Тимоти Шаламе в роли Пола Атрейдеса на съемках фильма «Каладан» Предоставлено Warner Bros. Pictures.
Как и непостижимые пустыни Арракиса, вселенная Дюны может быть негостеприимным местом. Просто взяв в руки роман Фрэнка Герберта 1965 года, читатели должны сделать паузу и мужественно сглотнуть, прежде чем броситься вперед.
На более чем 500 страницах это роскошное оперное научно-фантастическое приключение, действие которого происходит через 10 000 лет в будущем, которое наполнено интригами Макиавелли, плотной метафизикой и тайными технологиями. В нем рассказывается история космической благородной династии, Дома Атридесов, которые были отправлены на загадочную планету Арракис, где они оказались вовлечены в галактический заговор и древнее пророчество о спасителе, который возглавит восстание против злобных врагов. Империя.
«Дюна» оставила после себя обломки кинематографистов. Чилийский автор Алехандро Ходоровски был первым, кто попытался адаптировать его в 1973 году. Однако его экранизация была потоплена грандиозным 14-часовым продолжительностью работы и выходками звезд в стиле дива. (Сальвадор Дали, например, сыграл злого императора Шаддама IV, потребовал 100000 долларов в час. Решение Ходоровского? Снимите Дали всего на четыре минуты и используйте куклу в натуральную величину вместо него до конца съемок. .)
Следующим режиссером, столкнувшимся с исходным материалом Герберта, был Дэвид Линч. Его манерная попытка 1984 года, по крайней мере, была предпринята, но его упрямое повествование и яркие визуальные эффекты сбили с толку критиков и рассердили фанатов. Мини-сериал Джона Харрисона 2000 года на научно-фантастическом канале «Дюна Фрэнка Герберта» был хорошо принят, но многие сочли, что он не смог уловить масштаб творчества Герберта, и его также критиковали за запутанное повествование.
Так что, пожалуй, самым большим достижением последней версии, режиссером которой является Дени Вильнев из «Прибытия» и «Бегущий по лезвию 2049», является то, что она имеет смысл. Фактически, такова визуальная сила кинопроизводства Вильнева — в сочетании с захватывающим звуковым дизайном Ганса Циммера — что вы можете погрузиться в его парящее зрелище.
И все же Dune должна быть чем-то большим, чем просто ослепление. Герберт создал в своем романе богатую и многослойную глубинку, а взятие Вильнева — адаптировав только первую половину книги Герберта — иногда действительно погружается в зыбучие пески дурных видений и искаженных пророчеств. Поэтому лучше всего входить в нее заранее. Так что оседлайте своего пряного червя: это путеводитель по Дюне для блефа.
Благородные дома и Империум
Во вселенной Dune сила балансирует на острие ножа. Он разделен между Ландсраадом, свободным союзом благородных домов, и императорами падишахов, также известными как Империум.
Как и в «Игре престолов», дворянские дома иногда являются союзниками, но чаще они атакуют друг друга — правящий император натравливает их друг на друга, чтобы никто не стал слишком сильным. Императоры-падишахи, также известные как Дом Коррино, правили тысячи лет; нынешний император Шаддам IV является 81-м представителем его линии.
Он правит с помощью сардаукаров, армии спартанских фанатиков. Пригнанные к службе в младенчестве, они обучаются на тюремной планете Салуса Секундус, где царит такая неумолимая среда, что шесть из каждых 13 новобранцев погибают до того, как они достигнут подросткового возраста. В версии Дэвида Линча сардаукары были воплощены в виде анонимных пехотинцев в защитных костюмах. Вилленуев, однако, дает им шикарные белые доспехи и вкус к ритуальной жестокости; когда мы впервые встречаемся с ними в его фильме, их обмазывают кровью человеческих жертв, пока священник продолжает трогать.
Ребекка Фергюсон в роли леди Джессики и Оскар Айзек в роли герцога Лео Атрейдеса в фильме Дени Вильнева «Дюна» Фото: Warner Bros. Pictures
История Дюны следует за судьбой Дома Атридесов, одной из благородных династий. Наши герои — герцог Лето Атрейдес (играет Оскар Исаак), его наложница, леди Джессика (Ребекка Фергюсон) и их сын Поль (Тимоти Шаламе). Дом Атрейдес правил водной планетой Каладан на протяжении 20 поколений. В фильме Вильнева это похоже на шотландское нагорье, соединенное с норвежскими фьордами. (В «Дюне Линча», как и в остальной части фильма, это была по большей части мутная серия убогих интерьеров.)
