Сцена из 2-го сезона сериала «Ради всего человечества»
Это самая известная телевизионная запись в истории. Зернистый черно-белый снимок человека в скафандре, осторожно спускающегося по лестнице, и говорящего, когда он ступает на поверхность Луны. Но он не говорит «один маленький шаг для человека, один гигантский скачок для человечества».
Он говорит по-русски, и через мгновение мы получаем перевод: «Я делаю этот шаг». за свою страну, свой народ и за марксистско-ленинский образ жизни, зная, что сегодняшний день — лишь один шаг на пути, который однажды приведет всех нас к звездам».
С этого убийственно простого исторического ревизионизма начинается сериал 2019 года «Ради всего человечества». В нем излагается альтернативная история, в которой Алексей Леонов, а не Нил Армстронг, является первым человеком на Луне, что привело к продолжению космической гонки на десятилетия спустя. Третий сезон должен выйти в эфир в конце этого года, и сериал «Ради всего человечества» оказался более резонансным в эти переломные времена, чем его создатели Рональд Д. Мур, Мэтт Вулперт и Бен Невиди могли предвидеть.
Этот резонанс проявляется по-разному. Совершенно очевидно, что в центре внимания находится холодная война в то время, когда в заголовках доминируют российский реваншизм и империализм. Это распространилось даже на само пространство, как в реальной жизни, так и в художественной литературе. В прошлом месяце Дмитрий Рогозин, глава российского космического агентства «Роскосмос», опубликовал в Твиттере видео, в котором угрожал оставить американского астронавта Марка Ванде Хея на Международной космической станции после того, как его запланированное нахождение там завершится 30 марта. шутка», хотя Ванде Хей, пожалуй, можно было бы простить за то, что она не увидела смешной стороны.
"Что-если?" историческая фантастика традиционно вращалась вокруг победы нацистов во Второй мировой войне: «Отечество», «Человек в высоком замке» и SS-GB успешно использовали этот образ. Напротив, советский успех в холодной войне в значительной степени игнорировался. Сам конфликт был менее драматичным, победа капитализма всегда могла казаться неизбежной, если оглянуться задним числом, а тоталитарное видение Оруэлла в «1984» настолько символично, что попытки подражать ему кажутся бессмысленными.
Однако, как показывает вторжение Владимира Путина в Украину, возможно, мы также уклонялись от "позволения" Советы побеждают, даже фиктивно, потому что мы опасаемся, что призрак русского медведя еще не исчез. Тысячелетний рейх просуществовал 12 лет и был мертв и похоронен вместе с самоубийством самого Гитлера.
Сам коммунизм, возможно, и не собирается возвращаться, но российская агрессия слишком очевидна. Путин и ему подобные никогда не прекращали вести холодную войну, и теперь мы снова здесь, с прочерченными линиями фронта, с призывом к НАТО вмешаться в дела Украины или остаться в стороне, а угроза ядерного уничтожения выше, чем когда-либо. не менее двух поколений.
Но For All Mankind также смотрит в будущее так же, как и в прошлое. Успех программы «Аполлон» в конце шестидесятых и начале семидесятых заставил многих людей поверить в то, что высадка на Луну — это только начало, и что вскоре начнется колонизация Луны и ее терраформирование. Но космическая гонка была настолько вызвана военной напряженностью времен холодной войны и вопросами национальной гордости, что, как только Советы отказались от своих собственных лунных устремлений, общественное желание, чтобы НАСА продолжало тратить миллиарды, тоже вскоре угасло.
Реальная жизнь российского космонавта Алексея Леонова, который опередил NASA на Луне в фильме «Ради всего человечества»
Однако теперь сочетание технического прогресса и все более насущных вопросов, связанных с долгосрочной обитаемостью Земли, означает, что Луна очень сильно вернулась на радары людей. «Ради всего человечества» постулирует строго бинарное лунное присутствие, как и подобает его повествованию и сеттингу: американцы создают базу под названием Джеймстаун, а Советы — поблизости под названием «Звезда». Но в сегодняшнем многополярном мире к американцам и русским почти наверняка присоединятся в любой возможной колонизации Луны Китай, Индия, Япония и астронавты, действующие под эгидой Европейского космического агентства.
