Дж. Роберт Оппенгеймер (справа) читает лекцию об атомной бомбе. Фото: Science Photo Library
"Я стал Смертью, разрушитель миров. Эта строка из эпической индуистской поэмы «Бхагавад-гита» пришла на ум Дж. Роберту Оппенгеймеру, когда он наблюдал за первым в истории успешным испытанием атомной бомбы. Это было в апреле 1945 года в высокой пустыне Нью-Мексико, и Оппенгеймер — директор Лос-Аламосской лаборатории, разработавшей бомбы в рамках Манхэттенского проекта, — инстинктивно знал, что мир изменится навсегда.
То, что его историю в настоящее время снимает Кристофер Нолан, свидетельствует о нашем непреходящем увлечении ядерной войной. То, что это происходит в то время, когда Европа впервые с 1945 года столкнулась с перспективой гневного развертывания ядерного оружия, добавляет еще больше актуальности, пикантности и страха, которых Нолан, конечно же, не мог предвидеть, когда впервые соглашался на этот проект.
<р>Нолан — один из самых интересных и влиятельных режиссеров Голливуда, один из немногих — и это действительно лишь горстка — кто может получить зеленый свет на масштабные проекты просто благодаря своему участию. Его фильмы собрали 5 миллиардов долларов в прокате в самых разных жанрах, включая супергероев (трилогия «Темный рыцарь»), триллеры («Бессонница», «Престиж») и научную фантастику («Интерстеллар», «Начало», «Довод»).
В мире релизов франшиз на палатках иногда может показаться, что он в значительной степени единолично несет флаг для фильмов, которые являются одновременно интеллектуальными и коммерческими. На первый взгляд, Оппенгеймер полностью отвечает этим требованиям. Все в нем тяжеловесно. Он основан на биографии американского Прометея, получившей Пулитцеровскую премию. В его состав входят Киллиан Мерфи в роли самого Оппенгеймера, а также Эмили Блант, Мэтт Дэймон, Роберт Дауни-младший, Флоренс Пью и Рами Малек.
По крайней мере, три крупные студии были заинтересованы в его создании после того, как давние отношения Нолана с Warner Bros испортились, и это признак влияния Нолана, что эти руководители — Джим Гианопулос из Paramount, Том Ротман из Sony и Донна Лэнгли из Universal — пошли посмотреть его у себя дома, вместо того, чтобы просить его прийти к ним в студию. Universal победила и, похоже, удовлетворила большинство требований Нолана, включая полный творческий контроль и 20% валового кассового дохода.
Киллиан Мерфи в роли Дж. Роберта Оппенгеймера. Фото: Universal Pictures
Глядя на историю Оппенгеймера, вы можете понять, почему она должна быть кинематографическим золотом. Он был очаровательным персонажем: напористым, задумчивым и пугающе умным, но также психологически неуравновешенным и склонным к депрессии и склонности к саморазрушению. «Физика мне нужна больше, чем друзья», — сказал он однажды своему брату, и уж точно он не пользовался всеобщей популярностью: в молодости в Геттингенском университете, куда житель Нью-Йорка отправился учиться в 1926 году, его сокурсники угрожали бойкотировать занятия, если он не перестанет доминировать на семинарах.
Как и многие харизматичные мужчины, он разделил мнение. Некоторые, особенно академические коллеги, отвергли его как претенциозного позёра. Но, будучи профессором Беркли и Калифорнийского технологического института в Пасадене, он вызывал почти героическое поклонение у многих студентов, которые перенимали его походку, манеру речи, манеры и склонность читать тексты на языке оригинала (его знаменитая «Бхагавадская книга»). Ссылка на Гиту рассказывает только половину истории: он выучил санскрит и поэтому вспомнил исходную цитату, "кало'сми локакшаякритправриддхо локансамахартумиха праврттах", а не английский перевод).
В любом случае, он оказался вдохновляющим выбором для Манхэттенского проекта. Его коллега-физик Виктор Вайскопф называл его режиссером «в прямом смысле этого слова». Его сверхъестественная скорость схватывания основных моментов любого предмета была решающим фактором… Он не руководил из головного офиса. Он присутствовал в лаборатории или в помещениях для семинаров, когда измерялся новый эффект, когда зарождалась новая идея. Именно его постоянное и интенсивное присутствие вызывало у всех нас чувство непосредственного участия; это создало ту уникальную атмосферу энтузиазма и вызова, которая царила в этом месте на протяжении всего времени».
