'Жалкий, почти глупый фильм': сцена из фильма о Бэмби 1942 года. Фото: Silverscreen
Гитлер любил мультфильмы Диснея; «Белоснежка и семь гномов» особенно понравилась. Но, несмотря на его озабоченность правами животных — распространенный симптом социопатической мании величия — нет никаких записей о том, чтобы фюрер проявлял какой-либо энтузиазм по поводу Бэмби, мультфильма 1942 года, который Уолт Дисней задумал как средство выражения своей личной ненависти к охоте.
<р>Легко представить Гитлера, рыдающего по поводу насильственной смерти матери Бэмби, но, по всей вероятности, он отказался бы смотреть фильм, потому что автор его первоисточника — аллегорического романа 1923 года «Бэмби: жизнь в лесу» — был евреем. Более того, хотя Феликс Зальтен никогда прямо не определял, что представляла его аллегория, его история о олененке, изучающем жизненные уроки на пути к оленеводству, гораздо менее безобидна и более политична, чем фильм Диснея, вдохновленный им.Это определенно не только для детей: один американский рецензент первого перевода 1928 года на английский язык (с немецкого оригинала) заявил, что «Бэмби» Зальтена так же «глубоко соответствует современному опыту, как и «Волшебная гора». В этом месяце новый перевод романа американского ученого Джека Зайпса, для которого версия Диснея является «жалким, почти глупым фильмом», направлен на то, чтобы очистить несколько десятилетий от жеманных наслоений, чтобы лучше выявить связи истории с ее автором. наследие.
Происходивший из длинной линии раввинов, Зальтен родился Зигмундом Зальцманном в Венгрии в 1869 году; его семья переехала в Вену, когда ему было четыре недели. Жертва антисемитских издевательств в школе — со стороны учителей и одноклассников — он бросил учебу в 16 лет, чтобы работать в страховании, зарекомендовав себя писателем. Примерно в это же время он изменил свое имя, чтобы, как он позже сказал, «не отметить» себя как еврея.
Однако яростный антисемитизм начала 20-го века побудил его в более позднем возрасте отвергнуть его «снятие опознавательных знаков» и написать о проблемах, с которыми сталкиваются евреи. Бэмби был задуман в результате пропагандистской кампании, целью которой было обвинить еврейских подрывников в поражении Германии и Австрии в Первой мировой войне; через два года после публикации Зальтен написал книгу о путешествиях и сионистский трактат под названием «Новые люди на древней земле: путешествие в Палестину».
На первый взгляд, Бэмби не имеет ничего общего с бедственным положением евреев. Самый очевидный посыл книги, как и фильма, направлен против охоты: «Я особенно рекомендую ее спортсменам», — едко написал Джон Голсуорси в предисловии к английскому переводу. На самом деле Сальтен очень любил охотиться, пока добычу нужно было есть, и купил себе заповедник; его дочь настаивала на том, что «только очень редко он стрелял — и то только тогда, когда этого требовали принципы охотничьего хозяйства».)
Однако Бэмби Салтена — это нечто большее, чем реалистичное изображение ущерба, причиненного людьми. Лес, в котором родился Бэмби, изначально слишком хорош, чтобы быть правдой, поскольку антропоморфные животные мирно живут вместе. Но приход суровой зимы заставляет их восстать друг против друга, поскольку они соревнуются за пищу: «Ужасные лишения, — пишет Зальтен, — разрушили все их воспоминания о прошлом, подорвали их совесть, разрушили все их хорошие обычаи и нравы, и разрушили их веру друг в друга». Это леденящее душу изображение того, как легко можно содрать покров цивилизации в неблагоприятных обстоятельствах.
Некоторые ученые более конкретно связали книгу с еврейским опытом, увидев в рассказе драматизацию сомнений в возможности еврейской интеграции, которые Зальтен более подробно рассмотрел в своей научно-популярной работе. Североамериканский ученый Ирис Брюс приводит в качестве доказательства сцену, в которой молодой оленёнок Марена предсказывает, что однажды Человек будет жить в гармонии с лесными животными.
Мудрая старая лань Неттла горячо отвечает: «Он убивал нас с тех пор, как мы себя помним… А теперь мы собираемся с ним подружиться! Какая глупость!» Позже двоюродный брат Бэмби Гобо, которого добрый человек вылечил после того, как его застрелили, воспевает человечность и думает, что он может безнаказанно бродить на открытом воздухе — с фатальными последствиями, описанными графически.
Бэмби со своим другом Кроликом Тампером. Автор: Alamy
Историк Пол Рейтер находит сионистскую притчу в изображении Салтена об убежище, в котором Бэмби и его отец укрываются во второй части книги — «безопасная мини-территория, где Бэмби, раненый охотниками, может, наконец, отдохнуть и восстановиться должным образом». ». Между тем трудно не заметить в сцене, в которой лиса осуждает охотничью собаку одного человека как предателя царства животных, в то время как она разрывает его на куски, предвосхищает сговор немецкого народа в Холокосте. Как говорит отец Бэмби о собаках, выполняющих приказы Человека: «Хуже всего то, что… они проводят свою жизнь в страхе. Они ненавидят Его и самих себя… Они убивают себя ради Него».
Бэмби Сальтена — любезный парень, но дружба, которой персонаж наслаждается на экране с Кроликом Тампером и Скунсом Флауэром, — изобретение Диснея. Его родители подчеркивают важность того, чтобы он научился жить в одиночестве — его мать перед смертью часто пугает его, оставляя его одного на долгое время — и, в отличие от фильма, Бэмби не успокаивается счастливо с партнером и детьми в конце. книги, но продолжает вести уединенное существование.
Не доверяйте другим, похоже, это недиснеевское послание книги. Салтен испытал сомнительное удовлетворение от того, что оказался прав: во-первых, когда, получив права на экранизацию за гроши, Дисней заработал на фильме монетный двор; и снова, даже в большей степени, когда аншлюс вынудил Зальтена в старости бежать из своей любимой Вены в изгнание в Швейцарию, где он умер в 1945 году. University Press, 20 фунтов стерлингов) выходит 18 января
Свежие комментарии