Как Джеймс Бонд, оскорбительный парижский таксист и недовольство одного человека выходом на улицу в Сан-Франциско привели к транспортной революции
Брэд Стоун, вопросы и ответы: «Мы должны внимательно следить за Uber и Airbnb», Брэд Стоун, Солнце, 29 января 2017 07:00 GMT
Последнее изменение: среда, 21 марта 2018 г., 23:55 GMT
Все это могло бы не состояться без Бонд – Джеймс Бонд. Это было в середине 2008 года, когда канадский предприниматель Гаррет Кэмп только что продал свою первую компанию, систему поиска веб-сайтов StumbleUpon, компании eBay за 75 миллионов долларов. Теперь он жил на широкую ногу, наслаждаясь ночной жизнью Сан-Франциско, а отдыхая в своей квартире в районе Южного парка города, он время от времени включал DVD с первым фильмом Дэниела Крейга о Бонде, «Казино Рояль».
Кэмпу понравился фильм, но что-то особенное в нем заставило его задуматься. На 30-й минуте фильма Бонд едет на своем серебристом Ford Mondeo по Багамам по следу своего противника Ле Шиффра, когда он смотрит на свой телефон Sony Ericsson. Это наглый продакт-плейсмент, и по сегодняшним меркам телефон кажется до смешного устаревшим. Но в то время то, что Бонд увидел на своем телефоне, поразило Кэмпа: графический значок Mondeo, движущегося по карте к месту назначения. Изображение застряло у него в голове, и чтобы понять почему, нужно больше узнать о неугомонном изобретательном уме Гаррета Кэмпа.
Что, если Uber убьет отказываться от общественного транспорта, а не от автомобилей?Подробнее
Кэмп родился в Калгари, Канада, и провел свое раннее детство, занимаясь спортом, обучаясь игре на электрогитаре и задавая множество вопросов. В конце концов его любопытство остановилось на мире персональных компьютеров. Дядя подарил семье раннюю модель Macintosh времен дискет и приключенческих игр типа «укажи и щелкни», и Кэмп проводил за ним часы холодными зимами, играя с ранней компьютерной графикой и создавая простейшие программы.
К тому времени, когда Кэмп окончил среднюю школу, у его родителей был трехэтажный дом с удобным офисом и компьютерной комнатой в подвале. «Не было особых причин уходить, — говорит он. Он поступил в соседний университет Калгари, сэкономил деньги, живя дома, и провел там следующие несколько лет (за исключением одного года в Монреале, где проходил стажировку в компании Nortel Networks). Он получил степень бакалавра в 2001 году и остался в университете, чтобы получить степень магистра наук, и наконец, когда ему исполнилось 22 года, он покинул свое уютное гнездышко и переехал в квартиру в кампусе с однокурсниками.
Кэмп познакомился с Джеффом Смитом, который станет его соучредителем StumbleUpon, через одного из своих друзей детства, и они запустили сайт, чтобы пользователи могли делиться и находить интересные вещи в Интернете без необходимости искать их в Google. К тому времени, когда Кэмп получил свою степень в 2005 году, StumbleUpon начал подавать надежды. В том же году Кэмп и Смит встретили ангела-инвестора, который убедил их переехать в Сан-Франциско, чтобы привлечь капитал. За следующие 12 месяцев количество пользователей StumbleUpon выросло с 500 000 до 2 миллионов.
После угасания травмы первого краха доткомов и запаха возможностей, доносящихся по Кремниевой долине, начали поступать предложения для StumbleUpon. В мае 2007 года eBay купила StumbleUpon за 75 миллионов долларов, превратив его в один из первых стал известен как Web 2.0, движение, в рамках которого такие компании, как Flickr и Facebook, добывали социальные связи среди пользователей Интернета. Для Кэмпа это казалось максимально возможным уровнем успеха в Силиконовой долине, и так оно и было по всем разумным стандартам — до того, чего он добился следующим.
Сооснователь Uber Гаррет Кэмп. Фотография: Роб Ким/Getty Images
Кэмп продолжал работать на eBay после продажи, и теперь он был молодым, богатым и холостым, со вкусом выйти из дома. Именно тогда он сломя голову столкнулся с немощной индустрией такси Сан-Франциско.
