Connect with us

Привет, что-то ищете?

The Times On Ru
  1. The Times On RU
  2. /
  3. Культура
  4. /
  5. «Нет, террористами они не станут»: почему шведских киноманов гипнотизируют

Культура

«Нет, террористами они не станут»: почему шведских киноманов гипнотизируют

The Hypnotic Cinema спрашивает, осмелятся ли посетители потерять контроль над [своим] сознанием'

Критик, описывая фильм как «гипнотический», скорее всего, соблазнит большую красную ручку редактора. Но посетителям Гетеборгского кинофестиваля 2022 года, пожалуй, можно простить клише: во время трех специальных показов в Stora Teatern в Гётеборге они будут загипнотизированы, прежде чем сядут смотреть фильм.

Это убийственный маркетинговый ход. Но это также и эксперимент по изучению того, могут ли измененные состояния восприятия улучшить концентрацию. Названный «Гипнотическое кино», он спрашивает, осмелятся ли посетители «утратить контроль над [своим] сознанием, будучи загипнотизированными». Теория гласит, что после двух лет отвлечения внимания, вызванного пандемией, наше внимание резко сокращается. Может ли взрыв гипноза вернуть коллективную магию похода в кино?

«Мы живем в то время, когда мы смотрим фильмы по-разному — на вашем телефоне, на вашем iPad — поэтому мы хотели начать обсуждение того, как мы смотрим фильмы сегодня», — говорит мне Йонас Холмберг, художественный руководитель фестиваля, через Zoom. Закутанный в опрятную белую водолазку с аккуратной седой бородкой, он выглядит как мечта Уэса Андерсона о независимом скандинавском авторе.

«Поскольку во время пандемии кинотеатры были закрыты, всем стало гораздо труднее сосредоточиться на фильмах, — продолжает он. «Люди утверждают, что никогда раньше не подвергались гипнозу, но они были». Согласно теории Эрика Клэптона, мы все были загипнотизированы вакцинацией, но это не то, что имеет в виду Холмберг. «Если вы смотрели фильм и действительно занимались им, значит, вы испытали гипноз».

Hypnotic Cinema является частью фестиваля в Гётеборге, который проводится с 1979 года в городе на юге Швеции. Холмберг был его художественным руководителем последние восемь лет. «Гипнотический кинотеатр» — не первое его родео, когда речь заходит о необычных темах: в предыдущих итерациях зрителям-мужчинам предлагалось посмотреть фильм Анны Оделл «Экспертиза» в обнаженном виде ниже пояса, сидя в кресле гинеколога.

Директор фестиваля Йонас Холмберг

Тем временем прошлогодняя итерация The Isolation Festival сослала одного (несчастливого) посетителя фестиваля на отдаленный, изрезанный штормом остров в Северном море. Застряв в своем маяке на неделю без телефонного сигнала и всего 70 фильмов фестиваля для компании, возможная участница, медсестра скорой помощи по имени Лиза Энрот, оставалась на удивление жизнерадостной. Хотя в ее ежедневных видеодневниках действительно была немного нервирующая интонация саентологической рекламы.

Являются ли эти темы просто для того, чтобы привлечь внимание СМИ? «Ну, конечно же, — смеется Холмберг. «С самого начала мы решили, что не хотим показывать фильмы, но также обсуждать то, как мы воспринимаем фильмы, и мы хотели сделать это в игровой форме.

«[Фестиваль изоляции] вызывал интерес у всех средств массовой информации, но было также множество форумов, где люди обсуждали опыт просмотра фильмов в одиночестве. Что меняется, когда мы смотрим в одиночестве? Поэтому [в этом году] я надеюсь, что мы вдохновим людей задуматься о важности сосредоточенности при работе с кино».

По словам Холмберга, давняя связь кино с гипнозом также играет центральную роль. «Кино и гипноз — культурные близнецы. Они родились в одной культурной атмосфере. И если вы посмотрите раннее кино, гипноз продолжает появляться».

Действительно, гипноз можно назвать служанкой раннего кино. В знаковом немом фильме Фрица Ланга «Доктор Мабузе, игрок», выпущенном в этом году 100 лет назад, злодей доктор Мабузе использует свою силу гипноза, чтобы соблазнять, воровать и убивать, чтобы проложить себе путь к вершине. В произведении Алисы Ги-Блаше 1898 года Chez le Magnétiseur («У Магнитайзера») Свенгали использует месмеризм, чтобы изменить костюмы трех посетителей. А в «Трилби» Мориса Турнера (1915) молодая женщина похищена одержимым гипнотизером.

Гипноз был одним из основных элементов хоррора, по крайней мере, со времен «Дракулы» Брэма Стокера (1897). Этот роман вдохновил Ф. В. Мурнау на создание экспрессионистского шедевра «Носферату» (1922). Это также было центральной идеей в «Кабинете доктора Калигари» (1922), а также в более поздних фильмах, таких как «Ночь демона» (1957) и превосходном дебюте Джордана Пила «Прочь» (2017).

И гипноз, и хоррор играют с свободой действий и авторитетом аудитории; пока мы смотрим, чувство бессилия овладевает, и реакция «бей или беги» замыкается накоротко. На самом деле мастерская сцена в «Прочь» драматизирует именно это ощущение: когда главный герой попадает под чары гипнотизера, он буквально падает в свое кресло, отчаянно цепляясь за его кожаные подлокотники, прежде чем беспомощно упасть в бессознательную тьму внизу.

