Альбер Дьедонн в фильме «Наполеон» (1927). Фото: Alamy
Голливуд, похоже, способен снять фильм на любую вообразимую историческую тему, за одним важным исключением: о жизни Наполеона Бонапарта. Это кажется почти проклятым. Последним событием стало то, что «Китбэг», высокобюджетный фильм Ридли Скотта об императоре, потерял свою императрицу Жозефину как раз в тот момент, когда должны были начаться съемки. Джоди Комер, которая должна была сыграть роль Наполеона напротив Хоакина Феникса, отказалась от участия, сославшись на конфликты в расписании, вызванные Covid; Вместо этого Скотт быстро взял на роль превосходную Ванессу Кирби.
Тем не менее экранные рассказы о подвигах Наполеона кажутся такими же проблематичными, как и его злополучное продвижение в Россию в 1812 году. После первой триумфальной киноверсии его ранней жизни, названной просто «Наполеон» и снятой Абелем Гансом в 1927 году, были предприняты многочисленные попытки показать историю императора в кинотеатрах. Все они либо потерпели коммерческий провал, либо барахтались в аду подготовки к производству. Большинство его появлений в кино были либо в комических эпизодических ролях, таких как «Невероятные приключения Билла и Теда» и «Бандиты времени», либо в эпизодических ролях в других историях, таких как «Война и мир» или в драме маркиза де Сада «Иглы». Он существует в основном в кино как культовая карикатура, прочно закрепившая двууголку.
Единственным крупным фильмом, снятым о его жизни за последние полвека, был «Ватерлоо» Сергея Бондарчука, эпический фильм совместного производства Италии и СССР, в котором американский актер Род Стайгер сыграл Наполеона, а Кристофер Пламмер — его заклятого врага, герцога Веллингтона. Как следует из названия, фильм посвящен почти исключительно битве при Ватерлоо в 1815 году и стоил огромные 12 миллионов фунтов стерлингов (около 120 миллионов фунтов стерлингов сегодня), что делает его одним из самых дорогих фильмов, когда-либо созданных. Мало того, что он вызвал резкие отзывы, критикующие его непоследовательность и отсутствие человеческого интереса (Роджер Эберт писал, что «главные герои оказываются едва ли более человечными, чем [] статисты»), но это был огромный кассовый провал, собрав всего 1 фунт стерлингов. млн.
Человеком, которого больше всего раздражал провальный прием фильма, был великий Стэнли Кубрик, только что завершивший успех фильма «Космическая одиссея 2001 года». Этот фильм стал значительным финансовым успехом для студии MGM, и поэтому Кубрик обратился к ним со своими планами снять фильм о жизни Наполеона, который должен был стать первой крупной картиной со времен Ганса. К сожалению, в то время как предыдущий глава MGM, Роберт О'Брайен, восхищался дальновидной работой Кубрика, его преемник Луи Ф. Полк-младший был более финансово мыслящей фигурой и начал отменять производство любых фильмов, которые не могли гарантировать успех.
По словам биографа Кубрика Филиппо Уливьери, автора готовящейся к выходу книги «Несделанный Кубрик», режиссер пришел в отчаяние из-за смены караула. Как он выразился: «В Голливуде погас свет». Но его фильмы, как правило, приносили прибыль, поэтому в начале 1969 года ему удалось заключить сделку с United Artists. Ему пришлось столкнуться с несколькими конкурирующими проектами, в том числе с «Ватерлоо» Бондарчука, а также с более романтическим фильмом под предварительным названием «Наполеон и Жозефина». Режиссер Брайан Форбс, продюсер Warner Brothers. Как отмечает Уливьери: «Несмотря на имя Кубрика, его фильм не воспринимался как уникальный, что, возможно, повлияло на управленческие решения».
Наполеон благословляет Девант Ратисбонн, К. Готеро (фрагмент). Фото: Lebrecht Music and Arts Photo Library
В любом случае, он начал свой обычный кропотливый подготовительный процесс. В записке 1968 года Кубрик писал: «Моим первым выбором были бы Дэвид Хеммингс и Одри Хепберн [на роли Наполеона и Жозефины]. Оскар Вернер был бы моим вторым выбором». Хепберн, которая к тому времени уже находилась на пенсии, отказалась от этой роли. «Я польщена и счастлива, что вы хотите, чтобы я работала с вами», — сказала она. «[но] я все еще не хочу какое-то время работать, поэтому в настоящее время не могу брать на себя обязательства или участвовать в каком-либо проекте. Надеюсь, ты это понимаешь… и когда-нибудь снова подумаешь обо мне?
