Connect with us

Привет, что-то ищете?

The Times On Ru
  1. The Times On RU
  2. /
  3. Культура
  4. /
  5. «Не притворяйтесь, что викинги не были жестокими»: мрачная правда о ..

Культура

«Не притворяйтесь, что викинги не были жестокими»: мрачная правда о северянине

Александр Скарсгард играет Амлета в фильме «Северянин». Фото: Universal Pictures

Были ли у викингов столы? Это вопрос, над которым не теряют сна даже самые прилежные ученые. Но это беспокоило Нила Прайса. «Предположительно, они у них были», — объясняет Прайс, автор книги «Дети ясеня и вяза», исследования разума викингов 2020 года. «Но археологических записей о них нет, так что вы должны догадаться, как они выглядели».

Вы можете видеть его дилемму: как один из трех исторических консультантов «Северянина», Прайс был рядом, чтобы гарантировать, что мрачно-великолепный эпос о викингах Роберта Эггерса будет максимально точным. Но ключевая ранняя сцена происходит в банкетном зале — и она не имела бы такого же эффекта, если бы персонажи изящно ковырялись у себя на коленях. В итоге экипаж избежал вопроса с техническими ухищрениями. «Вы можете многое сделать с освещением, тенями и местом размещения камеры, — говорит Прайс.

Рискну предположить, что большинство зрителей вряд ли заметят мебель. В «Северянине» много интересного: это история семейной мести, рассказанная в диком мире скандинавской мифологии, который кажется 300 встречает Беовульфа. Типичный ранний эпизод показывает воина Александра Скарсгарда Амлета в волчьей шкуре, воющего у костра со своими приятелями-берсерками. В следующем кадре они прокладывают себе путь через славянскую деревню с рвущим горло удовольствием, прежде чем поджечь дом с женщинами и детьми внутри. Той ночью, пробираясь сквозь залитые лунным светом обломки, Амлет встречает слепую ведьму, которая предсказывает ему судьбу: отомстить за отца, убить дядю и спасти мать. Ведьму, естественно, играет Бьорк.

Тем не менее, несмотря на стиль «Буря и натиск», почти каждая деталь — от оружия до булавок для одежды — соответствует историческому близнецу, обнаруженному во время археологических раскопок. «Роберт очень хотел создать многослойное представление о том, что вы видите», — говорит Прайс. «В фильме нет экспозиции, поэтому было очень важно, чтобы фоновая детализация была максимально правильной».

Северянин текстурирован с аутентичностью. Один момент, которым Прайс особенно доволен, — это сцена, в которой Амлет врывается в могильный холм, чтобы достать меч. «Хотя ничто не говорит вам об этом, все предметы в этом кургане на пару сотен лет старше, чем обстановка [конец 9 века нашей эры]».

Николь Кидман в роли королевы Гудрун. Фото: Focus Features

Написанный с исландским поэтом Сьоном, «Северянин» — третий фильм Эггерса. Он следует за «Ведьмой» (2015 г.) и «Маяком» (2019 г.), которые, как и «Северянин», сочетают в себе психологическую напряженность, историческое правдоподобие и щедрый энтузиазм по поводу сверхъестественных странностей. Например, «Ведьма», которая увидела пуританскую семью в Новой Англии, напуганную ужасным присутствием в близлежащем лесу, была рассказана на языке, заимствованном из дневников и бухгалтерских книг 16-го века. Между тем, «Маяк» был двуручным фильмом в стиле По, в котором Роберт Паттинсон и Уиллем Дефо играли смотрителей маяка, которые все больше сходили с ума на отдаленном острове. Все закончилось — чтобы мы не забыли — тем, что Дефо превратился в морское божество со щупальцами. Эггерс ничего не делает наполовину.

Напротив, Северянин более традиционен. Это адаптация датской поэмы начала XIII века, в которой рассказывается история наследника королевства Амлета, чей дядя узурпирует трон, убивает отца Амлета и женится на его матери. Выросший в изгнании, Амлет клянется отомстить, его стремление к возмездию кроваво втягивает всю семью в трагедию. Это послужило источником вдохновения для шекспировского «Гамлета» и, конечно же, для «Короля Льва» Диснея.

