Алекс Честерман — мастер имитации. Предыдущие успехи 52-летнего предпринимателя, Zoopla и Lovefilm, были вдохновлены американскими игроками Zillow и Netflix соответственно.
Cazoo, интернет-магазин подержанных автомобилей Chesterman, созданный в 2018 году, создан по образцу Carvana из Аризоны. «Амазонка автомобилей», основанная шестью годами ранее, доставляет подержанные автомобили до дверей покупателя. Выйдя на биржу с оценкой в 2 млрд долларов (1,6 млрд фунтов) в 2007 году, Carvana прошлым летом взорвалась до 70 млрд долларов (56 млрд фунтов) благодаря обещанию переписать правила покупки и продажи автомобилей.
< p>Когда Cazoo последовал за ним на фондовый рынок США в августе, неудивительно, что инвесторы отчаянно пытались скупить акции.
Теперь, однако, кажется, что колеса отрываются. Кризис стоимости жизни, а также нехватка транспортных средств и отход рынка от акций технологических компаний привели к тому, что цена акций Cazoo резко упала.
Несмотря на то, что ей всего три года, и она еще не окупилась. прибыль, компания, которая покупает, продает и доставляет подержанные автомобили в Великобритании и Европе, стала публичной в рамках сделки по обратному слиянию Spac с оценкой в 8 миллиардов долларов. Честерман присоединился к числу британских технологических миллиардеров и сказал, что компания готова к «огромному росту».
Однако сравнения могут быть опасными. С момента своего пика прошлым летом акции Carvana упали на 84% из-за нехватки подержанных автомобилей и возвращения американцев к физическим дилерам без ограничений.
Казу последовал за ним. С момента выхода на биржу чуть более девяти месяцев назад акции упали — также на 84%. Доля Честермана в 23,4% теперь стоит 300 млн долларов по сравнению с 1,8 млрд долларов, в то время как стоимость доли в 17,5%, принадлежащей бывшим инвесторам приватизированной DMGT, владельца Daily Mail, сократилась с 1,3 млрд долларов до 224 млн долларов.
«Алекс Честерман очень открыто говорил о копировании американской бизнес-модели, — говорит Дэвид Рейнольдс из Davy Research. «Он был очень недвусмыслен: «Вот кем мы хотим быть, мы хотим быть европейской Carvana». Но то, что было представлено как прекрасный пример превосходной реализации онлайн-бизнес-модели, теперь начинает выглядеть несколько разоблаченным».
Рыночные трудности Carvana пришлись на неловкий момент для Cazoo, чей дебют на фондовом рынке стал крупнейшим листингом британской компании в США.
Но на этом его проблемы не заканчиваются: прогресс идет медленнее, чем ожидалось.
Алекс Честерман смоделировал Cazoo по образцу американской компании Carvana. Фото: Том Стокилл
Cazoo заявила, что планирует стать крупнейшим автомобильным дилером в Европе, изменив то, как люди покупают и продают свои автомобили, а Честерман делает ставку на то, что автомобили являются одним из последних крупных рынков, которые перейдут в онлайн. Лондонская компания приобретает автомобили у потребителей и на аукционах, обслуживает их и доставляет в фургонах к дверям клиентов, при этом покупатели могут вернуть свои покупки в течение первых семи дней.
Однако в понедельник Cazoo заявила, что продажи в первом квартале года выросли на 159% в годовом исчислении, а количество проданных автомобилей удвоилось.
Хотя эти цифры могли бы быть впечатляющими для большинства компаний, Cazoo сообщила инвесторам в своем листинге в США, что ожидает утроения продаж — как доходов, так и автомобилей — в этом году. Это произошло после того, как компания уже не оправдала прогнозов доходов, сделанных в прошлом году.
В то время как скептики задаются вопросом, захотят ли потребители покупать подержанные автомобили в Интернете, не имея возможности снять шины и погрузиться в кожаные костюмы перед покупкой, Cazoo столкнулся с противоположной проблемой. Предложение, а не спрос, сдерживало компанию.
В октябре прошлого года на сайте было выставлено на продажу около 2000 автомобилей по сравнению с более чем 4500 годом ранее.
Несмотря на оценку своей технологической компании, реалии физического мира сдерживают компанию. Covid и трудовые проблемы означают, что Cazoo не смог отремонтировать достаточно автомобилей, чтобы продать их потребителям. Вместо этого он вернул больше оптовикам, на долю которых приходилось более четверти выручки в конце прошлого года.
Cazoo заявила, что планирует изменить то, как люди покупают свои автомобили
«Они просто изо всех сил пытались выполнить тяжелую логистическую работу по приобретению автомобилей, их ремонту, подготовке к продаже и последующей продаже. Я думаю, что они недооценили сложность создания логистических возможностей», — говорит Рейнольдс.
Чтобы решить эту проблему, компания укрепила свои возможности за счет ряда приобретений, расширения на континентальную Европу и проведения ремонта собственными силами. Но это вызвало опасения по поводу большого расхода денежных средств, что вынудило его вернуться на рынок за дополнительные 630 млн долларов в начале этого года.
Результаты улучшаются. Вчера на веб-сайте Cazoo было доступно более 6500 автомобилей, и результаты первого квартала показали, что меньшая часть автомобилей продается на низкорентабельный оптовый рынок.
Тем не менее, инвестиции съели прибыль. Компания заработала в среднем 124 фунта стерлингов за проданный автомобиль в первом квартале по сравнению со средним показателем в 427 фунтов стерлингов в прошлом году и долгосрочной целью в размере 2000 фунтов стерлингов. Компания признала, что иногда продает автомобили дешево, чтобы увеличить долю рынка.
Крах бума Spac и падение акций технологических компаний также сильно ударили по рыночной стоимости Cazoo, поскольку рост процентных ставок и война в Украине отталкивают инвесторов от убыточных быстрорастущих акций к более безопасным активам. Spacs стали предметом все более пристального внимания со стороны регулирующих органов в связи с прогнозами, которые они сделали при выходе на биржу.
Поскольку в прошлом году так много новых компаний стали публичными, Cazoo была вынуждена отложить выпуск годового отчета из-за нехватки бухгалтеры, специализирующиеся на сделках Spac.
Поседевшие ветераны автомобильной промышленности, которые таращились на оценку Cazoo и насмехались над идеей покупки автомобилей в Интернете, теперь могут чувствовать себя оправданными.
Списание компании может быть преждевременным. Официальные дилеры начали продавать через Интернет, в то время как Cazoo перешла к таким областям, как подписка, что может отражать то, как покупатели выбирают автомобили по мере того, как революция электромобилей набирает обороты.
Но этот сдвиг, вероятно, будет медленнее. чем когда-то заподозрил. Если колеса еще не совсем отвалились, Cazoo, по крайней мере, изо всех сил пытается включить первую передачу.
Свежие комментарии