На протяжении десятилетий в Сан-Франциско количество лицензий на такси ограничивалось примерно 1500. Лицензии в городе были относительно недорогими и не могли быть перепроданы, а владельцы могли сохранять разрешение сколько угодно долго, если они проводили в дороге минимальное количество часов в год. Таким образом, новые разрешения обычно становились доступными только тогда, когда водители умирали, и любому, кто обращался за ним, приходилось ждать годы, чтобы получить его. Ходило множество историй о водителе, который ждал три десятилетия, чтобы получить права, но вскоре умер.
Система гарантировала хорошую доступность пассажиров для таксомоторных компаний даже в трудные времена и гарантировала, что водители, работающие полный рабочий день, могли зарабатывать прожиточный минимум. Но спрос на автомобили значительно превышал предложение, и поэтому услуги такси в Сан-Франциско, как известно, были отстойными. Попытка поймать такси в отдаленных районах у океана или даже в центре города вечером выходного дня была бесполезной. Вызвать такси, чтобы отвезти вас в аэропорт, было невыносимой авантюрой, которая легко могла привести к опозданию на рейс.
Попытки улучшить ситуацию оказались безрезультатными, поскольку автопарки и их водители были непреклонны в отношении ограничения конкуренции. На протяжении многих лет всякий раз, когда мэр или городской наблюдательный совет пытались увеличить количество разрешений, разгневанные водители заполняли помещения городского совета или окружали мэрию, вызывая хаос.
После приобретения eBay Кэмп потратился на красный спортивный автомобиль Mercedes-Benz C-Class, но автомобиль остался в его гараже. Он мало водил в Калгари, а в колледже предпочитал пользоваться общественным транспортом. «Вождение в Сан-Франциско было слишком напряженным, — говорит он. «Я не хотел парковать машину на улице и не хотел, чтобы люди вламывались в нее. Просто с точки зрения логистики им было намного сложнее управлять».
Таким образом, печальная ситуация с такси в городе серьезно мешала его новому образу жизни. Так как он не мог надежно поймать такси на улице, он начал записывать желтые номера вызовов такси на быстрый набор своего телефона. Даже это расстраивало. «Я звонил, а они не появлялись, а пока я ждал на улице, мимо проезжали два или три других такси», — говорит он. «Тогда я перезванивал им, и они даже не вспоминали, что я звонил раньше. Я помню, как опаздывал на первое или второе свидание. Я могу начать собираться на 20 минут раньше и все равно опоздать на 30 минут».
Это очень просто. Я хочу нажать на кнопку и прокатиться. Вот о чем она. Трэвис Каланик, соучредитель Uber
Сверкающий город у залива манил, но у Кэмпа не было надежного способа ответить на его зов. Обычно беспокойный и разочарованный неэффективностью, он придумал свою первую попытку решения: он звонил во все желтые компании такси, когда ему нужно было такси. Затем он брал первое попавшееся.
Неудивительно, что таксопаркам не нравилась такая тактика. Хотя подтвердить это невозможно, Кэмп считает, что его мобильный телефон был занесен в черный список таксомоторными компаниями Сан-Франциско. «Они не отвечали на мои звонки, — говорит он. «Меня забанили в системе такси».
Затем у Кэмпа появилась девушка: умная и красивая телепродюсер по имени Мелоди Макклоски. Отношения создали новый набор транспортных препятствий: Макклоски жил в нескольких милях от Кэмпа, в Пасифик-Хайтс. Встречаться в любом месте было хлопотно, и Кэмп часто хотел собраться где-нибудь ночью.
Чтобы решить эти проблемы, Кэмп начал экспериментировать с городским «цыганским таксопарком» — черными седанами без опознавательных знаков, которые подъезжали к потенциальным пассажирам на улице и мигали фарами, чтобы попросить плату за проезд. Большинство жителей Сан-Франциско, особенно женщины, держались бы подальше от этих машин без опознавательных знаков, опасаясь за свою безопасность или беспокоясь о двусмысленности такси без погонного счетчика. Но Кэмп обнаружил, что большинство автомобилей были чистыми, а многие водители были дружелюбны. Самой большой проблемой для этих водителей было заполнить мертвое время между поездками, когда они, как правило, ждали возле отелей. Поэтому Кэмп начал собирать номера телефонов водителей городских автомобилей. «В какой-то момент у меня в телефоне было от 10 до 15 номеров лучших водителей черных автомобилей в Сан-Франциско», — говорит он.
Затем он начал играть с системой дальше. : отправить сообщение любимому водителю за несколько часов до того, как он в нем нуждается, и попросить его встретиться с ним в ресторане или баре в назначенное время. На другой вечер он арендовал таун-кар с водителем для себя и группы друзей на весь вечер. Это была роскошь, которая стоила 1000 долларов, а ездить по городу в конце ночи, высаживая всех, было мучением.