Поэтому вполне уместно, что три фильма, которые будут показаны в Гётеборге в этом году, приближаются к жуткому опыту похода в кино с дрожащим удовольствием. Из трех психологический триллер Кристиана Тафдрупа больше всего похож на настоящий ужас. Это следует за датской семьей, чьи сплоченные узы — и здравомыслие — начинают рушиться во время визита к знакомому голландцу. Напротив, «Мемория» тайского автора Апичатпонга Вирасетакула обладает одурманивающей, сомнамбулической атмосферой, пронизанной ноткой пронзительного ужаса. В нем Тильда Суинтон играет натуралистку, которую преследует бестелесный взрыв, который никто не может услышать. Наконец, «Земля грез» американки иранского происхождения Ширин Нешат — это эксцентричный роуд-муви о санкционированном государством коллекционере грез, затерянном в ослепительном придорожном ослеплении современной Америки.

Джон Бэрримор в трилби Мориса Турнера. Автор: alamy

Этот вопрос о государственном контроле своевременен. Официальная тема Гетеборгского фестиваля — «Беспорядок». «Помня о пандемии, мы смотрим фильмы, которые показывают, как поддерживается порядок — в обществе, в семье и в кино», — объясняет Холмберг. «Последние два года показали, как поддерживается порядок в обществе».

Либеральный подход Швеции к ограничениям Covid изначально был исключением в первые дни пандемии. Для некоторых это сделало его либертарианским маяком; для других это было отказом от ответственности государства. Был ли подход их правительства успешным? Холмберг задумался: «Это очень сложный вопрос, и, честно говоря, я не знаю. Я думаю, что, в конце концов, важна не разная политика правительств, а то, богаты они или бедны, есть у них функционирующая система здравоохранения или нет».

Швеция в настоящее время находится во власти омикронной волны; ее ограничения на самом деле намного жестче, чем в Англии. Пока что фестиваль все еще может проходить в сокращенном, социально дистанцированном формате. Площадки работают на 50 процентов, а это означает, что максимум 250 зрителей будут подвергнуты массовому гипнозу. Тем не менее, те, кто не хочет пропустить головокружительное веселье, могут принять участие в просмотре «виртуального гипноза» дома. Штатным гипнотизером фестиваля является Фредрик Праесто, чьи искренние видео на YouTube об использовании гипноза для продвижения по карьерной лестнице — несмотря на языковой барьер — удивительно убедительны.

На самом деле мягкий подход Праесто типичен для гипноза, говорит Холмберг. Трейлер фильма «Гипнотическое кино» — это действующая на нервы смесь кошмарных образов и откровенных отсылок к Дэвиду Линчу и Гильермо дель Торо. Реальность будет гораздо менее «травматичной».

«Фильмы полны очень неточных изображений гипноза», — утверждает Холмберг. «Так что нет, не будет никаких шансов, что зрители внезапно станут террористами или что-то в этом роде».

Сам Холмберг принял участие в сеансе гипноза, чтобы проверить концепцию. «Я не испытал этого так, как зрители, потому что [на фестивале] будет больше театрального элемента. Но у нас был семинар с гипнотизером, и я нашел его расслабляющим», — с энтузиазмом объясняет он. «Это был приятный опыт — я был очень сосредоточен, и звуки казались намного чище. Что было бы полезно для такого фильма, как «Мемория». Но ваша реакция очень специфична для каждого человека».

После изгнания участника на одинокий остров и массового гипноза зрителей, как Фестиваль будет лидировать в следующем году?

Холмберг смеется: «Дело не в том, чтобы превзойти его! Фестиваль — это все о настоящем, потому что фильмы есть везде, их можно посмотреть в любое время, а не только киноэкраны. У вас должен быть дополнительный интеллектуальный, эмоциональный слой, чтобы это действительно выделялось».

Он продолжает: «Арт-хаус-кино, безусловно, нуждается в этом дополнительном опыте в нынешней ситуации. Как фестиваль, ваша самая важная работа — бороться за внимание к фильмам, которые вы любите».

Гетеборгский кинофестиваль проходит с 28 января по 6 февраля. Чтобы подать заявку на участие в The Hypnotic Cinema, посетите их веб-сайт

Оставить комментарий

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Стоит Посмотреть

Новости По Дате

Январь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Вам может быть интересно:

Спорт

Zen Чемпионка Европы по фигурному катанию Алена Косторная заявила изданию Sport, что пропустит сразу два соревновательных сезона «для решения личных проблем». Что скрывается за...

Общество

ZenДОНЕЦК, 3 ноября. Число раненых в результате атаки украинского беспилотника на станцию ​​Никитовка в Горловке в ДНР возросло до двух человек, сообщил мэр города...

Бизнес

В третьем квартале 2024 года более 70% особо критических киберинцидентов были связаны с компрометацией учетных записей сотрудников. По данным центра противодействия кибератакам Solar JSOC...

Спорт

Дзен Ровно 95 лет назад родился советский вратарь Лев Яшин. В 1963 году он стал обладателем главной индивидуальной награды в мировом футболе — «Золотого...