Выглядит знакомо? Ребекка Фергюсон и Тимоти Шаламе в Дюне Авторы: Алами
Весной 1978 года в одной из второстепенных газет штата Орегон появилось серьезное обвинение. «Регистр-гвардия Юджина» сообщила, что известный писатель-фантаст утверждал, что в новом модном фильме, выпущенном в прошлом году, были украдены важные элементы его собственного романа-бестселлера.
«Я очень постараюсь не подавать в суд», — фыркнул писатель. На вопрос, взял ли режиссер фильма свои работы, он ответил: «Думаю, есть основания полагать, что он это сделал. Будет ли это действенным, судить не мне. Я оставлю это адвокатам.
По его словам, сам фильм заставил его «скучать». Его жена, добавил он, во время этого заснула. Газета пикантно проиллюстрировала статью большой фотографией автора: с пышной бородой и шершавой линией волос он выглядел как пропавший член Bee Gees. Он тоже выглядел очень сердитым.
Писателем был Фрэнк Герберт. И фильм, который вызвал у него столько беспокойства? Это были бы «Звездные войны: Новая надежда», первая версия франшизы Джорджа Лукаса стоимостью 10 миллиардов долларов, охватывающей всю галактику. Бедный Герберт был прав: его роман 1965 года «Дюна», эпос о враждующих домах, античных пророчествах и гигантских зубастых существах, был проклят своим успехом. Рассказывая историю благородной космической династии, Дома Атрейдесов, которые были отправлены на дикую пустынную планету под названием Арракис, чтобы контролировать добычу специй, самого ценного вещества во вселенной, он по праву претендует на звание самой влиятельной науки. художественная книга когда-либо написанная. Кроме того, он самый разобранный.
Это особенно заметно в новой экранизации Дени Вильнева, которая сейчас выходит в кинотеатрах. Вильнев, снявший научно-фантастических любимых «Прибытие» и «Бегущий по лезвию 2049», стал третьим режиссером, который устроил треп на полнометражном фильме по книге. И его монументальный подход ближе всего к реализации обширного видения Герберта. От кадров космических крейсеров размером с небоскреб, тяжеловесно движущихся по пустынным пустошам до потрясающей музыки Ганса Циммера, его Дюна — это Великая пирамида Гизы в кинофильме: массивная, впечатляющая и немного ОТТ.
Могучий крест: Фрэнк Герберт Кредит: Архив Халтона
Тем не менее, для современной публики это тоже любопытно знакомо. Похоже, он переработал большую часть идей и образов, которые были основными в научно-фантастических фильмах за последние 70 лет: (красиво сделанный) Франкенштейн, собранный из разрозненных элементов жанра, которые существовали десятилетиями. Это не вина Вильнева. Просто в научной фантастике, как и в кинопроизводстве в целом, есть тонкая грань между вдохновением и нарушением авторских прав. И если бы Герберт не соглашался с каждым режиссером, который брал взаймы у «Дюны», он бы гонялся за судебными исками до конца своих дней.
Начните со всех подражателей, кроме «Звездных войн». В «Матрице» сюжетная линия, в которой Нео становится «Единственным», напоминает о том, как Пол Атридес, наследник Дома Атридесов и герой Дюны, оказывается «Мод'Диб», спасителем, который возглавляет восстание против империя зла. Точно так же в Терминаторе война против машин имеет подозрительное сходство с войной Дюны против машин. Также известный как Батлерианский джихад, это формирующее событие во вселенной Дюны (хотя и не замеченное в оригинальном романе), когда человечество вступило в войну с «мыслящими машинами», такими как ИИ, когда они поняли, что машины в конечном итоге опередят человеческую эволюцию.
Кэмерон, кажется, что-то вроде закрытого фаната Дюны. Многие отмечали, что «Аватар» 2009 года разыгрывается как голубокожие «Танцы с волками». Но он также очень похож на Дюну — только в тропическом лесу, а не в пустыне. Например, путь, пройденный героем Аватара, Джейком Скалли — от скептически настроенного аутсайдера до защитника коренных народов планеты — отражает путешествие Пола в Дюне; как и Скалли, он постепенно приспосабливается к обычаям местных Свободных, прежде чем возглавить их восстание против колонизирующих чужаков. Даже МакГаффин в сердце «Аватара» — элемент, с неуклюже остроумным названием «анобтаниум» — сродни специи, экзотическому минералу Дюны.
Но эти кражи появились намного позже первородного греха Джорджа Лукаса. Возможно, поэтому долги «Звездных войн» перед «Дюной» так раздражали Герберта.
«Когда папа увидел [Звездные войны], он выделил 16 пунктов, которые он назвал« абсолютной идентичностью »между своей книгой и фильмом», — вспоминал сын Герберта, Брайан Герберт. «Тем не менее, он старался быть оптимистичным. Он и другие писатели-фантасты, которые думали, что видели их работы в фильме Лукаса, сформировали свободную организацию, которую мой отец, твердо прижавшись языком к щеке, называл «Мы слишком велики, чтобы судить Джорджа Лукаса». Папа с юмором пытался замаскировать боль ».
