либо формы национального консультирования для обездоленных зрителей, которые пришли к выводу, что главные персонажи были настолько реалистична презентация современной пары, насколько это можно вообразить.
Его огромная популярность означала, что он был продан во многих других странах как телесериал, но чувствовалось, что американская аудитория откликнется на него только в сокращенной версии, как на кинематографический. Бергман прагматично отредактировал его с 278 до 155 минут, и в результате фильм получил огромное признание и кассовый успех, хотя его телевизионное происхождение не позволило ему получить премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке, который, по мнению большинства, он заслуживает. (Кинематографисты от Фрэнка Капры до Федерико Феллини подписали письмо протеста с требованием пересмотреть правила.) Вместо этого фильм получил Золотой глобус в категории иностранных языков, а Национальное общество кинокритиков наградило его лучшим фильмом на церемонии 1975 года. .
Он наслаждался долгой и плодотворной загробной жизнью в нескольких различных СМИ. Он был адаптирован для сцены, первоначально самим Бергманом в 1981 году, а затем в Великобритании Джоанной Мюррей-Смит, и послужил вдохновением для создания серии фильмов схожей тематики, таких как «Мужья и жены Вуди Аллена» (и, как некоторые сказали бы, Энни Холл). и «Перед полуночью» Ричарда Линклейтера, которую Линклейтер и его соавтор сценарист и звезда Итан Хоук явно сравнивали со «Сценами из брака».
Возможно, наиболее странно то, что американский телевизионный сценарист Дэвид Джейкобс назвал эту драму одним из своих главных факторов, оказавших влияние на мыльную оперу «Даллас», и предположил, что только из-за давления руководства «попробовать что-то богатое» персонажи в конечном итоге замышляли интриги и предательски. миллионеры, представленные в шоу.
Плохой роман: Ингмар Бергман и Лив Ульманн Кредит: ullstein bild
И все же прямое наследие «Сцены из брака» было совсем другим. После постановки Бергман и Ульманн сделали долгую и успешную карьеру, но режиссера неоднократно спрашивали, снимет ли он когда-нибудь продолжение телесериала. Хотя он постоянно отказывался поддерживать это, он в конце концов уступил, и его последняя работа в качестве режиссера, Сарабанда 2003 года, снова воссоединила его с Ульманном и Джозефсоном в качестве их персонажей; Нюквист не смог вернуться, так как несколько лет назад у него была диагностирована афазия.
Хотя фильм не получил признания своего предшественника, он все же получил высокую оценку как выдающаяся работа великого режиссера и представлял Бергмана, примирившегося со своим наследием. Его неизменная популярность и признание тем более впечатляющими, учитывая, что режиссер сказал, что его амбиции относительно сериала были скромными: «Если бы только несколько человек сели на кухню и потом поговорили об этом за пивом с бутербродом, тогда я я доволен. «
Сцены из бракосочетания на канале HBO
Свежие комментарии