И тут Кэмпу в голову пришла футуристическая картинка из «Казино Рояль». Внезапно он был одержим новой идеей. Он часто говорил с Макклоски об идее автосервиса по требованию и транспортных средствах, которые пассажиры могли бы отслеживать с помощью карты на своих телефонах. В какой-то момент того же года Кэмп нацарапал слово Über в блокноте Moleskine, который он хранил, чтобы записывать новые идеи и логотипы для компаний и брендов. «Разве это не произносится Юбер?» — спросила она его.
«Мне все равно. Выглядит круто», — сказал он.
Макклоски вспоминает, что Кэмп «хотел, чтобы это было одно слово и описание совершенства», и что его размышления над словом, его звучанием и значением были непрекращающимися. «Какой это был убер-кофе», — случайно говорил он, выпивая чашку. «Это значит великие дела! Это означает величие!»
Водители такси ожидают обработки в лондонском центре обслуживания водителей Uber. Фотография: Феликс Клэй/The Guardian
Кэмп говорит, что подумывал назвать эту новую услугу ÜberCab или BestCab и в конце концов остановился на UberCab, потеряв умлаут. (Он зарегистрировал доменное имя UberCab.com в августе 2008 года.) Макклоски нравилось бесконечное изучение Кэмпом новых идей, но она не была так уверена, что верит именно в эту идею. «Конечно, такси — это ужасно», — сказала она. — Но ты же в кабине всего восемь минут! Почему это важно?»
Но Кэмп был уверен, что ему нужна такая услуга. Он также знал, что iPhone и его новый магазин приложений, который Apple представила летом 2008 года, наконец сделают футуристическое видение Casino Royale практичным. Вы могли не только наметить местоположение объекта на карте, но, поскольку самые ранние модели телефонов имели акселерометр, вы также могли определить, движется машина или нет. Это означало, что iPhone мог работать как таксометр и использоваться для выставления счетов пассажирам поминутно или по милям.
В том же году он говорил об этом со многими своими друзьями. Автор и инвестор Тим Феррисс сначала провел мозговой штурм с Кэмпом о тогдашнем безымянном Uber в баре в районе Мишн. Он подумал, что это отличная идея, а потом забыл об этом. Месяц или два спустя ему позвонили из Кэмпа, и когда они снова заговорили об Uber, Феррис был в шоке. Кэмп, по его словам, «совершил невероятно глубокое погружение в недостатки черных автомобилей и своего рода потерю полезности, время простоя черных автомобилей и такси». «Было ясно, что он, вероятно, уже вошел в 1% лучших рыночных аналитиков, изучавших эту сферу».
Идея Uber кристаллизовалась в голове Кэмпа.< /p>
И у пассажира, и у водителя может быть приложение на телефоне. У пассажира может быть кредитная карта, и ему не придется путешествовать с надоедливыми наличными. «Я оттолкнул эту идею от всех, — говорит Кэмп. «Все эти идеи продолжали развиваться и развиваться».
Первоначальная идея заключалась в том, чтобы покупать автомобили, а затем делиться ими с друзьями, которые использовали приложение. Но Кэмп говорит, что это была только отправная точка, и уже тогда он рассматривал возможность использования такой системы для координации не только черных такси, но и экологически чистых Prius и даже желтых такси.
«Я всегда думал, что это может стать более эффективной системой такси, особенно в Сан-Франциско, — говорит он. Однако он не был уверен, что это сработает за пределами города. Он рассудил, что если бы он смог заставить его работать всего в 100 городах, его было бы достаточно для компании, которая ежегодно получала около 100 млн долларов в виде платы за обслуживание.
К осени , у Кэмпа было больше свободного времени для работы над Uber, так как они с Макклоски расстались, хотя остались друзьями, и он реже заходил в StumbleUpon. Он вспоминает, как проводил выходные за чашечкой кофе, просматривая Интернет и изучая транспортную отрасль, а затем гулял с друзьями по ночам.
17 ноября 2008 года он зарегистрировал UberCab как компанию с ограниченной ответственностью в Калифорнии. Вскоре после этого, желая провести базовое исследование рынка, он отправил Феррису электронное письмо, в котором говорилось: «Моя цель — принять решение о том, стоит или нет принимать решение к 1 декабря, а к январю — с пятью автомобилями».