«Северянин», снятый в течение 87 дней в Исландии, Оркнейских островах и Ирландии, является самым крупным фильмом Эггерса на сегодняшний день и, безусловно, самым дорогим. Но в отличие от исторической обстановки его предыдущих фильмов, мир викингов туманен. Викинги — люди-тени: мы знаем, что они существовали, но как они жили, думали, сражались и любили, до сих пор неясно. Даже слово «Викинг» — интерполяция. Хотя это слово использовалось в скандинавском мире для обозначения группировок, совершающих набеги, никто не считал себя «викингами». На самом деле, это слово не встречается в The Northman.

«Мы знаем о викингах из трех разных источников, — объясняет Прайс. «Самые непосредственные тексты — это те, которые написаны о викингах, а не ими. Итак, у нас есть много богатых источников от людей, которые встречались с викингами, но обычно они не говорили ничего хорошего! На самом деле, именно отсюда берутся многие наши стереотипы о них.

«Затем у нас есть исландские саги, написанные сотни лет спустя. И есть целое сообщество ученых, посвятивших себя выяснению того, были ли они на самом деле представителями жизни викингов или своего рода средневековой исторической фикцией. Тогда у нас есть то, что они оставили. Викинги были невероятно визуальны — украшали все подряд. Они жили в мире картинок, в мире историй, рассказанных с помощью картинок».

Кинематография северянина наполнена этим картинным миром. Каждая поверхность вырезана и украшена образами; действительно, одна из ключевых концепций фильма — «Древо жизни». У Амлета есть повторяющееся видение дерева, переплетенного артериями, ведущими к его предкам и наследникам: визуализируется его царская генеалогия. Эта странная идея является отсылкой к Иггдрасилю, мировому древу в центре вселенной викингов. Но это также прямое воссоздание настоящего гобелена, воссоздание которого мельком показано в фильме.

Не то чтобы викинги занимались только искусным ткачеством. «Это чрезвычайно жестокий фильм, — усмехается Прайс. «Но так и должно быть: мы не создаем образ эпохи викингов, притворяясь, что в ней не было насилия».

Основные темы судьбы и чести фильм трактует с тонкостью, которая противоречит их душераздирающим последствиям. Как и в сагах, на которых он основан, в «Северянине» верность семье — «социальному цементу» эпохи викингов — слишком легко рассыпается в пропитанный кровью ужас.

Эггерс также не уклоняется от последствий кодекса воина для тех, кто оказался на его периферии. Экономика викингов была построена на рабах. Суровая погода и плохая почва большей части Скандинавии сделали рабов, захваченных в набегах, жизненно важными. «Был бесконечный спрос на рабочую силу», — говорит Йоханна Фридриксдоттир, которая также консультировала фильм. «Они должны были производить все эти корабли и паруса в этот период массового расширения. Они заставляли людей выполнять очень интенсивный ручной труд в очень плохих условиях. Быть рабом было очень стыдно. Ты был просто объектом.

Особенно тяжело приходилось женщинам. В «Северянине» есть два основных женских персонажа: королева Гудрун Николь Кидман, мать Амлета, и Ольга Ани Тейлор-Джой, рабыня и волшебница, и его возлюбленная. Оба находятся в одном и том же цикле эгоизма, чести и насилия, которым движет мужчина.

Фридриксдоттир говорит: «У женщин не было свободы действий, пока они не выходили замуж. Но опять же, они были полностью вложены в систему. [В литературе] мы часто видим, как они раздувают пламя этой культуры. Потому что, в конечном счете, если мужчина не будет выполнять свою работу и защищать их, они тоже погибнут».

Скарсгард с Аней Тейлор-Джой в роли Ольги. Фото: Focus Features

Однако в этих пределах женщины могли обладать огромной властью. Пока мужчины совершали набеги, многие благородные женщины управляли своими поместьями, как современные генеральные директора, координируя работу сотен людей, чтобы можно было выполнить огромную работу по кормлению, одежде и отправке клана в море. Северянин делает еще один шаг вперед: в короткой сцене мы видим женщину-командира в бою. Доказательства этой фигуры исходят из могилы, которая, кажется, изображает женщину, одетую в доспехи воина.

