У Wizz Air есть четыре самолета Airbus A320, застрявшие в Украине. Фото: Alamy Stock Photo
Инсайдеры Wizz Air по понятным причинам опасаются делиться точной информацией местонахождение четырех самолетов Airbus A320, севших на мель в Украине.
Три самолета в последний раз видели в киевском аэропорту имени Игоря Сикорского, в пяти милях к юго-западу от центра украинской столицы. Четвертый приземлился в аэропорту Львова 23 февраля, всего в 43 милях от польской границы. Вместе они стоят в общей сложности 400 млн долларов в новом состоянии.
«Мы следим за нашими самолетами и знаем их точное местоположение», – говорит инсайдер лондонской авиакомпании.
Wizz — главная неукраинская авиакомпания, уличенная в вторжении Владимира Путина в страну 10 дней назад. Поскольку перевозчики и лизинговые компании ломают голову над тем, как вернуть свои самолеты, им, возможно, придется полагаться на страховщиков, чтобы избежать огромных убытков.
Положение Wizz контрастирует с положением бюджетного конкурента Ryanair, который остался относительно невредимым, несмотря больше рейсов в Украину до беды.
Генеральный директор Майкл О’Лири рассчитывал на успех. На пресс-конференции в среду он заявил, что «первое, что» русские сделали после вторжения, — это «отключили полетные системы» в крупных аэропортах.
Однако служба безопасности Wizz в этом не убеждена. «Наша разведка сообщает нам, что радары в украинских аэропортах целы и вам они не понадобятся для взлета», — говорит один из источников, знакомый с мышлением авиакомпании.
«Причина, по которой мы не можем вывести самолет в настоящее время, заключается в том, что воздушное пространство остается закрытым, и нам потребуется специальное разрешение украинских властей и военных для полета».
Но кризис, с которым столкнулся авиационный сектор, — это гораздо больше, чем горстка самолетов, застрявших в Украине. Ситуация быстро обострилась в результате ужесточения Западом санкций против Путина.
Сначала в Великобритании запретили флагманскую авиакомпанию «Аэрофлот», затем все частные самолеты. В ответ Россия запретила западным авиакомпаниям летать в своем воздушном пространстве, а это означает, что иностранные самолеты, летающие по России, оказались в ловушке. Около 10 миллиардов долларов западного капитала связаны с 980 самолетами, эксплуатируемыми российскими авиаперевозчиками.
Загадка заставила британских юристов и страховых компаний, а также лизинговые компании ломать голову над тем, что делать дальше, чтобы вернуть самолеты.
Страны, запретившие российским самолетам летать в своем воздушном пространстве
Компании по аренде самолетов в мире преимущественно базируются в Ирландии из-за благоприятного налогового режима страны. По данным авиационной консалтинговой компании IBA, у лидера мирового рынка AerCap 152 самолета застряли в России и Украине. Самолеты составляют 5% стоимости всего портфеля AerCap. В нем говорится, что вся лизинговая деятельность с российскими авиакомпаниями будет прекращена в связи с санкциями Запада.
«Одним махом были инициированы возвраты по аренде сотен самолетов. Я никогда не видел ничего подобного в таких масштабах», — говорит Пол Джебели, специализирующийся на организации финансирования самолетов в юридической фирме Withers.
Он говорит, что изъятие самолетов «невозможно». «Начнем с того, что все воздушное пространство России контролируется Министерством обороны, что создает проблему, если только кто-то не надеется толкнуть свой [Боинг] 737 по российскому шоссе М10 и последовать за Наполеоном из страны».
< p> Джебели добавляет: «Лично я полностью ожидаю, что Путин конфискует или иным образом предотвратит возврат самолетов арендодателям и кредиторам. Почему бы ему не быть на этом этапе? Теоретически это приведет к своевременной страховой выплате по большинству полисов».
Владельцы самолетов обычно имеют два типа страхового покрытия. Один защищает их от неуплаты оператором авиакомпании, а другой — от невозможности вернуть себе самолет.
Один старший страховой брокер Lloyd's of London объясняет, что «очень большая часть» российских самолетов застрахована по страховым полисам, выписанным лондонским рынком или Европой.
Он говорит: «Мы ожидаем конфискации самолетов либо эксплуатантом, либо российским государством. Он застрахован в соответствии с… полисом «Hull War and Allied Perils», и если самолет не будет возвращен, он вполне может быть объявлен полностью потерянным.
«Мы ожидаем, что охвата всех самолетов, которые в настоящее время находятся в России, будет недостаточно. Если страховой полис каждого арендодателя отреагирует, а затем будет исчерпан, претензии составят миллиарды долларов».
Лизинговые компании и их юристы в настоящее время внимательно изучают договоры страхования, опасаясь, что тщательно сформулированные полисы могут помешать обоснованному иску.
Производители самолетов также готовятся к последствиям. «На книгу заказов на Boeing и Airbus напрямую повлияет беспрецедентное финансовое отделение России от США и Европы», — говорит Джебели.
«Это, среди прочего, приведет к многолетним судебным разбирательствам. Это не та позиция, в которой хотят находиться ни производители, ни авиакомпании, ни арендодатели».
Boeing более уязвим, чем Airbus: у первого заказаны 34 спорных самолета 737Max. российских перевозчиков, а у последнего есть 13 дальнемагистральных А350, которые должны быть переданы Аэрофлоту. Оба заказа стоят более $1 млрд. Однако важно отметить, что авиализинговые компании также имеют заказы от имени российских авиакомпаний. Обе компании отказались комментировать обязательства лизинговых компаний.
Задачу вывода самолетов из зоны боевых действий или из воюющей страны, такой как Россия, нельзя недооценивать. «Это масштабная логистическая операция», — говорит Элисон Джонс, бывший руководитель юридического отдела Air Asia и Oman Air.
Но для тех, кто пытается доставить самолет Wizz в безопасное место, теперь это стало игрой ожидания. План эвакуации готов; но пока самолеты должны оставаться на месте.
Свежие комментарии