Но, конечно, создание чего-то вроде ядерного оружия — это не просто вопрос научных навыков или организационных способностей: это также имеет глубокие моральные последствия. Оппенгеймер был настолько обеспокоен последствиями взрыва бомбы, что лоббировал международный контроль над ядерной энергией, чтобы предотвратить гонку вооружений: на самом деле до такой степени, что многие люди в правительстве и вооруженных силах США считали его нарушителем спокойствия или даже предателем. .
На встрече с президентом Трумэном после окончания войны он сказал, что у него «руки в крови», замечание, которое так взбесило Трумэна, что он позже рявкнул: «Я не хочу видеть этого сына… сука в этом офисе никогда больше. В 1954 году у Оппенгеймера лишили допуска к секретным данным, что фактически лишило его любого прямого политического влияния: он был одним из тысяч пострадавших от красной угрозы и маккартистской охоты на ведьм.
Каждый ученый должен признать, что он не всегда сможет контролировать то, как другие используют результаты его исследований и открытий, и эта дихотомия, несомненно, будет лежать в основе Оппенгеймера. Даже название первоисточника «Американский Прометей» намекает на это: Прометей, конечно же, был богом, который украл огонь и дал его человечеству как предшественник знаний, технологий и цивилизации. Мэри Шелли дала своему роману «Франкенштейн» подзаголовок «Современный Прометей», отсылая к титулованному ученому, выпустившему на свободу монстра, которого он не мог контролировать.
Грибовидное облако теста Тринити в Нью-Мексико, июль 1945 г. Фото: Гетти
Легко понять, почему этот проект привлек Нолана. Но и от него многое зависит. Его последний фильм, «Тенет», едва окупился даже после учета затрат на маркетинг и получил смешанные критические отзывы. Тусклые цифры частично можно объяснить пандемией Covid — «Тенет» был выпущен в конце лета 2020 года, когда многие кинотеатры были еще закрыты, а многие люди не хотели ходить в те, которые были открыты, — но отзывы были необычайно плохими для режиссера. который обычно приветствуется критиками.
И хотя Нолан доказал свою форму, когда дело доходит до Второй мировой войны, когда «Дюнкерк» 2017 года собрал более 500 миллионов долларов при бюджете в 150 миллионов долларов, этот фильм использовал традиционные героические образы, которые любят зрители: триумф неудачника, тряпка. -tag сила, обретающая собственное мужество, отдельные акты храбрости и, конечно же, всеобъемлющее повествование о том, как добро провожает нацистское зло. Оппенгеймер по самой своей природе будет иметь немного из этих тропов; сам по себе предмет гарантирует, что это будет гораздо более подробная, мрачная и скомпрометированная история.
В этом отношении, и даже учитывая, сколько всего произойдет в мире до выхода фильма в июле 2023 года, история Оппенгеймера кажется идеальной для сегодняшнего дня. Перспектива применения Россией ядерного оружия на Украине — это возврат к самым острым страхам времен холодной войны, временам детства как бэби-бумеров, так и поколения X, когда уничтожение казалось вполне реальной перспективой.
Альберт Эйнштейн и Дж. Роберт Оппенгеймер в 1947 году. Фото: Гетти
Кубинский ракетный кризис, Greenham Common и CND, такие фильмы, как апокалиптическая военная драма BBC Threads, и такие песни, как Frankie Goes to Hollywood «Два племени»: это были основные элементы той эпохи, эпохи, определяемой творением Оппенгеймера и тем, как концепция, угроза и сдерживание, она повлияла на многие аспекты международной геополитики и повседневной жизни.
Теперь кажется, что мы снова здесь. Часы Судного дня, созданные в 1947 году под эгидой совета под председательством самого Оппенгеймера и призванные показать, насколько близок мир к ядерной аннигиляции, в настоящее время показывают 100 секунд до полуночи, что является самым близким показателем из когда-либо существовавших (хотя в наши дни они также учитывает изменение климата и прорывные технологии).
Человеческий прогресс идет в обе стороны, и наша способность что-то делать почти всегда перевешивает нашу способность решать, следует ли нам это делать. Оппенгеймер может быть историей о человеке своего времени, но это также и история нашего времени и на все времена.
Свежие комментарии