В начале «Дюны» Дом Атридесов находится на подъеме, и император опасается, что они могут бросить вызов его правлению. Поэтому он придумывает план с жестоким Домом Харконненов, чтобы подрезать им крылья. Эта схема включает добычу специй и загадочную планету Арракис.
Спайс и Арракис
Специя Меланж — известная просто как «пряность» — это самое ценное вещество во Вселенной. Он продлевает человеческую жизнь, дарует предвидение и, что наиболее важно, является важным компонентом межзвездных путешествий. Гильдия Пространства, братство, контролирующее межгалактическое движение, использует специи, чтобы безопасно направлять корабли в варп-пространстве; это дает им ограниченную способность видеть будущее и, таким образом, ориентироваться в тонкостях путешествий со скоростью, превышающей скорость света.
Тем не менее, специи можно найти только в одном месте: на пустынной планете Арракис, прямо в немодных палочках вселенной, на внешнем крае имперского контроля. Также известный как «Дюна», у Арракиса есть две луны, одна из которых отмечена кратером астероида, похожим на царапину от когтя. Крайняя нехватка специи означает, что контроль над ее смысловыми правами фантастически прибылен.
Кайл Маклахлан в роли Пола Атрейдеса в фильме Дэвида Линча «Дюна» Предоставлено: Pictorial Press Ltd / Alamy Stock Photo
Таким образом, Дюна — это и «пустошь Империи, и самая ценная планета во вселенной», — пишет Герберт. «Без [пряностей] в Империи нет торговли, нет цивилизации. И тот, кто контролирует это, контролирует нашу судьбу ».
Когда начинается «Дюна», Дом Харконнен жестоко правит Арракисом в течение восьми десятилетий, а затем внезапно император передает планету Дому Атридесов. Предложение, от которого они не могут отказаться.
Фримены
Арракис далеко не безлюден. Он является домом для фрименов, коренных жителей, которые, как и бедуины на Земле, научились справляться с ужасными температурами и смертоносными песчаными бурями. Они — последние остатки Странников Дзенсунни, свободной коалиции народов, которые мигрировали между планетами, спасаясь от преследований и порабощения имперскими налетчиками. Они исповедуют религию дзэнсунни, смесь суннитского ислама с влияниями дзэн-буддизма.
Свободные адаптировались к суровому климату Арракиса Фото: Чиа Белла Джеймс
Свободные не интересуются пряностями, кроме как галлюциногенами в их религиозных ритуалах, и Харконнены злобно преследовали их во время их вотчины. Эти кочевники живут в подземных редутах, называемых съетчем, которые построены в скалистых обнажениях, разбросанных по поверхности Арракиса. Защита защищает их от любопытных глаз, солнечного тепла и неистового внимания песчаных червей.
Песчаные черви
Если вы взяли копию Dune, вы, вероятно, видели песчаного червя на передней обложке. Культовая мегафауна Арракиса, эти огромные беспозвоночные могут вырастать до 400 метров в длину. Их роя ответственна за холмистые дюны Арракиса, а в личиночной форме они выделяют пряности. Вода для них губительна.
Хотя черви не являются хищниками, они очень территориальны. Шумное извлечение специй приводит их в ярость, и они, как известно, нападают на шахтеров. Ориентируясь на вибрации, их привлекают ритмические шумы. Свободные используют это, используя нерегулярную схему ходьбы — например, дискотечный перетасовку с пчелами — чтобы сбить их с толку, и используют отвлекающие устройства, называемые ударными, чтобы обеспечить безопасный проход и привести их к своим врагам.
Колоссальные песчаные черви — самые знаковые существа Дюны Фото: Pictorial Press Ltd / Alamy Stock Photo
Также известно, что они ездят на песчаных червях, используя крюки для захвата; и даже измеряют расстояния с точки зрения того, как долго они могут оседлать песчаного червя, прежде чем он истощится. Свободные считают песчаных червей полубожественными и поклоняются изначальному божеству песчаных червей, называемому «Шай-Хулуд», которое лежит в основе их религии Дзенсунни. Этот термин также относится к существам в целом.
Религии Дюны
Герберт очень интересовался природой веры, а Дюна работает как интеллектуальная лаборатория, отталкивая друг от друга идеи предопределения, спасения и фанатизма. Он представил себе, что период безумных исследований космоса произошел за тысячи лет до событий «Дюны». Этот приступ открытий вызвал расцвет сотен различных религий и верований, когда человечество столкнулось с ужасающей «внешней тьмой». Книга Бытия была переписана; его основной диктат стал «увеличиваться и размножаться, и наполнять вселенную, и подчинять ее».