На Луне также может быть частное и корпоративное присутствие: технологии сделали таких людей, как Илон Маск и Джефф Безос, непостижимо богатыми, и они, в свою очередь, хотят использовать технологии, чтобы оставить свой след в этом мире, а также в нем. Эти конкурирующие интересы не смогут сосуществовать без напряжения, что предвосхищается тем, как доспехи и оружие постепенно проникают в повествование «Ради всего человечества»: действительно, во время битвы с Советами из-за кратера, богатого литием, вооруженные астронавты начинают напевать Рихарда Вагнера. «Полет валькирий», известный во время вертолетной атаки на вьетконговцев в «Апокалипсисе сегодня».
For All Mankind также затрагивает современные проблемы разнообразия и инклюзивности. Многие из главных героев — женщины, и они астронавты и космонавты, а не жены этих людей: как и Леонов, первая женщина на Луне — советская, что обязывает НАСА расширить их набор и обучение за пределы традиционной демографической группы белых мужчин. Первоначальный призыв к вербовке женщин очень правдоподобно изображается как пиар-ход: на вопрос, кого бы он хотел видеть первой женщиной НАСА в космосе, президент Ричард Никсон ответил, что «предпочтительно блондинку».
Но программа не идет по упрощенному пути, предполагая, что женское присутствие на остром конце решает все проблемы структурного дисбаланса власти: Даниэль Пул и Эллен Уилсон, чернокожие и лесбиянки соответственно, страдают от плохого обращения и предубеждений. Он также не относится к Советам как к односторонним злодеям, что, похоже, ценилось в России. Один онлайн-обозреватель написал о «полном отсутствии зла в сериале», а другой сказал, что «проблески советского режима кажутся правдоподобными, наряду с изображением людей как людей, независимо от того, с какой стороны они происходят». р> <р>Как и вся хорошая научная фантастика, «Ради всего человечества» задает вопросы о человеческом состоянии: кто мы, что мы ценим, чего мы боимся. Эти вопросы менялись на протяжении многих лет. Ранние писатели-фантасты, такие как Жюль Верн и Герберт Уэллс, изображали науку в основном в положительном ключе, но после атомной бомбы в 1945 году и замечания Дж. Роберта Оппенгеймера о том, что «я стал Смертью, разрушителем миров», научный прогресс стал все более заметным. как обоюдоострый меч.
Научная фантастика времен холодной войны отражала страх перед политическим проникновением («Вторжение похитителей тел»), ядерным уничтожением («Планета обезьян») и контролем над населением («Зеленый сойлент»): технологическая революция, которая начала набирать обороты в восьмидесятых, принесла с собой подъем машин («Терминатор», «Матрица»); и беспокойство по поводу изменения климата стояло за такими фильмами, как «Не смотри вверх» и «Послезавтра».
Сцена из фильма «Ради всего человечества»
И наконец, конечно же, есть восхитительные маленькие штрихи, которые могут позволить себе все альтернативные истории. Здесь Рональд Рейган находится у власти с 1976 года, а не с 1980 года, Джон Леннон переживает покушение, но Папа Иоанн Павел II становится жертвой покушения, а принц Чарльз женится на Камилле Шанд, а не на леди Диане Спенсер. Все это вполне правдоподобно, в соответствии с общим тоном сериала: центральная идея о том, что Советы могли быть первыми на Луне, ни в коем случае не надуманная.
Они победили США до каждой космической достопримечательности: первый спутник (Спутник), первая собака (Лайка), первый человек (Юрий Гагарин), первая женщина (Валентина Терешкова) и первый выход в открытый космос (Леонов). Все это произошло во время правления Сергея Королева, гениального главного конструктора, личность которого держали в секрете из опасения, что ЦРУ попытается похитить или убить его: но когда Королев умер в 1966 году, советские мечты о том, чтобы первым полететь на Луну, умерли вместе с ним. его.
Тогда альтернативная история, но все же очень сильно укорененная в реальной жизни, как в мелочах, так и в больших. Королев был похоронен в Кремлевской стене, как и Гагарин, погибший в результате несчастного случая на тренировке два года спустя. По сей день все космонавты-новички, направляющиеся на Международную космическую станцию через Байконур, заранее едут в Москву и отдают дань уважения у могил двух людей, по чьим стопам они идут: человека, который летал, и человека, который дал ему крылья.
For All Mankind на Apple TV+
Свежие комментарии