Connect with us

Привет, что-то ищете?

The Times On Ru
  1. The Times On RU
  2. /
  3. Культура
  4. /
  5. Облако нависло над взрывным биографическим фильмом Кристофера Нолана об Оппенгеймере

Культура

Облако нависло над взрывным биографическим фильмом Кристофера Нолана об Оппенгеймере

Дж. Роберт Оппенгеймер (справа) читает лекцию об атомной бомбе. Фото: Science Photo Library

"Я стал Смертью, разрушитель миров. Эта строка из эпической индуистской поэмы «Бхагавад-гита» пришла на ум Дж. Роберту Оппенгеймеру, когда он наблюдал за первым в истории успешным испытанием атомной бомбы. Это было в апреле 1945 года в высокой пустыне Нью-Мексико, и Оппенгеймер — директор Лос-Аламосской лаборатории, разработавшей бомбы в рамках Манхэттенского проекта, — инстинктивно знал, что мир изменится навсегда.

То, что его историю в настоящее время снимает Кристофер Нолан, свидетельствует о нашем непреходящем увлечении ядерной войной. То, что это происходит в то время, когда Европа впервые с 1945 года столкнулась с перспективой гневного развертывания ядерного оружия, добавляет еще больше актуальности, пикантности и страха, которых Нолан, конечно же, не мог предвидеть, когда впервые соглашался на этот проект.

<р>Нолан — один из самых интересных и влиятельных режиссеров Голливуда, один из немногих — и это действительно лишь горстка — кто может получить зеленый свет на масштабные проекты просто благодаря своему участию. Его фильмы собрали 5 миллиардов долларов в прокате в самых разных жанрах, включая супергероев (трилогия «Темный рыцарь»), триллеры («Бессонница», «Престиж») и научную фантастику («Интерстеллар», «Начало», «Довод»).

В мире релизов франшиз на палатках иногда может показаться, что он в значительной степени единолично несет флаг для фильмов, которые являются одновременно интеллектуальными и коммерческими. На первый взгляд, Оппенгеймер полностью отвечает этим требованиям. Все в нем тяжеловесно. Он основан на биографии американского Прометея, получившей Пулитцеровскую премию. В его состав входят Киллиан Мерфи в роли самого Оппенгеймера, а также Эмили Блант, Мэтт Дэймон, Роберт Дауни-младший, Флоренс Пью и Рами Малек.

По крайней мере, три крупные студии были заинтересованы в его создании после того, как давние отношения Нолана с Warner Bros испортились, и это признак влияния Нолана, что эти руководители — Джим Гианопулос из Paramount, Том Ротман из Sony и Донна Лэнгли из Universal — пошли посмотреть его у себя дома, вместо того, чтобы просить его прийти к ним в студию. Universal победила и, похоже, удовлетворила большинство требований Нолана, включая полный творческий контроль и 20% валового кассового дохода.

Киллиан Мерфи в роли Дж. Роберта Оппенгеймера. Фото: Universal Pictures

Глядя на историю Оппенгеймера, вы можете понять, почему она должна быть кинематографическим золотом. Он был очаровательным персонажем: напористым, задумчивым и пугающе умным, но также психологически неуравновешенным и склонным к депрессии и склонности к саморазрушению. «Физика мне нужна больше, чем друзья», — сказал он однажды своему брату, и уж точно он не пользовался всеобщей популярностью: в молодости в Геттингенском университете, куда житель Нью-Йорка отправился учиться в 1926 году, его сокурсники угрожали бойкотировать занятия, если он не перестанет доминировать на семинарах.

Как и многие харизматичные мужчины, он разделил мнение. Некоторые, особенно академические коллеги, отвергли его как претенциозного позёра. Но, будучи профессором Беркли и Калифорнийского технологического института в Пасадене, он вызывал почти героическое поклонение у многих студентов, которые перенимали его походку, манеру речи, манеры и склонность читать тексты на языке оригинала (его знаменитая «Бхагавадская книга»). Ссылка на Гиту рассказывает только половину истории: он выучил санскрит и поэтому вспомнил исходную цитату, "кало'сми локакшаякритправриддхо локансамахартумиха праврттах", а не английский перевод).

В любом случае, он оказался вдохновляющим выбором для Манхэттенского проекта. Его коллега-физик Виктор Вайскопф называл его режиссером «в прямом смысле этого слова». Его сверхъестественная скорость схватывания основных моментов любого предмета была решающим фактором… Он не руководил из головного офиса. Он присутствовал в лаборатории или в помещениях для семинаров, когда измерялся новый эффект, когда зарождалась новая идея. Именно его постоянное и интенсивное присутствие вызывало у всех нас чувство непосредственного участия; это создало ту уникальную атмосферу энтузиазма и вызова, которая царила в этом месте на протяжении всего времени».