И что это за точки болезненной «абсолютной идентичности»? Есть внешнее сходство. Действие обеих историй, например, происходит на пустынных планетах: «Звездные войны: Новая надежда» начинается в имперской заводи Татуина; Действие Дюны происходит в основном на пустынной планете Арракис. Кроме того, и в «Дюне», и в «Звездных войнах» есть массивные червеобразные монстры. Дюны называют «песчаными червями», и они имеют решающее значение для сюжета; в «Звездных войнах» Sarlacc — это случайный способ избавления от нежелательных героев в стиле злодея Бонда. И у обоих есть эстетика мечей и скафандров: битвы решаются рукопашным боем и воздушными боями на скамейке между космическими кораблями, рекламирующими лазер.
Научно-фантастическая эпопея Фрэнка Герберта «Дюна» вдохновила современную фантастику.
Но соответствия лежат глубже. И «Звездные войны», и «Дюна» следуют за беспокойным молодым человеком, который отправляется в галактику в поисках счастья. В «Дюне» этим героем является Поль Атрейдес (которого в версии Вильнева играет Тимоти Шаламе), которого отправили со своей семьей в Арракис для наблюдения за добычей специй. На Арракисе Пола предают и заставляют встать на сторону Свободных, кочевого народа, почти полностью истребленного злой Империей, которые обучают его своим путям и в конечном итоге помогают ему возглавить восстание против него. Пол также регулярно видит женщину Свободного, которая шепчет о его скрытых силах и его настоящей личности.
Тем временем «Звездные войны» рассказывают о молодом человеке по имени Люк Скайуокер, который вырос на Татуине. Его уютная жизнь, посвященная выращиванию росы, потрясена, когда он встречает дроида R2-D2, который был тайно закодирован сообщением от таинственной женщины с просьбой о помощи. Ободренный, он намеревается найти ее, но попадает в засаду и спасается стариком, Оби-Ван Кеноби, который оказывается последним остатком рыцарей-джедаев, которых злая Галактическая Империя преследует почти до полного исчезновения. О, и у Люка есть скрытые силы, которые ему нужна помощь Оби-Вана, чтобы овладеть ими и возглавить восстание против жестокого владычества Империи. Кроме того — что вы знаете — истинное, запутанное происхождение Люка является секретом.
Признавал ли Лукас в этом сходстве? Нет — на самом деле, он делал все, кроме признания влияния Герберта на свою работу. Он утверждал, что «Звездные войны» были вдохновлены его любовью к субботним утренним приключенческим сериалам, особенно к безумным шуткам Флэша Гордона. «Моей главной причиной создания этого фильма было дать молодым людям честную фантастическую жизнь, подобную той, что была у моего поколения», — объяснил Лукас в выпуске «Звездных войн: новая надежда». «Сюжет прост — добро против зла — и фильм создан, чтобы показать все забавные вещи и фэнтези, которые я помню. Слово для этого фильма — «веселье» ».
В «Звездных войнах» и «Дюна» использовались планеты в пустыне.
Но в ближайшие годы Лукас приукрасит этот миф о происхождении. В более поздних интервью он добивался более подробных объяснений. Он утверждал, что на историю «Звездных войн» повлияло его прочтение работы Джозефа Кэмпбелла по сравнительной нарратологии «Тысячелетний герой». В этом фолианте Кэмпбелл — известный ученый-джойчанин и, как вы понимаете, человек, который смотрел вниз своей водолазкой на «забаву», — утверждал, что все мифологии следуют одному важному образцу, который он называл «мономифом». Этот мономиф видел, как герой отправился в неизведанное, столкнулся с испытаниями и одержал решающую победу, а затем вернулся домой и поделился своими вновь обретенными знаниями. Кэмпбелл утверждал, что все истории, от Беовульфа до «Эпоса о Гильгамеше», имеют одно и то же повествование.
Безусловно, «Дюна» и «Звездные войны» соответствуют этому мономифическому шаблону. Пол Атрейдес и Люк Скайуокер отправляются во вселенную, побеждают великое зло, воплощенное в обоих случаях фашистской галактической империей, и возвращаются домой израненными, побитыми, но в конечном итоге победоносными героями. Победы, которые им дорого обошлись: Люк теряет руку и много друзей; Тем временем Павел оказывается сопротивляющимся мессией во главе кровавой религиозной войны и, в конце концов, перекладывает бремя руководства на своих детей.