Одной из таких религий была религия Дзенсунни Свободных. Герберт использовал исламские мотивы в изображении верований Свободных, синкретизма суеверий, мессанской религии и анимизма. Подобно суфийскому мистицизму, он сочетал в себе монотеизм с древней приверженностью духам и демонам, известным в Дюне и в исламском мире как «цзин».
Джули Кокс и Алек Ньюман в сериале Джона Харрисона «Дюна» Фото: Шон Гэллап
Свободные верят, что однажды спаситель — «Муад Диб» — восстанет и возглавит джихад, чтобы изгнать чужеземцев, эксплуатирующих их планету. Этот мессия будет не фрименом, а «голосом из внешнего мира». И их узнают по мастерству в «Пути» и «Голосе».
Путь и голос
Ответ Дюны на контроль джедаев над разумом из «Звездных войн», Путь сочетает в себе телекинетические силы с самоотрицанием. Герберт был энтузиастом дзен-буддизма, и многие изречения «Пути» напоминают парадоксальные буддийские учения или коаны. Типичный пример гласит: «Арракис учит владению ножом — отрубать то, что не закончено, и говорить:« Теперь все готово, потому что здесь все кончено »».
Адепты Пути могут переносить большие страдания, заглядывать в будущее и манипулировать другими, чтобы они исполняли свою волю. Эта манипуляция достигается с помощью месмерической техники, называемой Голосом. У Пола Атрейдеса эти зарождающиеся способности, но когда начинается «Дюна», они еще не полностью развиты. Он унаследовал их от своей матери, леди Джессики, которая обладает некоторыми экстрасенсорными способностями и является членом Бене Джессерит, изменчивого ордена космических монахинь.
Бене Джессерит
Наряду с благородными домами и Империумом Бене Джессерит — еще одна великая сила во вселенной. Но в отличие от этих сил, они предпочитают использовать хитрость, скрытность и тронное коварство для достижения своих целей. В основном это женская религиозная школа, их умственная и физическая подготовка наделяет их телепатическими способностями. Как и рыцари-джедаи из «Звездных войн», Бене Джессерит часто играют роль советников благородных домов и Империума.
Шарлотта Рэмплинг в роли Гая Хелен Мохиам, лидера Бене Джессерит, в Дюне Вильнева Авторы: TCD / Prod.DB / Alamy Stock Photo
Но у них тоже есть свои цели. Без ведома большинства они проводили многовековую программу разведения, смешивая кровь знатных домов, чтобы произвести «Квизатц Хадерах». Эта фигура будет человеком огромных психических способностей, способным использовать высшие измерения сознания. Наряду с этим межгалактическим сватовством Бене Джессерит также балуется психологической войной, используя мистику ордена, чтобы сеять суеверия и подчинять коренное население, такое как фримены.
Бене Джессерит выросла из последствий Великого восстания или Батлерианского джихада. Это был крестовый поход против «мыслящих машин», провозглашенный за несколько столетий до «Дюны». Это привело к отмене всего искусственного интеллекта и вычислительных машин. Поэтому действие Дюны происходит в бурном Средневековье — битвы решаются отравленными дротиками и боями на мечах, а галактика разделена между соперничающими династиями, которые летают на огромных межзвездных крейсерах. Как и в Японии XIX века, ее мир представляет собой смесь жесткой кастовой структуры и ультрасовременности: своего рода феодальный футуризм.
Эта динамика очевидна на Арракисе. Дома-колонизаторы летают на орнитоптерах, самолетах, похожих на птиц, защищенных от песчаных червей и опустошающего солнечного света, в то время как Свободные используют свою специальную технику ходьбы, чтобы избегать диких животных, вооруженные гениальными изобретениями. Главным из них является стилсьют: закрывающая тело броня, которая охлаждает носителя и рециркулирует его влагу; Таким образом, на переходах через пустыню пользователь получает поддержку за счет собственного пота и мочи. Восхитительно.
Дюна Герберта — устрашающий кусок миростроительства. И монументальный фильм Вильнева не пытается удержать зрителя через него. Так что не забудьте вложить копию этого руководства в свой стилсьют. В конце концов, Арракис не добр к неосторожным. Быть готовым стоит того.
Дюна сейчас в кинотеатрах
Свежие комментарии