Но, конечно, создание чего-то вроде ядерного оружия — это не просто вопрос научных навыков или организационных способностей: это также имеет глубокие моральные последствия. Оппенгеймер был настолько обеспокоен последствиями взрыва бомбы, что лоббировал международный контроль над ядерной энергией, чтобы предотвратить гонку вооружений: на самом деле до такой степени, что многие люди в правительстве и вооруженных силах США считали его нарушителем спокойствия или даже предателем. .

На встрече с президентом Трумэном после окончания войны он сказал, что у него «руки в крови», замечание, которое так взбесило Трумэна, что он позже рявкнул: «Я не хочу видеть этого сына… сука в этом офисе никогда больше. В 1954 году у Оппенгеймера лишили допуска к секретным данным, что фактически лишило его любого прямого политического влияния: он был одним из тысяч пострадавших от красной угрозы и маккартистской охоты на ведьм.

Каждый ученый должен признать, что он не всегда сможет контролировать то, как другие используют результаты его исследований и открытий, и эта дихотомия, несомненно, будет лежать в основе Оппенгеймера. Даже название первоисточника «Американский Прометей» намекает на это: Прометей, конечно же, был богом, который украл огонь и дал его человечеству как предшественник знаний, технологий и цивилизации. Мэри Шелли дала своему роману «Франкенштейн» подзаголовок «Современный Прометей», отсылая к титулованному ученому, выпустившему на свободу монстра, которого он не мог контролировать.

Грибовидное облако теста Тринити в Нью-Мексико, июль 1945 г. Фото: Гетти

Легко понять, почему этот проект привлек Нолана. Но и от него многое зависит. Его последний фильм, «Тенет», едва окупился даже после учета затрат на маркетинг и получил смешанные критические отзывы. Тусклые цифры частично можно объяснить пандемией Covid — «Тенет» был выпущен в конце лета 2020 года, когда многие кинотеатры были еще закрыты, а многие люди не хотели ходить в те, которые были открыты, — но отзывы были необычайно плохими для режиссера. который обычно приветствуется критиками.

И хотя Нолан доказал свою форму, когда дело доходит до Второй мировой войны, когда «Дюнкерк» 2017 года собрал более 500 миллионов долларов при бюджете в 150 миллионов долларов, этот фильм использовал традиционные героические образы, которые любят зрители: триумф неудачника, тряпка. -tag сила, обретающая собственное мужество, отдельные акты храбрости и, конечно же, всеобъемлющее повествование о том, как добро провожает нацистское зло. Оппенгеймер по самой своей природе будет иметь немного из этих тропов; сам по себе предмет гарантирует, что это будет гораздо более подробная, мрачная и скомпрометированная история.

В этом отношении, и даже учитывая, сколько всего произойдет в мире до выхода фильма в июле 2023 года, история Оппенгеймера кажется идеальной для сегодняшнего дня. Перспектива применения Россией ядерного оружия на Украине — это возврат к самым острым страхам времен холодной войны, временам детства как бэби-бумеров, так и поколения X, когда уничтожение казалось вполне реальной перспективой.

Альберт Эйнштейн и Дж. Роберт Оппенгеймер в 1947 году. Фото: Гетти

Кубинский ракетный кризис, Greenham Common и CND, такие фильмы, как апокалиптическая военная драма BBC Threads, и такие песни, как Frankie Goes to Hollywood «Два племени»: это были основные элементы той эпохи, эпохи, определяемой творением Оппенгеймера и тем, как концепция, угроза и сдерживание, она повлияла на многие аспекты международной геополитики и повседневной жизни.

Теперь кажется, что мы снова здесь. Часы Судного дня, созданные в 1947 году под эгидой совета под председательством самого Оппенгеймера и призванные показать, насколько близок мир к ядерной аннигиляции, в настоящее время показывают 100 секунд до полуночи, что является самым близким показателем из когда-либо существовавших (хотя в наши дни они также учитывает изменение климата и прорывные технологии).

Человеческий прогресс идет в обе стороны, и наша способность что-то делать почти всегда перевешивает нашу способность решать, следует ли нам это делать. Оппенгеймер может быть историей о человеке своего времени, но это также и история нашего времени и на все времена.

Оставить комментарий

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Стоит Посмотреть

Новости По Дате

Март 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Вам может быть интересно:

Общество

ZenДОНЕЦК, 3 ноября. Число раненых в результате атаки украинского беспилотника на станцию ​​Никитовка в Горловке в ДНР возросло до двух человек, сообщил мэр города...

Бизнес

В третьем квартале 2024 года более 70% особо критических киберинцидентов были связаны с компрометацией учетных записей сотрудников. По данным центра противодействия кибератакам Solar JSOC...

Культура

ZenМОСКВА, 28 октября Актёр кино, сериалов и дубляжа Михаил Демчук скончался в возрасте 40 лет, сообщает сайт «Кино-Театр.ру».Согласно информации в профиле, актёр скончался 16...

Культура

ZenМОСКВА, 17 октября В столичном Театре имени Моссовета открылся Международный кинофестиваль «Евразия-Кинофест», сообщает корреспондент. «Для меня большая честь объявить первый Евразийский кинофестиваль открытым», —...