Но среди ученых, по словам Фридриксдоттир, это вызывает большие споры. «Это одна могила, а раскопаны десятки тысяч могил. Так что даже если выяснится, что она женщина-командир, я не считаю это нормой. Это было до контрацепции, поэтому нет смысла брать женщину в рейд, потому что скоро она забеременеет».

Но женщины могли бороться и другими способами. В «Северянине» Ольга говорит Амлету, что ее магия может «сломать мужские умы», а женщины были глубоко вовлечены в вездесущие религиозные ритуалы викингов. На похоронах королева Кидман Гудрун принимает участие в жертвоприношении лошади, а затем, что леденит душу, в убийстве рабыни. Кровавые жертвоприношения, называемые в преданиях грубыми, были обычным явлением, даже если человеческие убийства были более редки. «Нет сомнений, что они это сделали», — говорит Прайс. «Действительно кажется, что людей убивали во время похорон».

Помимо ритуалов, направленных на умиротворение своего пантеона богов, викинги жили в мире, полном суеверий. Не было разделения между дневной реальностью и шумной толпой духов, демонов и божеств. Действительно, это размытие — черта всех фильмов Эггера. «Как будто эти элементы так же естественны, как погода. И люди сосуществуют с этими элементами как само собой разумеющееся», — сказал The New Yorker режиссер Альфонсо Куарон, один из первых поклонников Эггерса.

Берсерк: Амлет Скарсгарда в волчьей шкуре Авторы и права: Focus Features

Что касается сногсшибательных ритуалов берсерка, Прайс говорит: «Некоторые ученые считают, что они были литературным произведением саг, но это не соответствует тому факту, что у нас есть изображения людей в волчьих шкурах периода викингов. И мы не сомневаемся, что существовали поверья, меняющие форму — мужчины превращались в волков и медведей, женщины — в рыб и птиц. И я был впечатлен этой сценой, потому что она могла выглядеть нелепо, но в конце концов это было ужасно».

Несмотря на интимную историю, «Северянин» намекает на более широкую вселенную. Показаны разные языки и народы, а в одной сцене, действие которой происходит, кстати, в «земле Руси», то есть в современной Украине, рабов делят между «Киевом или Константинополем». Этот космополитизм исторически точен; Наемники-викинги работали при дворе византийских султанов, а их граффити были обнаружены в Турции. На самом деле сцена похорон основана на рассказе арабского путешественника Ибн Фадлана, который столкнулся с викингами на Волге в 922 году. «Часто упускается из виду то, что период викингов растянулся более чем на 300 лет на огромной территории», — говорит Фридриксдоттир. . «Это всего лишь небольшая история в самой северной его части».

Это дразнящая мысль: огромное пространство нерассказанных историй о викингах, ожидающих, чтобы другой режиссер с такими же амбициями и бюджетом воплотил их в жизнь. . В конце концов, это пейзаж, богатый знакомыми темами приключений, героизма и трагедии. Но также обещает кое-что еще: свежий взгляд на жизнь, способ видеть в новых, иногда пугающих оттенках.

«Их мировоззрение сильно отличалось от нашего, — говорит Нил. «И что мне особенно нравится в этом фильме, так это то, что им все равно — это их мир, и мы просто живем в нем».

Северянин сейчас в кинотеатрах

Оставить комментарий

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Стоит Посмотреть

Новости По Дате

Апрель 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Вам может быть интересно:

Спорт

Zen Чемпионка Европы по фигурному катанию Алена Косторная заявила изданию Sport, что пропустит сразу два соревновательных сезона «для решения личных проблем». Что скрывается за...

Общество

ZenДОНЕЦК, 3 ноября. Число раненых в результате атаки украинского беспилотника на станцию ​​Никитовка в Горловке в ДНР возросло до двух человек, сообщил мэр города...

Бизнес

В третьем квартале 2024 года более 70% особо критических киберинцидентов были связаны с компрометацией учетных записей сотрудников. По данным центра противодействия кибератакам Solar JSOC...

Культура

ZenМОСКВА, 17 октября В столичном Театре имени Моссовета открылся Международный кинофестиваль «Евразия-Кинофест», сообщает корреспондент. «Для меня большая честь объявить первый Евразийский кинофестиваль открытым», —...