Кастинг Наполеона окажется более трудным. Кубрик встретился с Яном Холмом и обсуждал с ним роль в течение 18 месяцев, даже заставив его научиться ездить на лошади. Среди других актеров, с которыми связались, были Джек Николсон и Энтони Хопкинс, но, как говорит Уливьери: «Трудно сказать, кто был любимым выбором Кубрика, потому что проект несколько лет находился в подвешенном состоянии; У меня сложилось впечатление, что практически все имена были лучшим вариантом, который у него был, когда проекту давали зеленый свет».
В 1969 году Кубрик написал первый набросок сценария и занимался многими подготовительными работами. Уливьери отмечает, что «его идея использовать прочную печатную бумагу для дешевой военной формы, которая с определенного расстояния выглядела как настоящая, кажется мне одной из его самых блестящих попыток сократить расходы. Он использовал две основные биографии Наполеона для своего исследования: «Наполеон» Феликса Маркхэма — в первую очередь рассказ о его военной проницательности — и «Наполеон и Жозефина» Фрэнсис Моссикер, в которой основное внимание уделялось навязчивым отношениям между ними двумя.
По словам Уливьери, «солдат и любовник были двумя взаимосвязанными нитями фильма. Для Кубрика эти два аспекта были одинаково важны для понимания характера Наполеона. У него был постоянный интерес к историям о дисфункциональных гетеросексуальных отношениях — многие из его нереализованных фильмов посвящены супружеским конфликтам, сексуальной одержимости, предательству и ревности. Это ясно видно в проекте «Наполеон»: история жизни Наполеона дала превосходный холст для изображения таких тем».
Тест костюма для обреченного фильма из книги Ташена «Наполеон Стэнли Кубрика: величайший фильм, не получивший признания» : taschen.com
К сожалению, к концу года проект в United Artists рухнул, и студия сослалась на проблемы с бюджетом, хотя Кубрик уже урезал сценарий, чтобы сохранить расходы на том уровне, который он считал управляемым; идея режиссера о «доступном» явно отличалась от идеи голливудского счетчика бобов. Тем не менее, он по-прежнему столкнулся с центральной проблемой. Фильм Ганса длился пять с половиной часов и касался только молодости Наполеона, а Ватерлоо в основном касался финальной битвы.
Кубрик хотел охватить всю жизнь и карьеру Наполеона, от его детства до его последнего изгнания, но не смог найти способ сжать различные события в связный трехчасовой фильм. «Сначала он думал о том, чтобы снять два трехчасовых фильма, — говорит Уливьери, — и показывать их одновременно в кинотеатрах. В конце сценария он отметил, что фильм будет длиться 180 минут. «Продолжительность изображения» — это вопрос, который снова и снова повторяется в его заметках».
Сначала он беспокоился, что фильм Бондарчука будет представлять серьезную угрозу, но когда он в конце концов его увидел, то почувствовал облегчение, что он плохой; он назвал его «таким глупым фильмом». К сожалению, его кассовый провал означал, что новые покровители Кубрика, Warner Brothers, которые останутся его студией до конца его жизни, не хотели браться за дорогую картину на аналогичную тему и вместо этого попросили его продолжить работу над менее бюджетной картиной. и менее амбициозный «Заводной апельсин».
Уливьери описывает Кубрика как неподготовленного к созданию своего фильма о Наполеоне в любом случае: «У него никогда не было возможности переписать и улучшить сценарий и сделать его лучше. Он также нанял Энтони Берджесса в 1972 году, но результат ему не понравился. Кубрик также не принимал решения об актерском составе. В общем, Кубрик провел много исследований и подготовок, но проект никогда не был готов к тому, чтобы его предстали перед камерами».
Тем не менее режиссер не отказался от идеи экранизировать свой заветный проект. В 1971 году он написал письмо Warner Brothers вскоре после выхода «Заводного апельсина», в котором заявил: «Невозможно сказать вам, что я собираюсь делать, кроме как сказать, что я ожидаю снять лучший фильм из когда-либо созданных. ”
Уливьери называет это «довольно хвастливое намерение» нетипичным проявлением высокомерия и сомневается, что письмо когда-либо было отправлено в такой форме. «Кубрик всегда был очень уверен в своей способности делать хорошие фильмы, но эта фраза действительно звучит нехарактерно показушно. Я думаю, что он пытался подтолкнуть Warners, используя все свои убеждения и влияние. Это кажется почти отчаянной попыткой, как будто он уже чувствовал, что его шансы завоевать расположение Warners невелики».
