Кадр из фильма Moonage Daydream, премьера которого состоится на Каннском кинофестивале. Фото: Канны, 2022 г.
Приближаясь к первой годовщине смерти Дэвида Боуи, Бретт Морген находился на стадии исследования для Moonage Daydream, своего любовного документального фильма о певце, когда чуть не умер сам. Создание фильма, мировая премьера которого состоится 23 мая в Каннах, должно было стать воплощением мечты режиссера, который открыл для себя свою музыку в начале 1980-х. «Я не знаю, что было раньше, половое созревание или Боуи», — признается он.
В конце 2016 года ему было даровано полное благословение поместья Боуи на моду именно тот фильм, который он хотел, то есть окончательный монтаж без чьего-либо вмешательства, и ему было представлено около пяти миллионов материалов (аудио- и видеоклипы, фотографии, заметки и т. д.) из личных архивов Боуи.
Затем, 5 января 2017 года, Морген был ошеломлен обширным сердечным приступом. «Я пролежал без движения три минуты, — объясняет он, — и неделю был в коме. Мне было 47 лет, что относительно молодо, у меня трое детей, но моя жизнь вышла из-под контроля. Баланса не было. Я был полностью одержим работой. Переход от этого опыта к работе Дэвида как бы научил меня жить. Я не могу отделить создание фильма от того, что в нем сейчас — это мое воскресение».
Десять лет назад Морген встретился с Боуи в его офисе в Нью-Йорке и обсудил возможность того, что он называет «гибридным документальным фильмом», чтобы впервые выпустить часть этой лавины отснятого материала в дикую природу. В то время Боуи не хотел никаких традиционных документальных фильмов, но искал творческий способ исследования архивов. Однако предложение Моргена повлекло бы за собой дополнительные 50 дней съемок, против которых Боуи, уходящий на пенсию, отказался.
После смерти Боуи Морген снова связался с поместьем, имея дело в основном со своим бизнес-менеджером и душеприказчиком Биллом Зисблатом. Его новая идея того, что он называет «интуитивным, возвышенным опытом», приспособленная к ультрасовременной звуковой среде 360º и IMAX, похоже, соответствовала намерениям Зисблата, а также получила одобрение семьи Боуи. Единственным условием для получения этого карт-бланша, никогда ранее никому не дававшегося, было уважение их частной жизни, когда фильм был обнародован.
<р>«Я думаю, они хотели, чтобы у меня был окончательный вариант», — вспоминает Морген, сидя на террасе отеля в бледно-голубом номере, который он называет своим костюмом «Жизнь на Марсе». (Он не такой бирюзовый, как тот, который Боуи носил для того знаменитого музыкального клипа.) «При моей первой встрече мне предоставили полный доступ, и единственным ограничением было «снять свой собственный фильм». Дэвида здесь нет, так что это должна была быть интерпретация Дэвида Бреттом Моргеном».
По словам Моргена, звуковой микс, который, по признанию Моргена, «немного вышел из-под контроля», готов снести крышу у Большого театра Люмьер во время его полуночного открытия. То, на что он потратил последние пять лет, не является обычным музыкальным документом, но это также и не совсем фильм-концерт. Это и экспериментально, и попсово — прямо как Боуи, который вдохновлял Моргена на каждом шагу. «Единственный способ сделать это — действительно принять многие подходы Боуи к искусству и творчеству», — объясняет он. «Не так много художников, которые могут пронести через свою философию двухчасовой фильм».
Морген провел два года, кропотливо просматривая все, что было доступно, прежде чем приступить к работе над формой фильма. «Как написать нелинейный опыт? Я шел на работу в 8 утра, приходил домой в полночь, ложился на кровать и плакал. Я чувствовал себя таким недостойным и неспособным сломать его. И огромное давление Боуи, с моим тогдашним здоровьем… это просто пугало».
Это было еще до того, как разразилась пандемия. Производственный офис Моргена в Лос-Анджелесе с примерно 20 стажерами пришлось убрать, оставив его одного в здании на весь процесс редактирования. «Это было ужасно. Но вдруг ты остаешься наедине с [видеозаписи] Дэвида. Он был лучшим компаньоном во время пандемии. Сидеть там и слушать, как он говорит о том, как использовать отчуждение и изоляцию в творческих целях. Сети не было; не было руководителей; поместье не собиралось ни на что смотреть. Конечно, это было сильное давление, но это также был величайший опыт в моей жизни».
Рекламные материалы для Moonage Daydream, премьера которого состоится на Каннском кинофестивале. Кредит: Канны, 2022 г.
Морген и раньше глубоко копался в таких темах, как печально известный голливудский продюсер Роберт Эванс (в фильме «Ребенок остается в кадре») и жизнь Курта Кобейна в фильме «Чертов монтаж» 2015 года. Он с самого начала твердо решил, что не собирается заниматься биографией для этого или прибегать к одной говорящей голове. «У него никогда не было интервью. Это фильм о Боуи в цитатах, а не биография Дэвида Джонса. Боуи лучше всего переживает — без объяснений».