Я сказал Гаррету: «Я не знаю, стоит ли это компания на миллиард долларов, но это определенно идея на миллиард долларов». Оскар Салазар, соучредитель UberВ декабре по пути на знаменитую ежегодную технологическую конференцию LeWeb в Париже Кэмп остановился в Нью-Йорке. Там он встретил Оскара Салазара, друга и однокурсника из Университета Калгари. Салазар был опытным инженером из Колимы, Мексика. Он получил степень магистра электротехники в Канаде и докторскую степень во Франции, затем переехал в Нью-Йорк.
Все это время он поддерживал связь с Кэмпом, и в декабре того же года они воссоединились в магазине деликатесов в нижнем Манхэттене. Кэмп представил Салазару UberCab и попросил его возглавить разработку прототипа.
«У меня есть идея. В Сан-Франциско сложно поймать такси. Я хочу купить пять «Мерседесов», — сказал Кэмп, доставая телефон и показывая ему фотографию Mercedes-Benz S550, элитного купе, которое было продано примерно за 80 000 фунтов стерлингов. «Я куплю машины с друзьями, и мы разделим водителей и стоимость парковки». Он показал макеты экранов iPhone, демонстрируя, как автомобили будут двигаться по картам и как пассажиры могут увидеть, как к ним приближается городская машина.
Салазар испытал свои собственные проблемы, ловя такси в Мексике, Канаде и Франции и вспоминает, как сказал Кэмпу: «Я не знаю, стоит ли эта компания миллиард долларов, но это определенно идея на миллиард долларов». Поскольку Салазар находился в США по студенческой визе, он не мог получить оплату наличными за работу. Вместо этого он получил долю в зарождающемся стартапе. Сейчас его доля оценивается в сотни миллионов долларов.
«Это намного больше, чем я заслуживал. Это больше, чем заслуживает любой человек», — сказал он мне за завтраком в нью-йоркском кафе в 2015 году. UberCab официально находился в разработке, поэтому Кэмп уехал в Париж на конференцию LeWeb, где он встретился с Макклоски и его близким другом и коллегой-предпринимателем. – Трэвис Каланик.
Каждая компания создает свой миф о происхождении. Это полезный инструмент для выражения ценностей компании сотрудникам и всему миру, а также для упрощения и обработки истории, чтобы отдать должное людям, которые внесли самый важный вклад, когда все начиналось. Официальная история Uber начинается здесь, в Париже, когда Кэмп и Каланик, как известно, посетили Эйфелеву башню в ночь после LeWeb и, глядя на город света, решили взять на себя укоренившуюся индустрию такси, которая, по их мнению, была больше заинтересована в блокировании конкуренции, чем обслуживание клиентов.
«На самом деле мы придумали эту идею в LeWeb в 2008 году», — сказал Каланик пять лет спустя на той же конференции, ссылаясь на трудности с поиском такси в Париже. «Мы вернулись в Сан-Франциско и создали для нас в то время очень простой и понятный [способ] — нажать кнопку и прокатиться. Мы хотели, чтобы это была классная поездка».
Видео-инструкция Uber
Как и все мифы, это не совсем правда. «Историю часто искажают, — вздыхает Кэмп. «Вся эта история с LeWeb. Меня это устраивает, если направление правильное».
Кэмп ранее обсуждал идею Uber с Калаником, как и с другими друзьями. В то время Каланик с энтузиазмом относился к идее Кэмпа о сервисе совместного использования автомобилей на основе смартфонов, но лишь слегка был заинтересован в том, чтобы принять в нем участие. Он только что продал предыдущий стартап, компанию потокового видео Red Swoosh, гораздо более крупному конкуренту, Akamai, и находился в середине того, что он позже назвал «фазой выгорания», путешествуя по Европе, Таиланду, Аргентине и Бразилии. и оценивая различные варианты карьеры. «Трэвис подумал, что это интересно, но он был в таком режиме, — говорит Кэмп. «Он только что покинул Акамай, много путешествовал и занимался ангельскими инвестициями. Он не был готов вернуться».