После «Заводного апельсина» Кубрик обратился к экранизации романа Теккерея «Барри Линдон». Он был частично установлен во время Семилетней войны и, следовательно, позволил ему использовать значительный объем исследований, которые он провел для своего проекта «Наполеон», как с точки зрения военных деталей, так и с точки зрения технических требований. Ранее он безуспешно пытался протестировать фотографию при свечах, но к 1973 году он и его оператор Джон Олкотт усовершенствовали ее до визуально ошеломляющего эффекта.
И как говорит Уливьери: «Среди рукописных и машинописных заметок для Наполеона есть одна, в которой говорится: «Вам нужна дистанция». Я полагаю, что это эстетический принцип, который Кубрик хотел для Наполеона и которому позже следовал Барри Линдон: он наблюдал за этими персонажами прошлого с очень большого расстояния, отстраненно, как будто они кристаллизовались во времени».
Барри Линдон остается классиком кино и ярким событием в выдающемся творчестве Кубрика, но, как сказал художник по декорациям Кен Адам: «Барри Линдон всегда казался мне генеральной репетицией Наполеона». Кубрик отказался отказаться от своей великой страсти настолько, что актеры и съемочная группа «Заводного апельсина» и Барри Линдона даже шутили о предполагаемом сходстве между авторитарным режиссером и императором. Но после того, как Линдон потерпел неудачу в прокате, Кубрик отошел от щедрых исторических произведений, хотя он ненадолго подумывал о том, чтобы воскресить Наполеона в начале 1980-х годов в виде 20-серийного телесериала, в котором снялся бы Аль Пачино.
Род Стайгер в роли Наполеона в фильме «Ватерлоо» (1970). Фото: Bettmann
Хотя он стал типичным неснятым фильмом Кубрика, его наследие сохранилось неортодоксальным образом. Режиссер выразил сожаление по поводу того, что не сделал этого во время работы над своей последней картиной «С широко закрытыми глазами», в которую дословно войдут некоторые сцены из сценария Наполеона и даже реплики. Как говорит Уливьери: «Кубрик всегда интересовался историями о дисфункциональных гетеросексуальных отношениях. Он уже был знаком с произведениями Артура Шницлера, когда писал Наполеона, и несколько идей Шницлера были вставлены в сценарий Наполеона.
«Выделяются две сцены: первая — это встреча молодого Наполеона и проститутки — один из немногих вымышленных эпизодов в исторически достоверном сценарии, — который тесно связан с Traumnovelle. Во-вторых, это оргия, которую посещает Наполеон и в которой он не может найти в себе смелости принять участие, и которая напрямую вдохновлена событиями той же новеллы. Удивительно, но Кубрик повторно использовал фрагменты диалогов из этих сцен в «С широко закрытыми глазами».
После смерти Кубрика ведутся настойчивые разговоры о том, что проект «Наполеон» каким-то образом воскреснет. Стивен Спилберг, который, конечно же, вывел на экран еще один великий неснятый фильм Кубрика «ИИ: Искусственный интеллект» в 2001 году, в 2013 году начал разрабатывать мини-сериал, основанный на оригинальном сценарии Наполеона, с первоначальным намерением, что он сам его поставит.
Эскиз декорации из книги Стэнли Кубрика «Наполеон: Величайший фильм, который никогда не снимался» Кредит: taschen.com
В 2016 году он передал ответственность режиссеру «Не время умирать» Кэри Фукунаге, который теперь взял на себя управление проектом. Хотя объявление о Kitbag могло сделать его излишним, Фукунага подтвердил в октябре прошлого года, что он все еще разрабатывает его, сказав: «Я работаю над [Наполеоном] уже, я хочу сказать, четыре или пять лет, может быть, дольше. . Так что да, я определенно участвую в этом. Сейчас у нас есть все сценарии эпизодов, и мы готовимся посмотреть, где будет следующий этап. Так и происходит».
Было бы великой космической иронией, если бы сам Император мог оценить, что после века, в течение которого было почти невозможно запечатлеть его жизнь на пленку, два крупных проекта соревнуются за то, чтобы предложить окончательное описание. Уливьери скептически относится к сосуществованию обоих. «Фильм Ридли Скотта, несомненно, снова усложнит жизнь телесериалу. Странно, как это кажется судьбой кубриковского Наполеона, которого всегда настигает чей-то другой проект, когда он вот-вот должен произойти. Но я не думаю, что можно снять театральный фильм, охватывающий всю жизнь Наполеона, от детства до могилы, достаточно богато детализирующий основные события. Он обречен быть упрощенным, поверхностным и бессвязным».
Хотя он признает, что телесериал «может» взломать его, только когда будет завершен хотя бы один проект, мы действительно увидим, снято ли «проклятие Наполеона» — или два Спустя столетия после его смерти он остается таким же неуловимым объектом, как и всегда.
Свежие комментарии