Вместо этого он снял фильм о том, что Боуи значит для всех нас. «У меня был 48-страничный манифест, который я написал до того, как начал монтаж, в котором были все правила создания этого фильма. И в одном из них не было ни фактов, ни дат, ни биографии. Идея отсутствия биографии в том, что она позволяет вам проецировать на экран свою собственную историю. Есть отличное интервью, которое Мик Рок дал Дэвиду за три месяца до выхода Ziggy Stardust. Дэвид такой: «О, чувак, это газ — я просто говорю «космонавт», «лучевая пушка», и они заполняют пробелы! В этом красота Боуи».
Поиск сквозной линии этого фильма означал сосредоточение внимания на конкретных идеях Боуи о культурной тревоге перехода из 20-го века в 21-й. «Дэвид заявляет об этом — он говорит: «Моя сквозная линия — это хаос!» Хаос, который он создал с помощью нарезанных текстов, был невероятным комментарием. Он создавал саундтрек к миру, в котором мы живем сегодня. И понимание этого. Итак, гендерная текучесть. Это часть этого. И духовность является частью этого. И процесс нарезки является частью этого. И неизменяемость, как в 1980-х, является частью этого. Так что все это связано с этой сквозной линией».
Дэвид Боуи во время своего тура Diamond Dogs 1974 года. Фото: Гетти < р>Все песни, которые Морген решил включить, из более чем 400 записанных Боуи, должны были каким-то образом соответствовать этой концепции, хотя он прекрасно понимает, что бешеным фанатам Боуи будет не терпится узнать, во что они вошли. из склепа! Я смотрел каждый кадр каждого шоу. Я хотел освободить некоторые предметы. Но только если это имеет смысл — я никогда не собирался делать обход только для того, чтобы что-то купить.
«Я скажу вот что, и это будет иметь определенное значение для поклонников Боуи. Я принял решение, отчасти из-за IMAX и потребности в высококачественных визуальных эффектах, что я не могу использовать перформансы, если у меня нет выходов для камер [то есть полные кадры со всех камер]. Вот почему Стармена нет в фильме, потому что я бы взял отрывок из телешоу». Вот почему нет ничего, скажем, из выступления Боуи в Гластонбери 2000 года. «Потому что Гластонбери не будет лицензировать оригинальные кадры! Я кинорежиссер — я должен делать это по-своему».
Есть целые концерты, на которых Морген имел честь присутствовать в одиночестве в своей монтажной, включая легендарный тур Diamond Dogs 1974 года и его продолжение, так называемый Soul Tour, когда Боуи выбросил свою установку. список и снова отправился в путь. «Я понятия не имел, что существуют какие-либо кадры. И вдруг я смотрю на это и думаю: «Как долго это будет продолжаться?!»
Качество не всегда соответствовало порогу, позволяющему этим выступлениям попасть в список, хотя в отдельных частях это было. (Преданные, вероятно, захотят держать глаза открытыми, когда начнется «Рок-н-ролл со мной».) Как спасти что-нибудь из дурацкой постановки тура Serious Moonlight 1983 года? «Секрет заключался в том, чтобы избавиться от фоновых танцоров».
Бретт Морган представляет Moonage Daydream в Лас-Вегасе, апрель 2022 г. : АП
Благодаря изобретательному ремастерингу всего аудиоматериала Тони Висконти и оскароносному звукорежиссёру Полу Мэсси, будут и другие откровения — например, «плачущий и истеричный» Боуи на его изолированном вокальном треке к эпической панихиде 1969 года Комитета Лебедя, записанной когда ему было всего 22 года.
Морген был приглашен на фестиваль «Сандэнс» на премьеру своего фильма, но вместо этого решил подождать и бросить кости ради Канн. Как и подобает создателю фильма Moonage Daydream, он постоянно говорит мне, что сходит с ума. «Когда я вышел из самолета сегодня в Ницце, я понял, что у меня есть кадр в чертовом фильме, где он выходит из самолета в этом аэропорту. И у меня так много видеозаписей, когда он приехал в Канны в 1983 году с «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс». Я сейчас как бы в фильме».
Далекий от того, чтобы упокоить Боуи, Морген считает, что мы только вступаем в настоящую эру его величайшей славы. Его никогда не транслировали больше на Spotify. «Есть знаменитая фраза Боуи, в которой он говорит: «Мы создавали 21 век в 1971 году». И мир становится намного более осмысленным через призму Боуи, когда вы смотрите на него сегодня».
Moonage Daydream будет показан в рамках Каннского кинофестиваля, а 23 июня откроется Sheffield Doc/Fest.
Свежие комментарии