В Париже они все остановились в роскошной квартире, которую Каланик нашел на сайте VRBO. Всю неделю Кэмп без конца говорил об Uber, но у Каланика была собственная идея стартапа, которая, учитывая все, что произошло впоследствии, была ироничной: он представлял себе компанию, которая будет управлять глобальной сетью роскошных квартир, одинаково обставленных и разделенных на разные классы. , который можно арендовать через Интернет. Частые деловые путешественники могли подписаться на эту сеть, арендовать места и беспрепятственно оплачивать их. Он назвал эту бизнес-идею Pad Pass. «Это было что-то среднее между домашним опытом и опытом в отеле», — позже сказал мне Каланик. «Я пытался свести этих двоих вместе». Кэмп тоже вспомнил об этом. «Трэвис взломал целую систему, похожую на Airbnb, которую мы собирались запустить», — сказал он. «Убер был моей идеей; это была его идея».
Макклоски вспоминает, что Каланик пришел к тем же выводам, что и основатели Airbnb. Интернет может позволить путешественникам найти роскошное, но дешевое жилье, а также предложить гораздо более интересные путешествия.
Тем не менее разговор на той неделе в Париже постепенно стал больше касаться Uber, чем Pad Pass. Кэмп был убежден, что правильный способ начать бизнес — это купить эти самые топовые «Мерседесы». Каланик категорически не согласился, утверждая, что было бы глупо владеть автомобилями и более эффективно просто распространять мобильное приложение среди водителей.
Макклоски вспоминает один ужин в парижском ресторане, где бушевали споры о том, как лучше управлять сетью таун-каров по требованию. Ресторан был элегантным, с дорогим вином, легкой музыкой и изысканной французской публикой. Судя по всему, на скатерти также была бумага, потому что Кэмп и Каланик всю трапезу чертили свои оценки таких вещей, как фиксированные затраты и максимальные тарифы на транспортное средство.
Однажды ночью в В Париже группа отправилась выпить на Елисейские поля, а затем на элегантный поздний ужин с вином и фуа-гра. В 2 часа ночи, несколько опьяненные после ночного веселья, они поймали на улице такси.
Видимо, они разговаривали слишком громко, потому что на полпути домой водитель начал на них кричать. Макклоски сидела посередине заднего сиденья, и при росте 5 футов 10 дюймов ей приходилось опираться каблуками на подушку между двумя передними сиденьями.
Водитель ругалась на них по-французски и угрожала вышвырнуть из машины, если они не успокоятся и если Макклоски не шевельнет ногой. Она говорила по-французски и переводила; Каланик отреагировал в ярости и предложил выйти из машины.
Этот опыт, казалось, укрепил их решимость. «Это определенно зажгло огонь», — говорит Макклоски. «Когда вы попадаете в ситуацию, в которой чувствуете несправедливость, это бесит Трэвиса больше всего на свете. Он не мог преодолеть это. Люди не должны сидеть в заполненных мочой такси после прекрасной ночи и кричать на них».
Этот сварливый парижский таксист, возможно, оставил неизгладимый след в истории транспорта. К тому времени, как они вернулись в Сан-Франциско, Каланик был готов принять более активное участие, по крайней мере, в качестве советника, а Кэмп был готов его выслушать. Через несколько недель в 2009 году, после поездки в Вашингтон, округ Колумбия, на первую инаугурацию Барака Обамы в качестве президента, Кэмп позвонил Каланику. Он собирался арендовать парковочные места в гараже недалеко от своего дома в Сан-Франциско для парка «Мерседесов», который он все еще собирался купить. Каланик в последний раз отговорил его от этого: «Чувак, чувак! Вы не хотите этого делать!»
Кэмп наконец сдался и положил конец продолжающимся дебатам; он никогда не подписывал договор аренды и никогда не покупал машины. Вместо того, чтобы купить дюжину роскошных «Мерседесов», Кэмп вместе с Калаником предложили приложение владельцам и водителям лимузинов.
Каланик похвастался несколько лет спустя, в одном из Наши первые интервью: «Гаррет привнес классику, а я — эффективность. У нас нет собственных автомобилей и мы не нанимаем водителей. Мы работаем с компаниями и частными лицами, которые этим занимаются. Это очень просто. Я хочу нажать на кнопку и прокатиться. Вот о чем она».
Отредактированный отрывок из The Upstarts Брэда Стоуна, опубликованный Bantam Press (20 фунтов стерлингов)
Эта статья содержит партнерские ссылки, которые означает, что мы можем заработать небольшую комиссию, если читатель нажмет и совершит покупку. Вся наша журналистика независима и никоим образом не находится под влиянием какой-либо рекламной или коммерческой инициативы. Нажимая на партнерскую ссылку, вы соглашаетесь с установкой сторонних файлов cookie. Дополнительная информация.
Свежие комментарии