Тем не менее, благодаря богатым знаниям «Дюны» внутренние районы «Звездных войн» выглядят глубиной, как детский бассейн. Как и «Властелин колец», роман Герберта содержал 50 страниц приложений и глоссарий, чтобы помочь читателям войти в его незнакомый мир. Как и в греческой мифологии, его вселенная запутана, неопределенна и неоднозначна с моральной точки зрения. В «Звездных войнах», напротив, моральный компас фиксирован и бинарен; это вызывает острые ощущения, а не поглаживание подбородка. Этот момент был подчеркнут Майклом Каминиски, изучавшим сценарии Лукаса: «Истинное происхождение« Звездных войн »происходит не из мифов и легенд, а из« халтуры », продаваемой на газетных киосках и разыгрываемой на утренниках».
И в Дюне, и в «Звездных войнах» есть огромные червеобразные монстры. Предоставлено: Алами.
Одним из способов, которым Лукас стремился углубить свой «хлам», было включение рыцарей-джедаев. Древний орден воинов-космических монахов, они служат воинами, советниками и оракулами. Они также являются хранителями «Силы», мистической силы, дающей предвидение и телекинез, приобретенных после многих лет дисциплины и обучения. В Дюне подобная энергия пронизывает вселенную. Культивируемый практикующими, известными как Бене Джессерит, древний орден космических монахинь (посмотрите, что там делал Лукас), он также дает ограниченную способность видеть будущее, а также контроль над разумом в форме «Голоса». В начале «Звездных войн» и «Дюны» Пол и Люк являются новичками в этих эзотерических искусствах, но, к концу рассказов, они достигли мастерства.
Честно говоря, Лукас, эти темы вряд ли являются эксклюзивными для Dune. В конце концов, представления о теневом ордене с тайными знаниями уходят в западную литературу так же далеко, как стихотворение XV века «Смерть Артура». И Герберт, и Лукас достигли совершеннолетия, когда в моде были традиции восточного мистицизма, на которых оба писателя в значительной степени опирались. Для Герберта это означало превратить «Дюну» в интеллектуальный коллайдер частиц: собрать элементы из разных религий и посылать их со свистом друг против друга в попытке найти определенную «истину». Например, религия свободных дзэнсуннитов заимствует элементы исламского монотеизма и буддизма — отсюда «дзэн» и «сунниты». (В конце концов, это не случайно, что Пол возглавляет «Джихад», а не крестовый поход против Империума.)
Сам Герберт перешел из католицизма в буддизм, будучи взрослым, и его особенно поразило использование дзен-буддизмом коанов, парадоксальных изречений, призванных успокоить дух и отточить ум. Каждой главе «Дюны» предшествует коаноподобный эпиграф. «Должна быть наука недовольства. Людям нужны тяжелые времена и угнетение, чтобы развивать психические мускулы », — говорит один из них. Буддийский принцип Пратисамутпады — фундаментальная взаимосвязь всех вещей — также укрепил его экологическое сознание. Опубликованная через три года после знаковой книги Рэйчел Карсон «Тихая весна», которую часто называют первым произведением в области экологии, «Дюна» резко критикует затраты, которые добывающая промышленность наносит людям и окружающей среде.
Космический слизняк в Звездных войнах
Лукас тоже использовал мешанину религиозных символов в «Звездных войнах», чтобы понять большую истину. «Я не считаю« Звездные войны »глубоко религиозными», — сказал он в интервью в 1999 году. «Я считаю, что« Звездные войны »объединяют все проблемы, которые представляет религия, и пытаются вывести их на более современный и более доступный уровень. конструкция, за которую люди могут ухватиться, чтобы принять тот факт, что существует большая тайна. Я пришел к выводу, что все религии верны, они просто видят другую часть слона ».
Возможно, это лучший способ оценить влияние Дюны на Звездную войну. Герберт так и не расквитался с Лукасом; несмотря на его угрозы, адвокаты так и не вмешались. И в таком сознательно каннибалистическом жанре, как научная фантастика, это, может быть, и к лучшему. В конце концов, и Герберт, и Лукас (а также бесчисленное множество других режиссеров, которые обокрали их обоих) цеплялись в своих рассказах за нечто большее: характер героизма, цену действий, необходимость выступить против несправедливость. И, прежде всего, обширное обещание Вселенной и всего, что она может вместить.
Кроме того, месть — это блюдо, которое лучше всего подавать в целлулоиде. Зоркие зрители заметят многочисленные отсылки к «Звездным войнам» в «Дюне Вильнева». Мне больше всего нравится перезвон к самой знаковой сцене «Новой надежды»: «Икс-крыло» Люка прорывается сквозь оборону «Звезды Смерти» в кульминационный момент фильма. На полпути через Дюну, Дункан Айдахо, приветливый пилот-истребитель Дома Атрейдесов, избегает ночной атаки, пролетая на своем космическом корабле между зданиями, когда гигантский луч тяги рассекает город позади него. Сверкают лазеры, публика трепещет, а фанаты криво улыбается. Это ободряющее напоминание о том, что когда дело доходит до искусства, никто не смеется последним надолго.
Дюна сейчас в кинотеатрах
Свежие комментарии